Что такое гудронатор

Характеристики автогудронаторов

Автогудронаторы можно разделить на несколько видов – все зависит от объема цистерны. Машина небольшой вместимости имеет цистерну до 1500 л, средней – от 3 до 5 тыс. литров, а большей вместимости – свыше 5 тыс. литров.

Основные достоинства современных моделей автогудронаторов:

  • Возможность проводить автономную загрузку цистерны на базе;
  • Транспортировка битумных материалов на дальние расстояния;
  • Перевозка по автотрассам наряду с прочим транспортом;
  • Поддержание температуры транспортируемых материалов;
  • Равномерное распределение залитых материалов по дорожному покрытию.

В конструкцию автогудронатора включены такие элементы, как: шасси, цистерна с установленным оборудованием (системой обогрева, перекачки, распределения материалов из битума). Цистерна представлена овальной емкостью, в основе изготовления которой применяется листовая сталь. Внутри находятся 2 отсека, сообщающихся между собой – их разделяет волнорез. Один из таких отсеков имеет отверстие, через которое цистерна наполняется жидким материалом. Помимо этого, отсек обеспечивает доступ для осуществления ремонтных работ и очистки цистерны.

Как же устроен автогудронатор?

Системы распределения, которые установлены в автогудронаторах, могут быть циркуляционными (очищаются давлением воздуха) и нециркуляционными, которые промывают растворителем. Когда в качестве обогрева применяют жаровые трубы, это называется системой прямого нагрева. А когда используют масляную рубашку – системой непрямого нагрева.

Для подачи жидкого материала на поверхность, которую необходимо обработать, обычно применяют насосы и компрессорные установки, обеспечивающие нужное давление. В зависимости от моделей, эта техника оснащена разными вариантами приводов: от двигателя автомашины, от специального двигателя либо ручным приводом.

В цистерне имеется поплавковый указатель уровня, по которому определятся степень наполнения. Когда уровень битума минимален, то горелка автоматически выключается. Температура битума отслеживается благодаря особым термометрам, расположенным на стенках цистерны. У оператора есть возможность регулировать температуру, так как имеется и температурный датчик. Необходимая температура временно поддерживается установленной системе подогрева. У автогудронаторов имеются системы циркуляции горячего битума и очистки, результат которых – ликвидация остатков битумного материала.

Приобретение данной спецтехники, как показала практика, невыгодно. Если появляется необходимость в выполнении небольшого объема работ либо их непостоянного характера, то лучше всего взять автогудронатор в аренду. Благодаря дорогостоящему агрегату можно не только доставлять нужные материалы к месту назначения, но и наиболее эффективно работать с ними, ведь такая спецтехника очень выручает при проведении ряда технологических операций. К ним можно отнести подогрев, перекачку и распределение эмульсии.

Автогудронатор применяется не только при возведении и ремонте автотрасс, но и для использования в прочих отраслях народного хозяйства, к примеру, транспортировки мазута, сырых торфяных и каменно-угольных дегтей, смазочных материалов.

Классификация техники

Принципиально автогудронатор состоит из:


  1. Цистерна овальной формы с поплавковым механизмом для контроля уровня смеси.
  2. Система подогрева битума находящегося внутри цистерны.
  3. Распределительная система для точной дозированной подачи смеси.
  4. Пульт рабочего управления и контрольные приборы.

По каким признакам принято разделять автогудронаторы:

  1. Конструкция системы распределения вяжущих материалов.
  2. Тип нагрева битумной смеси.
  3. Способ подачи битума для выполнения рабочего процесса.
  4. Конструкционные особенности трубы распределения смеси.
  5. Способ очистки системы подачи битумных материалов.

Системы распределения битумных смесей могут быть циркуляционными, когда материал подается под давлением (автогудронатор) и нециркуляционными, в этом случае подача происходит естественным током битума (в случае применения ручного гудронатора).

Для осуществления процесса подачи и других технологических операций автогудронатор оборудован битумным насосом или компрессорной установкой. Эти агрегаты приводятся в действие или двигателем автомобиля или специально предусмотренным автономным двигателем.

По способу перемещения

Все гудронаторы можно разделить на три основных вида:

Ручной гудронатор. Это небольшая емкость с термической изоляцией, которая устанавливается на двух или трехколесной тележке или небольшом двухколесном прицепе. Объем емкости не превышает 500 литров. Распределение битумного материала производится ручным насосом. Применяется в случаях, когда речь идет о небольших объемах работ и использование автогудронатора нецелесообразно.


В этом видео показана демонстрация работы автономного ручного гудронатора:

Прицепной гудронатор. Устанавливается на четырехколесном прицепе автомобиля. Емкость бака до 2 м3. Пролив битумной смеси производится уже с помощью насосной установки или гидравлической системы тягача. Удобство эксплуатации заключается в том, что в роли тягача может быть использован любой автомобиль.

Автогудронатор. Автономный узкоспециализированный агрегат. Состоит из автомобиля, цистерны и систем разогрева и подачи горячей битумной смеси. Применяется при проведении больших объемов дорожно-строительных работ.

В этом видео показана демонстрация работы автогудронатора:


По ёмкости цистерны

Автогудронаторы, кроме всего прочего, различаются еще по ёмкости цистерны, установленной на шасси автомобиля:

  • Малой вместимости. Емкость цистерны 1000-1500 литров;
  • Средней вместимости. Емкость цистерны 3000-3500 литров;
  • Большой вместимости. Емкость цистерны 5000 литров и более.

Для обеспечения наибольшей устойчивости автомобиля при движении и компактности цистерны изготавливают в форме овала. Для придания дополнительной прочности внутри емкости стоят перегородки и ребра жесткости.

На задней стенке цистерны устанавливается система подогрева, состоящая из горелки и металлических труб с форсунками. Внутри емкости установлен поплавковый механизм, показания которого выводятся на прибор пульта управления. В нижней части врезана переливная труба с вентилем, вверху стоит клапан сброса воздуха, во избежание возникновения воздушных пробок.

Технические характеристики автогудронатора ДС-39Б

Наименование характеристики Значение характеристики
Шасси ЗИЛ-433362 или ЗИЛ-432932
Габаритные размеры в транспортном положении, м, не более (длина×ширинаЧвысота) 6,65Ч2,45Ч2,65
Масса снаряженного автогудронатора, кг, не более 6850
Полная масса автогудронатора, кг, не более 11000
Распределение нагрузки на дорогу от автогудронатора полной массой, кг, не более
– на переднюю ось 3005
– на задний мост 6930
Скорость, км/ч
Транспортная максимальная (с грузом) 85
Рабочая (при розливе) 3,5-24,6
Цистерна Стальная, эллиптического сечения с внутренними перегородками, термоизолированная слоем стекловолокна 50 мм и облицованная стальным листом толщиной 0,8 мм
Номинальная вместимость цистерны, м3, не менее: 4
Тип привода рабочего оборудования
– вращение битумного насоса Механический привод: КПП-КОМ-карданная передача
– открывание-закрывание форсунок Пневмопривод от пневмосистемы шасси
– подъем-опускание распределителя Вручную (винтовой механизм)
Битумный насос Шестеренный, подача (ном.) 1,4 л/об, максимальная высота подачи 30 м
Подогрев битума в цистерне Стационарной горелкой через жаровую трубу
число горелок, шт. 1
Вид топлива дизельное топливо
Расход топлива горелкой, (л/ч), не более 9
Вместимость топливного бака горелки, м3 (л), не менее 0,02 (20)
Подача топлива к горелке Сжатым воздухом от пневмосистемы шасси
Разогрев битума в коммуникации Переносной горелкой
Скорость подогрева жидкого битума в цистерне при начальной температуре плюс 80°С, °С/ч, не менее 10
Снижение температуры битума в цистерне в течение 1 ч.
– на стоянке Не более 3% от перепада температур окружающего воздуха и битума
– при транспортировании со скоростью не более 50 км/ч Не более 4% от перепада температур окружающего воздуха и битума
Розлив битума Распределитель циркуляционного типа с запорными соплами
Число форсунок, шт 21 (25 *)
Максимальная ширина розлива, м 4,0 (4,8 *)
Изменение ширины розлива Кратное 0,19 м
Удельная норма розлива, л/м2 0,5…5,0
Изменение нормы розлива ДС-39Б — дискретное, ДС-39Б2 — бесступенчатое, при помощи регулятора расхода гидравлической жидкости с ручным управлением **
Обслуживающий персонал 1 чел (водитель-оператор)

Примечание:

  • * С удлинителем распределителя битума (опция).
  • ** Возможна установка системы автоматического управления нормой розлива битума (система точного дозирования) с управлением от микроконтроллера (опция).

Данный гудронатор опережает конкурентов в своем классе.

В разное время встречались другие написания маркировки этого автогудронатора: ДС39Б, ДС 39 Б, ДС 39Б, ДС39 Б, ДС39-Б, ДС-39-Б, ДС-39 Б, ДС 39-Б.

Назад в раздел

Виды строительных работ с использованием гудронатора

Автогудронатор является техникой узкоспециализированной. Основное применение:

  1. Строительство новых автомобильных дорог. Пропитка щебеночных слоев дорожного покрытия и проливка поверхности перед проведением асфальтобетонных работ.
  2. Ремонт полный или частичный уже существующих дорог. Проливка производится для более прочного сцепления нового слоя асфальтобетона со старым.
  3. Выполнение гидроизоляции фундаментов зданий и опорных элементов, находящихся в земле.

Первый советский автогудронатор, которому выпала большая честь участвовать в первомайском параде на Красной площади в 1934 году, имел цистерну, обработанную стекловолокном емкостью 3 м3. Подогрев битума производился с помощью керосиновых форсунок. Битумный насос обеспечивал подачу смеси и продувку системы. Приводом для него был двигатель автомобиля. Ширина обрабатываемой поверхности была от 3 до 7 м.

В наше время мало что изменилось. Мощнее автомобили, большей емкости цистерны. Неизменными остаются три кита бывшего советского машиностроения: Курган, Иркутск, Кременчуг.


С этим читают