Яг-6

Общие сведения

ЯГ-6 представлял из себя вариант выпускавшегося ранее на том же заводе грузовика ЯГ-4. Отличие состояло в изменении габаритных размеров: ширина (2500 мм против 2460 мм у ЯГ-4), колея передних (1780 мм против 1750 мм) и задних колес (1860мм против 1784 мм), так же доработки узлов и деталей, всего 270 изменений. В остальном грузовой автомобиль оставался без существенных изменений. Конечно, конструкция восходящая к 1920-м годам, основанная на модели Я-5, к середине 1930-х годов окончательно устарела, а слабосильный для тяжёлого грузовика мотор ЗИС-5 делал ЯГ-6 довольно тихоходным, особенно, при максимальной нагрузке. Однако Ярославский завод собственного моторного производства не имел, а никакой альтернативы, после отказа от импорта двигателей, не было. Тем не менее, острая необходимость в тяжелых 5-тонных грузовиках, импорт которых в СССР с первой половины 1930-х годов резко сократился, требовала от завода продолжать выпуск автомобилей архаичной конструкции.

С середины 1930-х годов на заводе началась работа над новым поколением грузовиков (ЯГ-7), были построены опытные образцы, но серийное производство так и не было начато. Чтобы хоть как-то повысить характеристики выпускаемой модели ЯГ-6 в 1938 году были закуплены 50 штук двигателей Hercules-YXC-B американского производства и установлены на ярославские грузовики. Эти грузовики получили обозначение ЯГ-6М. Также в 1940 году на 16 автомобилей было установлены форсированные двигатели ЗИС-16 мощностью в 85 л. с. они получили обозначение ЯГ-6А.

Производство ЯГ-6 продолжалось до 1943 года, когда были собраны последние 30 автомобилей, пока завод не был переориентирован на выпуск гусеничных артиллерийских тягачей. С началом Великой Отечественной войны начались серьезные перебои с поставками двигателей ЗиС. По этой причине был разработан вариант ЯГ-9 с американским двигателем GMC. Но поставки двигателя не были организованы, поэтому остался только один образец.

С 1936 по 1943 годы было построено 8075 единиц.

Самоходная атомная станция СССР


Яркий пример из череды советских энергопоездов

Необычный концепт по созданию самоходной атомной электростанции начали разрабатывать в середине пятидесятых годов прошлого века. Все дело в том, что специалисты советской промышленности столкнулись с проблемой питания гражданских и военных объектов труднодоступных районов Крайнего Севера. Решением проблемы и стала разработка гусеничной вездеходной версией ПАЭС.

Уникальный советский атомовоз

Установка, официально названная «Передвижная атомная электростанция ТЭС-3», разрабатывалась, опираясь на опыт проектирования ядерных реакторов для ледоколов. В конструкции применялась схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора. Активная зона реактора выглядела как небольшой цилиндр.

Макеты ПАЭС «Памир» с разрезами в музейной экспозиции

Следует уточнить, что ПАЭС практически одновременно создавали в двух вариантах: гусеничный и колесный. Последний в итоге получил название «Памир» и, в отличие от первого прототипа, должен был применяться только в военной сфере. Однако оба проекта были свернуты во второй половине 1980-х годов — такая судьба постигла многие разработки, где так или иначе использовался атомный реактор, после крупнейшей техногенной аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

ЯГ-12 (1932–1933 гг.)

В октябре 1932 года Ярославский завод решительно вошел в когорту ведущих, наиболее крупных и прогрессивных автомобильных компаний мира, построив принципиально новый для тех времен и второй в мире тяжелый грузовик ЯГ-12 с колесной формулой 8×8, рассчитанный прежде всего на выполнение военных задач.

Его идея родилась весной 1931-го, когда британская компания Guy («Гай») построила и испытала первый в мире полноприводный артиллерийский тягач CAW (8×8). Руководство Красной армии сразу же распознало в нем будущее армейской автотехники и решило приобрести его для изучения и воспроизводства. Скудное финансирование сорвало эти планы, но фирма согласилась передать чертежи на свой грузовик советскому военному представителю. На их основе СКБ завода «Красный путиловец» приступило к разработке будущего четырехосника, основанного на иностранных узлах. Этот проект отвергли, и 16 мая 1932-го в работу включился Ярославский завод, где под руководством заведующего КБ А. С. Литвинова был построен свой 12-тонный автомобиль-вездеход. Первоначально ему присвоили индекс «Я-Гай», но потом его изменили на ЯГ-12

Из чувств национальной гордости и стратегической важности новой машины ей присвоили популярный в то время девиз «Наш ответ Чемберлену», обращенный британскому министру иностранных дел, ненавидевшему Советский Союз

Основой четырехоски являлся трехосный ЯГ-10 со штатными задними мостами и коробкой передач, к которому пришлось заново изобретать переднюю управляемую тележку с ведущими односкатными колесами. Конечно, столь необычная и сложная 20-тонная машина не смогла обойтись без иностранных агрегатов: ЯГ-12 оснастили двигателем Continental в 120 сил и сложнейшей трансмиссией, выполненной по схеме de Dion с приводами колес девятью короткими карданными валами с 18 импортными шарнирами равных угловых скоростей и 42 подшипниками. Готовый автомобиль своим ходом прибыл в Москву и 7 ноября прошел по Красной площади, а затем успешно одолел зимние испытания.

Для Красной армии планировалось наладить серийный выпуск ЯГ-12 и на следующий год изготовить семь грузовиков, но в реальности это были пустые грёзы. К тому времени в СССР вообще не существовало колесных вездеходов, опыта их разработки и профессиональных кадров, а отечественные автозаводы не были готовы к выпуску столь сложной техники.

ЯГ-12 остался из ряда вон выходящим и в общем-то случайным высшим достижением отечественной военно-технической мысли. Советскому Союзу не удалось удержать и развить свое краткое превосходство, да и единственный экземпляр уникальной машины потом где-то затерялся.

Короткое существование передового уникума никак не отразилось на развитии отечественной автомобильной отрасли и Ярославского автозавода в частности. С началом войны ему не оставалось ничего иного, как тупо продолжать сборку своих архаичных массивных, неповоротливых и дважды устаревших грузовиков. К тому времени в РККА насчитывалось всего лишь 1600 ярославских машин, которые на фронтах не сыграли какой-либо роли.

Источник — https://www.kolesa.ru/article/otvet-chemberlenu-ili-kak-arhaichno-revolyutsionnye-gruzoviki-iz-yaroslavlya-chut-ne-doveli-sssr-do-mirovogo-liderstva

ЯГ-10 (1931–1940 гг.)

Этот восьмитонный грузовик стал первым отечественным трехосным автомобилем повышенной проходимости с колесной формулой 6×4, на несколько лет опередившим ГАЗ-ААА и ЗИС-6. Его разработку на шасси Я-5 осуществляли инженеры из Ярославля и НАТИ, где он носил индекс Я-НАТИ-10.

Восьмитонный автомобиль ЯГ-10 на смотре новой техники в НАТИ. 1939 год

Специально для ЯГ-10 был зарезервирован запас двигателей Hercules мощностью 93,5 л.с. и коробок передач Brown-Lipe, которые к тому времени уже не поступали из-за океана. Его конструктивными новинками стали двухступенчатые демультипликатор и главные передачи задних мостов, балансирная подвеска на обратных (перевернутых) полуэллиптических рессорах с ходом каждого колеса до полуметра и задняя ведущая тележка, собранная по образцу и подобию американских грузовиков Moreland. Для повышения проходимости на задние двускатные колеса надевали специальные гусеничные ленты.

Бортовые машины ЯГ-10 перевозили артиллерийские орудия с прислугой и боекомплектом, а на доработанных пробных образцах со снятыми бортами планировалось доставлять легкие танки Т-26. На этом шасси монтировали также фургоны для мощных радиостанций и топливные цистерны вместимостью до 8000 литров.

Обычный ЯГ-10, приспособленный для перевозки танков Т-26 (из архива полигона РККА)


С 1933 года на грузовике с четырьмя откидными опорами устанавливали 76-мм зенитную пушку 29К с боекомплектом и боевым расчетом. Первый показ автомобильных зениток состоялся на Красной площади 1 мая следующего года. С началом войны тихоходные и полностью открытые колесные артиллерийские установки уступали гусеничной бронетехнике противника и практически все погибли в первые же месяцы боевых действий.

В  начале 1930-х на базе ЯГ-10 в НАТИ построили два опытных тягача с американскими 102-сильными двигателями и вакуумными усилителями. На испытаниях первый вариант Я-НАТИ-9 с пятитонным прицепом признали слишком тяжелым и тихоходным. Более удачным оказался тягач Я-НАТИ-9Д с восьмиступенчатой трансмиссией, позволявшей буксировать прицеп или артсистему полной массой до 7,5 тонн.

Самой оригинальной разработкой института стал уникальный грузовик-тягач НАТИ-2М на шасси ЯГ-10, обеспечивавший высокую проходимость на местности и живучесть в боевых условиях.

Двухмоторный 146-сильный автомобиль-тягач НАТИ-2М на шасси ЯГ-10

Во времена «моторного голода» на нем, вместо одного достаточно мощного, установили два параллельных 73-сильных двигателя ЗИС-5. Каждый из них через собственную трансмиссию приводил свою пару задних ведущих мостов. В 1935-м автомобиль поступил на испытания, но из-за сложности и ненадежного управления двумя силовыми потоками не был одобрен военными. Двухмоторная схема возродилась только во время Великой отечественной на полугусеничном тягаче АТ-14.

Аэродромная машина ЗИЛ САК

Малоизвестный специализированный ЗИЛ

Этот уникальный автомобиль остался всего в двух экземплярах в виде опытных прототипов, хотя представлял собой довольно многообещающую модель. Аэродромная машина ЗИЛ САК была разработана в СКБ совместно с заводом «Дзержинец» в период с 1966 по 1968 годы, а выпущена уже на Московском заводе.

Узлы автомобиля системы аэродромного контроля

Автомобиль представлял собой самоходный авиатранспортабельный агрегат системы аэродромного контроля, внешне же был двухсекционным дорожным автопоездом с цельнометаллическим кузовом. Был определен и функционал прототипа: проведение предполетной подготовки и диагностики систем военной и гражданской авиации.

ЗИЛ САК в полной комплектации

ЗИЛ САК в длину составлял около пяти с половиной метров, и имел снаряженную массу около 4 тонн, весь же автопоезд имел следующие габариты – 8,8 метров и 5,5 тонн соответственно. Максимальная скорость концептуальной аэродромной машины – 32 километра в час.

ЗИЛ САК образца 1968 года, вид слева

Испытания опытного образца были проведены на военном аэродроме в Жуковском, что в Подмосковье, однако в серийное производство необычный автомобиль так и не пошел. Всего же было построено два прототипа ЗИЛ САК (первый собрали 28 ноября 1966 года, второй — 1 августа 1968 года).

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью. Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж. Сегодня, когда говорят о Бабе-Яге, сразу возникает вот такой образ.И всё, благодаря актеру Георгию Милляру.Раскрыл талант Милляра известный кинорежиссер Александр Роу во время съемок сказки «Василиса Прекрасная» еще в 1939 году. В картине актеру досталась роль Бабы-Яги, но это случилось не сразу, тогда еще никому не известному молодому человеку пришлось за нее побороться. Проблема была в том, что даже сам режиссер не знал, как должна выглядеть Баба-Яга, однако Милляр смог найти выход из ситуации. Он рассказал, что в Ялте встретил старушку-гречанку, пасшую коз на Чайной горке, у женщины был скрюченный нос и недобрый взгляд. А вот характер актер взял «взаймы» у своей соседки по коммунальной квартире, обладавшей склочным и злым нравом. Однако в сказке Баба-Яга получилась, возможно, не самой красивой, но довольно добродушной старушкой. В сказке «Василиса Прекрасная», также на нее претендовала знаменитая Фаина Раневская, однако предпочтение отдали Милляру.И не прогадал Роу. Лучшей Бабы-Яги сложно представить. Художник И.Я. Билибин

Но вернемся опять к самой Бабе-Яге. Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть. Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Художник Игорь Ожиганов

Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ — пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.Избушка Бабы-Яги в современном исполнении. Модель амбара на территории парка Скансен в Стокгольме.

Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

Планета Яг

Яг
Информация и данные
Вселенная Мифы Ктулху, Хайборийская эра
Расположение На краю Вселенной
Расы Яг
Известныепредставители Йогах
Создатель Роберт Говард
Жанр Научная фантастика, Фэнтези

Планета Яг упоминается Говардом в двух произведениях: Алая Цитадель и Башня Слона.

В «Алой цитадели», Конан попав в подземелье, находит колдуна Пелиаса, частично замурованного в дереве Йитха, семена которого, некогда были перенесены с планеты Яг. В следующем, после «Алой цитадели», рассказе «Башня Слона» Говард уже даёт более детальное освещение планеты. Вполне возможно на эту планету и попадает Исау Каирн, герой романа Роберта Говарда «Альмарик». В пользу этого говорят ряд фактов. Господствующая на Альмарике раса гарпиеподобных существ зовётся Яга. Царица народа яга Ясмина, спрашивая Исау, каким образом он попал на Альмарик, далее рассказывает о существах которые могут преодолевать космические расстояния, что перекликается с расой Йогаха.


Яг созвучен лавкрафтовской планете Юггот, а Яг-кошу похож на Йита. Сходство ещё и в том, что Лавкрафт помещает Юггот на краю Солнечной системы, Говард на краю Вселенной. Раса Яг схожа с Йит Лавкрафта, обе они прибыли на Землю миллионы лет назад и наблюдали за эволюцией планеты. Вполне возможно Роберт Говард опирался на названия придуманные его другом Лавкрафтом.

History

Describe the history of the creation and combat usage of the vehicle in more detail than in the introduction. If the historical reference turns out to be too long, take it to a separate article, taking a link to the article about the vehicle and adding a block «/History» (example: https://wiki.warthunder.com/(Vehicle-name)/History) and add a link to it here using the template. Be sure to reference text and sources by using , as well as adding them at the end of the article with . This section may also include the vehicle’s dev blog entry (if applicable) and the in-game encyclopedia description (under , also if applicable).

Раса Яг

Предпосылкой для создания персонажа Тэвис Клайд Смит считал взгляды Говарда о том, что любая форма жизни священна. Сам Говард увлекался восточной философией, в его рассказах много сюжетов о переселении душ и других восточных мотивов. Это передалось ему от отца врача и преподавателя йоги Айзека Говарда. Само по себе имя Йогах (Yogah) на санскрите означает просвещённый или мистический, создавая персонажа Говард явно опирался на это. Внешность же, и нрав Йогаха скопированы с индийского бога Ганеши. При создании сюжетов и персонажей к своим рассказам Роберт Говард часто брал сюжеты из мифологии. Также и случилось с персонажем из Башни Слона. В мифе о Ганеше, отец Шива отрубает ему голову, но затем вместо неё даёт сыну голову слона. В рассказе Говард поменял Шиву на колдуна Яру, а голову на глаза которые вырвал Яра дабы усмирить Йогаха.

Йогах рассказывает Конану о том как вследствие бунта они с сородичами были изгнаны с родной планеты Яг и долго скитались по Вселенной, пока не нашли себе пристанище на Земле. А на земле они потеряли свои крылья. Можно предположить, что под «крыльями» инопланетянин имел в виду космический корабль, однако впоследствии Конан видит крылья за спиной Йогаха в кристалле. Вполне возможно Роберт Говард использовал библейский сюжет изгнания с небес падших ангелов, для создания образа инопланетян с планеты Яг.

Яг внешне похож на существо Чагнар Фаун, из рассказ «Ужас с холмов» Френка Лонга, которого называют богом слонов. Учитывая, что «Ужас с холмов» вышел на два года раньше чем «Башня Слона», можно предположить, что Говард взял за прототип Яг-коша Чагнар Фауна. Однако если для людей Чагнар представляет опасность, то Яги, наоборот, доброжелательны.

Description

The YaG-10 (29-K) is a rank III Soviet tank destroyer with a battle rating of 3.7 (AB/RB/SB). It was introduced in Update 1.67 «Assault».

This unarmoured truck is equipped with a good fast-firing 76.2 mm cannon, which has similar armour penetration to the infamous D-5T from later soviet vehicles. This is the last unarmoured truck chassis of the Soviet tech tree, after the ZiS-12 (94-KM) and before the ZiS-43.

The 29-K is a pure sniper, use it as such. This truck is all about its precise, fast firing gun and nothing else. Safely cover up 2/3 of the vehicle behind a building, leaving only the gun, gunner and one loader exposed, taking precise shots at unsuspecting enemies.

Mobility It’s a cannon on wheels. Unlike most other Soviet trucks, it is not a GAZ chassis, it is a ten-wheeled YaG-10. This new (and unique) chassis is slower than its predecessors, but has better ground flotation with 10 wheels in total (8 in the back and under the gun, 2 at the front). The wheeled configuration makes turning on the spot impossible; thus, anticipate an escape route in case the situation turns sour.

«Protection?» It has 6 crew members, meaning it can take a few shots and even resist MG fire (if well-covered). Ammo racks are covered with 12 mm steel plates, meaning regular MGs cannot ignite them. Otherwise, any HE shell will rip the YaG-10 apart and artillery usually shreds the vehicle with shrapnel. This low armour value has its advantages: APHE shells will often not detonate or simply not hit anything if shot from the sides.

Gun The 76.2 mm 3-K equipped on this chassis is one hell of a gun, with good penetration and a relatively flat ballistic trajectory. 3 loaders provide it with a fast reload speed, comparable to Rank 1 vehicles. These 3 crew members allows a bit of loss before feeling a reduced firing rate. The only things the gun may lack is a good amount of HE filler for destroying enemy vehicles easier and a faster turning speed for reacting faster. This gun has similar characteristics to the D-5T, found on later Soviet tanks, providing a good learning curve to tanks using it (mainly SU-85, IS-1, T-34-85 (D-5T)).

Самосвал НАМИ-0143СХЗ

Даже самосвалы могут быть и поразительными по размерам, и даже красивыми

В середине шестидесятых годов двадцатого века появилась потребность в большом агрегате у химической промышленности, а точнее, Сакского Химического Завода — там нуждались в самосвалах, предназначенных для обслуживания. Выполнить заказ для крымского производства взялись в НАМИ в 1968 году. В качестве основы был использован Урал-375.

Самосвал НАМИ-0143СХЗ, вид сзади

В результате инженерам удалось построить настоящего исполина с сочлененной рамой и десятком пневмокатков — они обеспечивали минимальное давление на поверхность тех участков лиманов, которые отличаются высоким содержанием ила. В 1971 году был собран опытный прототип, который бал полностью готовым к испытаниям, а после самосвалы НАМИ-0143СХЗ эксплуатировали в основном на территории Крымского полуострова на протяжении пятнадцати лет.

Armaments

Main armament

Main article: 3-K (76 mm)

76 mm 3-K Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 48 -3°/+82° ±180° N/A 9.7 13.4 16.2 __._ 19.2 6.5 5.7 5.3 5.0
Realistic 6.5 7.7 __._ __._ 11.0

Ammunition

Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
BR-361 APHEBC 121 119 109 98 88 79
O-361 HE-DF 22 22 21 20 20 20
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Normalisation at 30°from horizontal Ricochet
0% 50% 100%
BR-361 APHEBC 813 6.61 1.2 14.0 150 +4.0° 48° 63° 71°
O-361 HE-DF 813 6.61 0.05 0.1 621 +0.0° 79° 80° 81°

Ammo racks

Ammo racks of the YaG-10 (29-K)

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty 4thrack empty Visualdiscrepancy
48 __ (+__) __ (+__) __ (+__) __ (+__) __

Ягг-коша

Ягг-коша
Создатель Роберт Говард
Произведения Башня Слона
Возраст несколько миллиардов лет
Дата смерти в Хайборийскую эру
Прозвище Йогах
Прототип Ганеша

После непродолжительного разговора существо представляется Йогахом, или Яг-кошу, инопланетянином с планеты Яг, и рассказывает Конану о судьбе своей расы. О том как восстав против несправедливости властей планеты, некоторые из них покинули родину и стали скитаться в поисках нового дома. Так они прибыли на Землю и остались на ней, наблюдая как изменяется на протяжении миллионов лет облик планеты. Улететь они уже не могли, так как по приземлении на планету они лишились крыльев. В конце концов Йогах остался последним в своём роде и жил в джунглях Кхитая, где ему поклонялись как доброму божеству, пока в ученики к нему не был принят Яра который обманом пленил его, ослепил и заставил служить себе. Рассказ Йогаха тесно переплетается с эссе Роберта Говарда «Хайборийская эра». В том же контексте гуманоид с головой слона, рассказывает о том как зарождалась жизнь на земле, как появились первые разумные расы, последним из которых был человек. Далее он рассказывает о возвышении и крахе цивилизаций людей. О том, как, некогда могущественная Атлантида была низвергнута в океан, и как оставшиеся в живых атланты деградировали, превратившись в обезьян, а потом вновь эволюционировали в людей назвав свой народ киммерийцами.

Экспериментальный автобус УАЗ-452К/452ДГ

Малоизвестный многоколесный УАЗик

16-местный экспериментальный автобус УАЗ-452К был построен в 1973 году и предположительно имел колесную схему 6х4, либо и 6х6. Справедливости ради, следует уточнить, что эта модель является далеко не единственным воплощенным в жизнь примером трехносного автомобиля УАЗ. Разрабатывался же столь нетривиальный автобус с целью улучшения проходимости и вместимости внедорожника вагонной компоновки.

Трехносный УАЗ в Монголии. Современный вид

Интересна история этого необычного проекта. По сути, УАЗ-452К остался на уровне прототипа, ведь от массового производства данной модели было решено отказаться после проведенных испытаний. Так, в ходе проверок выяснилось, что несмотря на достигнутые преимущества, усложненная конструкция значила увеличение массы автобуса и, соответственно, больший расход топлива, что не устроило заказчиков.

Грузинский реанимобиль «Медея»

Однако позже на его базе были разработаны реанимационные автомобили под названием «Медея». Мелкосерийное производство этой модели — в среднем, по 50 экземпляров в год — было налажено только в 1889 — 1994 годах в Грузии, а сами машины шли на нужды местных горноспасателей.


УАЗ-452ДГ и УАЗ «Вездеход»

Была и другая подобная модификация трехносного внедорожника вагонной компоновки, и она оказалась родом также из грузинских земель. Речь идет о машине, которая изготовлялась кооперативом «Вездеход» в городе Болниси в период с 1989 по 1994 годы.

Армейский вездеход ГАЗ-69

Вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в СССР разрабатывался целый ряд засекреченных проектов автомобилей на снегоходных движителях фрезерного типа с дополнительными опорными лыжами. Среди этих вариантов были такие, которые по своими конструкциями и техническими характеристиками не имели аналогов за рубежом.

Прототип ГАЗ-69 с передними лыжами

Последние имели узкие металлические колеса большого диаметра с острыми кромками по окружности — такая конструкция во время движения по снежной целине или ледяному насту позволяла прорезать их на глубину до полуметра, то есть, нередко они достигали замерзшего твердого грунта. Колеса опирались на монолитную земляную поверхность и, отталкиваясь от нее — благо, их твердость позволяла — были способны продвинуть вездеходы по местности, где могла забуксовать даже гусеничная техника.

Вариант ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах

Ярким примером такого типа вездеходов и стал ГАЗ-69 — автомобиль повышенной проходимости, который выпускался в 1956-1973 годах. Спроектированная, что называется, «с нуля» машина в результате стала первой в огромном семействе модификаций, которые поражали своим разнообразием, ведь от армейского вездехода «шестьдесят девятый» умудрились переработать до милицейских и почтово-сельских автомобилей, и даже детского пожарного автонасоса.

Вездеход НАМИ-0157

Такое чудище на колесах в любую погоду по любой дороге пройдет и не заметит

Этот уникальный агрегат знатоки советского автопрома называют королем вездеходов. И действительно, грузовик НАМИ-0157, который является прототипом снегоболотохода повышенной грузоподъемности, внушает полное доверие своим габаритам перед непроходимыми дорогами. Разрабатывался этот огромный вездеход в НАМИ с 1969 по 1973 год с конкретным предназначением — его собирались приспособить для нужд нефтегазовой промышленности.

Вездеход, который должен был помогать добыче нефти

Грузовик имел оригинальную конструкцию: две короткие гусеничные платформы, одна из которых была способна выдержать граничную массу груза в 8 тонн, соединялись между собой специальным опорно-поворотным устройством. Гусеницы машины — резино-металлические по материалу — были шириной 970 мм и приводились в движение пневмокатками, которые установили туда, заменяя традиционные стальные катки.

Снегоболотоход НАМИ-0157, вид сзади

После создания опытного образца он был отправлен на испытания, во время которых выяснилось, что разгоняться это чудище советского автопрома способно до 30 км/ч., а это, по сути, высокая, если не максимальная скорость для подобной техники. Более того, вездеход смог удерживать эту скорость, проходя по любому покрытию — снегу, болоту, а также песчанику. К тому же, грузовик беспрепятственно прошёл вброд водоёмы глубиной практически до двух метров.

Одна из самых известных модификаций монструозного вездехода — Урал 5920

Однако на этом же этапе испытаний были выявлены и несколько конструктивных недостатков, которые, впрочем, не стали помехой к выдаче разрешения на серийное производство. Позже грузовик неоднократно дорабатывался и менял названия — самой известной модификацией считается снего-болотоход Урал-5920, который собирали вплоть до развала СССР. А в 2002 году производство подобных транспортеров возобновили, но уже с индексом ТС-1.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда. Баба-Яга не отличалась красотой.Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно — там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.


С этим читают