Индекс херфиндаля — хиршмана

BREAKING DOWN ‘Индекс Херфиндаля-Хиршмана — HHI’

Чем ближе рынок к монополии, тем выше концентрация рынка (и тем ниже его конкуренция). Если, например, в отрасли была только одна фирма, эта фирма имела бы 100% долю рынка, а HHI равнялась бы 10 000, указывая на монополию. Если бы существовали тысячи фирм, конкурирующих друг с другом, каждый из них имел бы почти 0% доли рынка, а HHI был бы близок к нулю, что свидетельствует о почти идеальной конкуренции.


Министерство юстиции США рассматривает рынок с HHI менее чем на 1 500, чтобы стать конкурентным рынком, HHI — от 1 500 до 2 500, — это рынок с умеренной концентрацией и HHI 2, 500 или более, чтобы быть высококонцентрированным рынком. Как правило, слияния, которые увеличивают HHI более чем на 200 пунктов на высококонцентрированных рынках, поднимают проблемы антимонопольного характера, поскольку предполагается, что они увеличивают рыночную власть в соответствии с разделом 5. 3 Руководства по горизонтальному слиянию, совместно выпущенного департаментом и федеральным Торговая комиссия (FTC).

Задачи по маркетингу

7.3.

Эти данные показывают, что лишь в цементной промышленности уровень концентрации не является опасным, в четырех отраслях он свидетельствует о наличии определенной концентрации, а в трех (черной и цветной металлургии и автомобильной промышленности) конкуренция ослаблена значительно.

Индекс Ротшильда

На рынках с дифференцированным продуктом для оценки степени рыночной власти фирмы — монополистического конкурента применяется индекс Ротшильда (R).

Индекс Ротшильда строится на основе сопоставления эластичностей кривой рыночного спроса какого-либо продуктового класса и кривой индивидуального спроса фирмы, выпускающей определенную товарную марку из этого класса:

где R — индекс Ротшильда; Еi— ценовая эластичность кривой индивидуального спроса; Е — ценовая эластичность кривой совокупного спроса.

Discovered

Индекс Герфиндаля


Индекс Герфиндаля (Herfindahl index) (H) — индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм. Для n фирм индекс будет рассчитываться следующим образом:

H = S12 + S22 + … + Sn2

где H – индекс Герфиндаля;S1, S2, …, Sn – доли фирм на рынке (%), определяется отношением объема поставок фирмы к объему всего рынка.

Например, если продажи товара осуществляют четыре фирмы с долями на рынке в 60%, 20%, 10% и 10% соответственно, то индекс Герфиндаля будет следующий: H = 3600 + 400 + 100 + 100 = 4200.

При чистой монополии (одна фирма т.е. n = 1), индекс Герфиндаля будет следующий: H = 1002 = 10000 т.к. степень концентрации этой фирмы будет равен 100% (S1 = 100%).

При дуополии, когда на рынке действуют две фирмы (n = 2) и их рыночные доли равны (S1 = 50%,  S2 = 50%), то индекс Герфиндаля будет следующий: H = 502 + 502 = 2500 + 2500 = 5000.

При совершенной конкуренции, когда на рынке действуют, например, 100 фирм (n = 100) с долями на рынке в 1% каждая (S1 = 1%,  S2 = 1%, …, S100 = 1%), то индекс Герфиндаля будет равен: H = 112 + 122 + … + 11002 = 100.

Поделиться

Добавить в закладки


Добавить комментарии

Коэффициент относительной концентрации (К) рассчитывается как отношение долей крупнейших фирм рынка в общем числе компаний к долям продукции этих фирм в общем объеме выпускаемой (продаваемой) продукции:

где К — коэффициент относительной концентрации; b — доля крупнейших фирм рынка в общем числе компаний, в процентах; а — доля продукции этих фирм в процентах в совокупном объеме выпускаемой (продаваемой) продукции.

Выбор параметров показателя можно обосновать следующим образом: о воздействии крупнейших фирм на рынок можно говорить тогда, когда объем их продаж составляет, по крайней мере, 20% совокупного выпуска. При К = 1 между долями существует линейная зависимость: 1/30 часть фирм выпускает 30%, а 1/10 часть — 50% совокупного сбыта.

Этот показатель измеряется в абсолютных значениях. При К > 1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.

Для России значения коэффициента представлены в табл.

Задачи по маркетингу

7.3.

Эти данные показывают, что лишь в цементной промышленности уровень концентрации не является опасным, в четырех отраслях он свидетельствует о наличии определенной концентрации, а в трех (черной и цветной металлургии и автомобильной промышленности) конкуренция ослаблена значительно.


Индекс Ротшильда

На рынках с дифференцированным продуктом для оценки степени рыночной власти фирмы — монополистического конкурента применяется индекс Ротшильда (R).

Индекс Ротшильда строится на основе сопоставления эластичностей кривой рыночного спроса какого-либо продуктового класса и кривой индивидуального спроса фирмы, выпускающей определенную товарную марку из этого класса:

где R — индекс Ротшильда; Еi— ценовая эластичность кривой индивидуального спроса; Е — ценовая эластичность кривой совокупного спроса.

Если фирма не обладает рыночной властью, то ее индивидуальный спрос не отличается от совокупного рыночного спроса, тогда R = 1. Чем больше рыночная власть фирмы, тем большее различие наблюдается в эластичностях, и тем больше индивидуальный спрос отклоняется от рыночного. Поскольку индивидуальный спрос всегда более эластичен (больше товаров-заменителей), то числитель индекса будет превышать знаменатель, и индекс окажется больше 1. Чем больше значение индекса, тем более сильной рыночной властью обладает фирма, и тем выше степень концентрации на рынке.

⇐ Предыдущая99100101102103104105106107108Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2319 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Применение

С 1982 года в США HHI законодательно сделан важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовского» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000<HHI<=1800 — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения не допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если ΔHHI>100[источник не указан 3856 дней].

Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации (англ.) (CR) и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынка:

  • I тип — высококонцентрированные рынки: при 70 % < CR < 100 % ; 1800 < HHI < 10000
  • II тип — умеренноконцентрированные рынки: при 45 % < СR < 70 % ; 1000 < HHI < 1800
  • III тип — низкоконцентрированные рынки: при CR < 45 % ; HHI < 1000

Сегментирование рынков по уровню монополизации

Возвращаясь к практике применения антимонопольного законодательства в США, примем во внимание, что американский законодатель считает, что при значении HHI 1000 — в силу вступают контролирующие органы и необходимо получение разрешения от правительственных органов

А в случае, если HHI превышает 1800 — рынок считается высокомонополизированным и по каждому случаю такому случаю проводится разбирательство для принятия решения. В принципе, классификация по уровню конкуренции может быть любой. Однако, основываясь на нашем примере, выведем три основные группы: I группа – рынки с высоким уровнем монополизации (концентрации) (монополистические рынки)  1 800

Индекс — херфиндаля-хиршман

Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации связан с показателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широко используется в экономических исследованиях.  

Индекс Херфиндаля-Хиршмана благодаря чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность косвенно свидетельствовать о величине экономической прибыли, полученной в результате осуществления монопольной власти.  

Взаимосвязь между индексом Херфиндаля-Хиршмана и индексом Лернера является главным достоинством первого с точки зрения экономической теории. Это его свойство широко используется в эмпирических исследованиях.  

Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках А и В.  

С 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. В табл. 2.2 показано, как меняется значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке, с одной стороны, и при изменении числа фирм, входящих в олигополию, с другой стороны.  

Индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана определенным образом связаны друг с другом. Средний для отрасли индекс Лернера будет определяться путем деления индекса Херфиндаля-Хиршмана на эластичность спроса.  

Для точного расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана, очевидно, необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, что при большом их числе не всегда возможно.  

Взаимосвязь между показателем концентрации ( индексом Херфиндаля-Хиршмана) и показателем монопольной власти является главным достоинством индекса Лернера с точки зрения экономической теории. Это его свойство широко используется в эмпирических исследованиях.  

Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.  

Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.  

Этот рост вполне адекватно отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50 % рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70 % рынка.  

Антиконкурентным считается при индексе Херфиндаля-Хиршма — на ( HHI) от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 — сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.  

В каких пределах может лежать индекс Херфиндаля-Хиршмана для отрасли.  

Индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана определенным образом связаны друг с другом. Средний для отрасли индекс Лернера будет определяться путем деления индекса Херфиндаля-Хиршмана на эластичность спроса.  

Проблема измерения монопольной власти достаточно сложна, она не получила окончательного решения в экономической науке и хозяйственной практике. Однако некоторые методики существуют, и наиболее известными среди них являются индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана.  

Значение уровня индекса

Согласно проведенным исследованиям, возможны 3 основные категории, на которые делится рынок.

  1. Величина индекса находится в интервале от 1 800 — 10 000. Такие рынки с легкостью можно назвать монополизированными. Если на данном рынке происходит слияние, поглощение либо выход из отрасли, то во всех мероприятиях принимает участие антимонопольный комитет, который формирует решения о легальности совершенных сделок и пристально следит за возможностью правонарушений со стороны олигополий или монополий.
  2. Если величина индекса попадает в интервал от 1 000 — 1 800, то такие рынки относятся к категории «с высокой степенью монополизации». Так же как и первая категория, находятся под пристальным наблюдением антимонопольного комитета. Все игроки, желающие попасть на этот рынок либо покинуть его, должны пройти массу юридических процедур, подготовленных антимонопольным комитетом.
  3. Наилучший вариант для нового производителя, желающего войти в отрасль — это значение индекса, находящееся в интервале от 1 000 и меньше. В данном случае рынок считается конкурентным и не существует значительных барьеров, мешающих новому производителю завоевать собственную нишу. Поэтому чаще всего предприниматели выбирают ту отрасль, в которой данный индикатор принимает наименьшее значение.

С этим читают