Железнодорожный грузовой транспорт требует правильно сконструированных грузовых вагонов. Конструкция вагона зависит от типа и свойств груза, а также от других соображений, таких как допустимая нагрузка на ось на пути, колея подвижного состава, тип сцепки и тормозной системы, национальные и международные правила. Товарный вагон состоит из кузова, конструкция которого зависит от назначения вагона, и шасси, в состав которого входят:
- святилище (каркас), составленное из продольных, поперечных и диагональных балок,
- ходовая часть, состоящая из колесных пар, заделанных в тележки или непосредственно в святилище (в тележки вагонов),
- тягово-буферная система, состоящая из винтовых сцепок и буферов, или автосцепок,
- тормозная система, состоящая из комбинированного (пневматического) тормоза и опционально ручного и стояночного тормозов.
Структура кузова зависит от вида и физико-химических свойств груза. По грузоподъемности (подверженности способу нагружения) нагрузки можно разделить на:
- жидкость (жидкости, газы),
- бесформенные (например, жирные, пыльные),
- твердый (например, зернистый, комковатый),
- штучные товары (например, генеральные грузы, бревна, тяжеловесные грузы).
Для облегчения погрузки и разгрузки штучные грузы могут перевозиться в погрузочных единицах, например на поддонах, в упаковках (несколько единиц груза, например, трубы, связанные тросами, ремнями и т. п.), в контейнерах.
Запчасти для железнодорожных вагонов и тяговых составов представлены в широком ассортименте на сайте Локомотивдеталь.рф.
Некоторые грузы могут перевозиться в вагонах общего назначения, для других требуется специальная конструкция кузова, а иногда и соответствующая грузовая инфраструктура, например, подъемные устройства, погрузочные бункеры, желоба или эстакады, наполнители, воздушные конвейеры (для сыпучих грузов). Кузов вагона может быть дополнительно оборудован устройствами автоматизации разгрузки, обогрева, охлаждения и т.п.