Камский автомобильный завод

Фирменные обозначения

Самосвал КамАЗ-55111 на стройке в Польше

Название предприятия неоднократно менялось:

  • в —1973 годах — оно именовалось «Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного завода» (пользовались двумя названиями в равной степени);
  • с 1973 года — «Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей»;
  • с 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ».

ОАО «КамАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования производственного объединения «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года.

«КамАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской Федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года.

В документах предприятия и рекламных материалах обозначение «КамАЗ» не употребляется; в настоящее время как фирменное наименование используется капитализированная версия наименования — «КАМАЗ».


Деятельность компании

Автоцистерна на базе КамАЗа, компания GT7

ПАО «КамАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения. В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан).

К концу 2010-х годов группа организаций «КамАЗ» включает в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.

Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкортостан) производятся автобусы.

ПАО «КамАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КамАЗа». Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.

16 ноября 2016 года Автозавод «КамАЗ» объявил о заключении контракта, в соответствии с которым на Кубу будет поставлено более 2,4 тыс. машин, а также запасные части и сервисное оборудование.

В августе 2018 года «КамАЗ» открыл в Джакарте (Индонезия) дочернюю компанию — PT. Kamaz trucks Indonesia. Компания основана совместно с индонезийской PT. Pusaka bumi transportasi (входит в Blue bird group) и Kamaz trucks Indonesia (совместное предприятие «КамАЗ» и эмиратской Sirius general trading LLC).


Показатели деятельности

Бортовые автопоезда КамАЗ на трассе

КамАЗ-сельхозсамосвал на уборке урожая

В подразделениях и дочерних обществах ПАО «КамАЗ» работает около 36 тысяч человек.

За 2015 год выпущено 29140 готовых грузовых автомобилей КамАЗ: из них на российский рынок — более 22,6 тыс. единиц, на экспорт — более 5,6 тысяч.

Объём выпуска грузовых автомобилей и шасси
Год Объём выпуска
2017 38192[нет в источнике]
2016 35416[нет в источнике]
2015 29140[нет в источнике]
2014 38644[нет в источнике]
2013 42763[нет в источнике]
2011 45189
2010 32172
2009 23062
2008 51006
2007 52650

Продажи КамАЗ полной массой 8—40 тонн:

Новейшие разработки

Президент также познакомился с новейшими разработками компании «КамАЗ», в том числе с прототипом нового грузовика «Камаз-2020». В ходе осмотра автомобильного завода президенту продемонстрировали прототип грузового автомобиля «КАМАЗ-2020». Концепт кабины для этой модели был представлен на выставке Comtrans еще в 2015 году. В пятницу президенту показали грузовик целиком. Автомобиль имеет третий уровень автономности с гибридной трансмиссией и улучшенной аэродинамикой, электронными зеркалами. Кабина грузовика оснащена микроволновой печью, мультиваркой, умывальником и холодильником. В грузовике внедрены беспилотные технологии, а его кузов оснащен солнечными батареями.

Путин лично осмотрел кабину, ознакомился с работой современного дисплея бортовой системы. «Супер», — поделился президент впечатлениями от увиденного. Президенту также показали грузовик нового семейства «Камаз 54901» с кабиной К5, который планируется запустить в серийное производство в 2020 году. Предсерийная сборка машины началась весной 2019 года, грузовики будут запущены в серийное производство в следующем году. Глава государства оставил автограф на одном из автомобилей. Путину также показали новый двигатель Р-6 для этой модели.

Российский лидер также осмотрел модели новых самосвалов поколения КА-5 и КА-4, образец беспилотного самосвала, грузовой автомобиль на газу, салон беспилотного шаттла для городских перевозок.

Советский Союз нуждался в современных грузовиках

История про «КамАЗ» начиналась со строительства завода. В 60-х годах прошлого века СССР начал активно развиваться – на путь развития встали все отрасли. Росла экономика, быстрыми темпами росло строительство жилых домов для всех граждан СССР. Вместе с этим повышались объемы грузоперевозок. После войны автомобили создавали, но делалось это очень медленно, а существующего парка не хватало. Заводы очень старались, но не могли покрыть дефицит. И вот, высшее руководство в 1969 году принимает решение о необходимости строительства нового автомобильного завода, на котором бы создавались только грузовики. С этого и началась увлекательная история «КамАЗ’а».

Рождение легенды

В середине 60-х годов значительно выросло количество дорог с твердым покрытием – это позволило конструкторам и инженерам раскрыть все преимущества, которые дает грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над мотором. Бескапотные автомобили существовали еще с 50-х – это позволило использовать длину автомобиля более эффективней, улучшился обзор. Но экономика СССР требовала не просто грузовик, а экономичный и производительный, который бы мог работать в составе автопоездов на дорогах с небольшими осевыми нагрузками. Также автомобиль должен выдерживать эксплуатацию в любых климатических зонах.

Специалисты Минавтопрома провели исследования и решили, что автомобиль должен работать с грузами весом до 8 т. Также он должен быть подготовлен к буксировке, иметь три оси, обладать кабиной с расположенным под ней дизельным силовым агрегатом. На каждую тонну веса приходилось не менее 8 лошадиных сил. В 68 году на заводе ЗИЛ должны были разработать целый модельный ряд большегрузных дизельных автомобилей и тягачей и подготовить их к производству на каком-то новом автозаводе. В 69 году выходит приказ на создание новых двигателей мощностью в 200 л. с. Конструкторы приступили к разработкам сразу после того, как закончили с ЗИЛ-133. За границей покупались различные образцы с капотной и бескапотной компоновкой. Больше всего советским инженерам пришелся по вкусу International 220. Бескапотная компоновка, удобная кабина, мощный дизельный силовой агрегат, пневмогидравлический усилитель, пятиступенчатая КПП с делителем, современная тормозная система, блокировка межосесового дифференциала – это история автомобиля «КамАЗ».

Спорт

Спортивный КамАЗ на этапе ралли Лиссабон-Дакар 2006 года

Команда «КамАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. КамАЗы становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 14 раз:

Масштабная модель 1:43 базового грузового автомобиля КамАЗ

Год Команда Маршрут
Пилот Страна Автомобиль
Николаев Россия КАМАЗ 4326-9 Парагвай — Боливия — Аргентина
Мардеев Россия КамАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Икике — Буэнос-Айрес
Каргинов Россия КамАЗ 4326-9 Росарио — Боливия — Вальпараисо
Николаев Россия КамАЗ 4326-9 Лима — Сантьяго
Чагин Россия КамАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
Чагин Россия КамАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
Кабиров Россия КамАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Вальпараисо — Буэнос-Айрес
Чагин Россия КамАЗ 4911 Лиссабон — Дакар
Кабиров Россия КамАЗ 4911 Барселона — Дакар
Чагин Россия КамАЗ 4911 Клермон-Ферран — Дакар
Чагин Россия КамАЗ 4911 Марсель — Шарм-эш-Шейх
Чагин Россия КамАЗ 49256 Аррас — Мадрид — Дакар
Чагин Россия КамАЗ 49252 Париж — Дакар — Каир
Московских Россия КамАЗ 49252 Гранада — Дакар

Продукция

Седельный тягач КамАЗ-5410 с полуприцепом

Полноприводный КамАЗ-43501 (4х4)

Спортивный КамАЗ-4326 (4х4) на ралли-рейде «Симбирский тракт»

Среднетоннажный низкопрофильный спецавтомобиль типа «автозак» на базе Камаз-4308 для перевозки спец.контингента

ПАО «КамАЗ» выпускает следующий ряд грузовых машин:

Тип модели
Новые модели КамАЗ-5490 (4х2) — магистральный седельный тягач

КамАЗ-65206 (6х4) — седельный тягач
КамАЗ-65207 (6х4) — бортовой
КамАЗ-65208 (6×2) — шасси с задней подъемной осью
КамАЗ-65209 (6×2) — седельный тягач с задней подъемной осью
КамАЗ-6580 (6х4) — самосвал
КамАЗ-65801 (8х4) — самосвал
КамАЗ-65802 (6х6) — самосвал
КамАЗ-65806 (6х4) — седельный тягач с рессорной подвеской

Бортовые машины КамАЗ-4310 (6х6)

КамАЗ-43114 (6×6)
КамАЗ-43118 (6х6)
КамАЗ-43253 (4х2) — среднетоннажный низкопрофильный
КамАЗ-53202 (6х4)
КамАЗ-65117 (6×4)

Седельные тягачи КамАЗ-44108 (6×6)

КамАЗ-5460 (4х2)
КамАЗ-5490 (4х2)
КамАЗ-6460 (6х4)
КамАЗ-6520 (6х4) — базовая модель семейства повышенной грузоподъёмности
КамАЗ-65115 (6х4)
КамАЗ-65116 (6х4)
КамАЗ-65225 (6×6)
КамАЗ-65226 (6×6)

Самосвалы КамАЗ-43255 (4х2)

КамАЗ-45141 (6×6)
КамАЗ-45142 (6×4) — «сельхозник»
КамАЗ-45143 (6×4) — «сельхозник»
КамАЗ-53605 (4х2)
КамАЗ-65111 (6х6)
КамАЗ-65201 (8х4)
КамАЗ-6522 (6×6)
КамАЗ-6540 (8х4)

Спортивные КамАЗ-4910 (4х4)

КамАЗ-4911 (4х4)
КамАЗ-4925 (6х6)
КамАЗ-4326-9 (4х4)

Шасси, широко используемые для специализированных автомобилей КамАЗ-4308 (4х2) — среднетоннажный низкопрофильный

КамАЗ-4310 (6×6)
КамАЗ-43114 (6×6)
КамАЗ-43118 (6×6)
КамАЗ-43253 (4х2) — среднетоннажный низкопрофильный
КамАЗ-4326 (4×4)
КамАЗ-4355 (6×6)
КамАЗ-5350 (6×6)
КамАЗ-53205 (6х4)
КамАЗ-53213 (6х4)
КамАЗ-53215 (6х4)
КамАЗ-53229 (6х4)
КамАЗ-53228 (6×6)
КамАЗ-55111 (6х4)
КамАЗ-53605 (4х2)
КамАЗ-6350 (8×8)
КамАЗ-65115 (6х4)
КамАЗ-65117 (6х4)
КамАЗ-6520 (6х4)
КамАЗ-6522 (6×6)
КамАЗ-6540 (8х4)

Сняты с производства КамАЗ-43105 (6х6)

КамАЗ-5320 (6х4)
КамАЗ-53208 (6х4) — газобаллонный
КамАЗ-53212 (6×4)
КамАЗ-5325 (4×2)
КамАЗ-5410 (6×4)
КамАЗ-54115 (6×4)
КамАЗ-5511 (6х4)
КамАЗ-55111 (6х4)

«Как Феникс»

На встрече с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым и гендиректором «Камаза» Сергеем Когогиным российский лидер заявил, что автозавод «КамАЗ» возродился, как птица Феникс, после сложных лет, которые пережило предприятие в 1990-х годах.

«Я хорошо помню, в каком состоянии находилось предприятие в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Да и тот пожар (произошедший на заводе в 1993 году — прим. ТАСС) реально подкосил предприятие. Вам оно досталось в очень сложное время. И то, что за эти годы произошло, — как птица Феникс завод восстал и приобрел совершенно иные очертания не только внешне, но и по содержанию, и качеству», — сказал Путин. Он добавил, что, например, сейчас на заводе производят беспилотный транспорт.

14 апреля 1993 года пожаром был полностью уничтожен завод по производству двигателей «КамАЗ», восстановить производство удалось к концу того же года. Ущерб тогда составил около $150 млн.

Началось строительство

На строительные работы съехались специалисты и рабочие разных специальностей с каждого уголка СССР, представляющие 70 национальностей. Более чем 2000 различных предприятий, все главные комитеты Госснаба Советского Союза, различные ведомства и министерства выполняли заказы по строительству завода на материалы и необходимое оборудование. Каждый день на строительной площадке трудилось более 100 000 человек. Будущий завод обеспечивался по тем временам самым передовым и технологичным оборудованием не только отечественного, но и зарубежного производства. Поставки осуществлялись такими мировыми корпорациями, как «Свинделл-Дреслер», «Тата», «Рено», «Сандвик», «Хитачи» и многие другие. Завод возводился и рождался буквально на голой земле – среди холмистых полей.


2

Современность

Юбилейный двухмиллионный КамАЗ был выпущен с главного конвейера в феврале 2012 года. В следующем году начался серийный выпуск грузовиков нового модельного ряда – КамАЗ-5490 (магистральный тягач). В последующие годы были запущены в серию седельные тягачи модели КамАЗ-65206 и бортовые магистральные авто КАМАЗ-65207.

Новым продуктом в 2015 году стали электробусы, появившиеся на свет в результате сотрудничества с компанией Drive Electro (Россия). Тестовые испытания проводились в полевых условиях мегаполисов и показали удовлетворительный результат. В этом же году на предприятии было начато тестирование беспилотного летательного аппарата, выпущенного на предприятии.

В 2016 году был заложено предприятие, на мощностях которго будут выпускаться каркасы автомобильных кабин для грузовых автомобилей поколения К5, что стало крупнейшим проектом с момента строительства самого завода «КамАЗ».

Камский автомобильный завод в 2017 году запланировал окончание монтажа линии сборки двигателей нового типа — шестирядных Р6. На сегодняшний день закончены и приняты комиссией строительные работы, ведется установка оборудования от компании «Хеккерт» (Германия). До конца года на новой линии планируется собрать двести опытных образцов двигателей.

Совместные предприятия

В новый век предприятие вступило с обновленными планами и разработанной моделью автобуса НефАЗ-5299 с базовой комплектацией шасси КамАЗ-5297. В 2003 году компания презентовала серийный автомобиль КамАЗ-4308, предназначенный для городской инфраструктуры.

В ноябре 2005 года на заводе объявили об организации совместного предприятия – немецкого автоконцерна ZF Friedrichshafen AG и ОАО «КамАЗ», структура получила название ООО «ЦФ КАМА».

Летом состоялось открытие производственных линий в Казахстане (г. Кокшетау) и создание российско-казахского совместного предприятия с названием «Камминз КАМА». В дальнейшем сотрудничество с европейскими и отечественными партнерами постоянно расширялось. Появились СП с компаниями из США, Германией, Индией, Австрией и другими странами.

Сопутствующие производства и услуги

Камский автогигант включает большое количество производств, которые, являясь частью целого предприятия, реализуют собственную продукцию.

Заводы группы «КамАЗ» и продукция:

  • Автомобильный завод (шестерни для приводов моста, мосты для автотехники, балансирные подвески, ремкомплекты, бортовые платформы и пр.).
  • Кузнечный завод (коленчатые валы, рычаги, шестерни, кулаки поворотные, кулаки разжимные, ступицы, фланцы и пр.).
  • Литейный завод (литье чугунное, стальное, цветное, специальное, оснастка и оборудование для литейных работ).
  • Прессово-рамный завод (очистка и порезка металла, окраска изделий из металла, изготовление штампованных изделий, сварные детали, узлы и пр.).
  • Ремонтно-индустриальный завод (разработка и изготовление режущего, измерительного, вспомогательного инструмента, специального инструмента, изготовление и реализация запчастей к технике, оборудованию, услуги капитального ремонта станков, стендов, модернизация готового и устаревшего оборудования, установка систем ЧПУ и пр.).
  • Завод двигателей (комплектация двигателей согласно пожеланиям заказчика, продажа компонентов двигателей, гальванообработка деталей, термообработка деталей, механическая обработка и пр.).
  • Метрология (калибровка средств измерения, проверка средств допускового контроля, услуги метрологической лаборатории и пр.).
  • Сервисная служба (аттестованные центры КамАЗ, техобслуживание, оригинальные запасные части для всех линеек выпускаемых автомобилей и техники, гарантийное обслуживание).

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что все необходимые для этой процедуры юридические заключения готовы

Немецкий концерн Daimler, являющийся одним из акционеров «КамАЗа» (принадлежит 15% акций), в ближайшее время переведет свои акции в российскую юрисдикцию, об этом заявил гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин.

«Мы ожидаем, что в ближайшем будущем акции вернутся в Россию. Сейчас идет процесс согласования с нашими акционерами. Очевидно, что «Ростех» категорически «за», у Daimler просто идут внутренние процедуры — то есть, у них нет возражений, они знают наше законодательство, но внутренние процедуры требуют проведения комплаенс-проверок, юридических заключений и утверждения на совете директоров. Насколько я знаю, они все комплаенс-проверки завершили, юридические заключения готовы», — сказал гендиректор «КамАЗа».

При этом, по мнению Когогина, полностью вернуть все акции «КамАЗа» в российскую юрисдикцию невозможно. Сейчас в офшоре остается менее 25% акций компании, отметил он.

Решение перерегистрировать компании-владельцы акций «КамАЗа» в российскую юрисдикцию из оффшоров акционеры «КамАЗа» приняли в конце 2013 года после того, как Президент РФ Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, заявил, что доходы российских компаний, которые зарегистрированы в офшорах, должны облагаться по российским налоговым правилам.

ПАО «КамАЗ» — крупнейший производитель грузовых автомобилей и дизельных двигателей в России. По объемам выпуска автомобилей компания занимает 14-е место в мире, по двигателям — 8-е место. В ПАО «КамАЗ» входит 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группе «КамАЗ» 110 предприятий, включая совместные предприятия в странах СНГ и зарубежные сборочные производства. Основное производство расположено в городе Набережные Челны Республики Татарстан.

По итогам 2015 года «КамАЗ» реализовал 29 тыс. грузовиков, в том числе 22 тыс. на внутреннем рынке. За 2014 год компанией было продано 32,6 тыс. грузовых автомобилей.

Чистый убыток «КамАЗа» за 2015 год по РСБУ вырос в 7,8 раза и составил 3,3 млрд руб., выручка снизилась на 17% до 86,7 млрд руб.

Крупнейшим акционером «КамАЗа» является «Ростех» (контролирует 49,9% акций). Зарегистрированному на Кипре Avtoinvest limited принадлежит 23,54% акций, германский автоконцерн Daimler владеет 15%.

путь.рф

«Принимай, Родина, первый КАМАЗ!»

С таким лозунгом на борту первый серийный грузовик под маркой Камского автомобильного завода с модельным номером 5320 сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. В городе стоял счетчик, который отсчитывал время до выпуска КАМАЗа. Это был настоящий праздник для Набережных Челнов и для всей страны. Сегодня тот первый автомобиль хранится в музее завода. 

КАМАЗ-5320 с минимальными изменениями выпускался до 2001 года, и до сих пор его можно встретить на дорогах России и соседних стран. Кабина КАМАЗ-5320 сегодня может показаться спартанской, но тогда она считалась одной из самых комфортных и безопасных в своем классе. Неприхотливость в обслуживании и доступный ремонт стали визитной карточкой КАМАЗа. К концу 80-х годов страну покрыла сеть фирменных автоцентров, проводивших техобслуживание и поставлявших запчасти для грузовиков.

Спустя чуть более десять лет с момента производства первого автомобиля предприятие в 1988 году отметило юбилей − выпуск миллионного грузовика. По подсчетам специалистов за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все вложенные в него средства. 

В том же 1988 году на заводе была создана гоночная команда «КАМАЗ-мастер», которая взяла на себя миссию проверять надежность грузовиков на международных ралли внедорожников. С тех пор экипажи команды на модернизированных «КАМАЗах» 16 раз становились победителями самого престижного в мире ралли «Дакар», а также три раза первенствовали в Кубке мира по внедорожным ралли. 

Несмотря на непростую ситуацию в 90-е годы, когда заводы бывшего СССР закрывались один за другим, КАМАЗ оставался в строю и выпускал новые модели грузовиков. В 2000-е годы предприятие вышло на мировой уровень, создало совместные производства с партнерами из США, Германии, Индии и других стран. Экспорт техники в 2007 году достиг максимального на тот момент значения − 13 444 единицы в год. 

Не только грузовики

КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе, дочернем предприятии КАМАЗа, производятся городские автобусы «НЕФАЗ», которые сегодня можно увидеть во многих городах России. 

В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами из Drive Electro. Электробусы превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. Сегодня по Москве курсирует 30 электробусов производства КАМАЗа, и в ближайшее время ожидается поставка нового экотранспорта и зарядных станций. 

Другой перспективный проект, который начали тестировать в 2015 году, – разработка беспилотного автомобиля. Уже в 2016 году КАМАЗ совместно с научным институтом НАМИ презентовал концепцию проекта «Шатл», небольших беспилотных автобусов для города. Первые беспилотники в рамках проекта прошли тестирование на ограниченных территориях: площадках вузов, наукоградов, выставочных комплексов. Тем временем правительство занимается урегулированием законодательства о беспилотных транспортных средствах.  

Этапы развития

Практически во всех областях экономики страны задействованы автомобили, которые выпускает Камский автомобильный завод. История завода знает взлеты и падения, но выпуск продукции никогда не прекращался. Первая очередь производственных мощностей была сдана в декабре 1976 года. К моменту ее запуска предприятие располагало лучшими фондами, в два раза превышающими высокие показатели автогиганта ВАЗ.

Темпы роста производства и расширения строительства были рекордными по отрасли:

  • Первый годовой план выпуска (1977 год) был завершен в октябре с показателем 15 тысяч автомобилей. К концу года показатель улучшился еще на 7 тысяч.
  • Стотысячный КамАЗ сошел с конвейера в июне 1979 года.
  • Вторая очередь производственных мощностей была введена в эксплуатацию в 1981 году.
  • Камский автомобильный завод в 1983 году учредил компанию «КамАЗавтоцентр», в сферу деятельности которой вошло гарантийное обслуживание выпущенных машин, обеспечение парка запасными частями. К началу 90-х годов в активе компании насчитывалось 210 сервисных центра.
  • В 1987 году на заводе были запущены мощности по выпуску микролитражных автомобилей марки «Ока». С 1994 года производство получило статус отдельного завода, мощности которого рассчитаны на ежегодный выпуск 75 тысяч авто.
  • В 1988 году была организована гоночная команда из сотрудников завода «КамАЗ» (Камский автомобильный завод) с названием «КамАЗ-мастер», впоследствии завоевавшая множество призов на отечественных и зарубежных авторалли.

Рождение легенды

В 1960-е годы в Советском Союзе ощущалась острая нехватка грузовиков, способных нести груз весом более 8 тонн. При этом разработка автомобилей подобного класса уже велась, но в стране не было производства подходящей мощности. В 1969 году правительство приняло решение о строительстве нового завода. Регионы соперничали за право принять стройку, ведь это означало гигантский приток в область средств и ресурсов на долгие годы. В результате были выбраны Набережные Челны, на тот момент небольшой городок в Республике Татарстан. На выбор города повлияло его расположение в центре европейской части СССР, близость железнодорожных и речных путей. Важным условием стало наличие рядом с городом уже строящейся Нижнекамской ГЭС. 

Предприятие стало градообразующим. За первые пять лет строительства население Набережных Челнов выросло в шесть раз: с 37 тысяч до 231 тысячи жителей. На ударную комсомольскую стройку съезжались со всего Союза. Кроме самого завода строилось жилье, коммуникации, инфраструктура, больницы, школы и многое другое. 

Это была поистине грандиозная стройка. Более 2000 подрядчиков по всей стране выполняли заказы для строительства завода КАМАЗ. 700 зарубежных компаний предоставили свое оборудование и технологии. Мощности предприятия закладывались из расчета на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей в год. В 1973 году была закончена первая очередь строительства корпусов завода-гиганта. 

Устойчивость

Камский автомобильный завод (Набережные Челны) в 1990 году перешел в статус акционерного общества. Весной 1993 года на предприятии в производственном корпусе двигателей произошел масштабный пожар, уничтоживший практически все уникальное дорогостоящее оборудование и помещения. Меры по восстановлению были приняты практически сразу после ликвидации последствий бедствия. В декабре того же года цеха снова начали производить двигатели.

В 1996 году АО «КамАЗ» перешло в новый статус, став открытым акционерным обществом. В этом же году на предприятии был создан прототип новой базовой модели самосвала КамАЗ-6520, давшей старт линейке новых образцов техники. Массовое производство стартовало в 1998 году.

Завод для народного хозяйства

Постановление о строительстве завода вышло в свет в 1969 году. Местом для размещения был выбран небольшой городок Набережные Челны на реке Каме. Дислокация была определена с учетом возможностей логистики для доставки и отправки грузов. Город находится почти в центре бывшего Советского Союза, протекающие рядом реки Волга и Кама позволяли водным транспортом доставлять материалы для строительства и оборудование для цехов. Преимуществом стала развитая сеть железных и автомобильных дорог.

В перспективе географическое положение и инфраструктура решали вопрос с отправкой продукции завода потребителям. Строительные работы на производственных площадках и возведение жилого фонда проводились организацией «КамГЭСэнергострой». Стройка была бурной и многонациональной, в выполнении заказов для будущего завода было задействовано более 2 тысяч организаций всех министерств СССР.

Собственники и руководство

Уставный капитал ПАО «КамАЗ» составляет 35,36 млрд рублей. Список акционеров, владеющих свыше 5 % обыкновенных акций ПАО «КамАЗ» по состоянию реестра на 01.02.2016:

  • 49,9 % акций принадлежит Госкорпорации Ростех;
  • 23,54 % контролирует кипрская компания Avtoinvest Limited / Автоинвест Лимитед. Компания упоминается в документах Панамского архива, по которым в 2007 году «Тройка диалог», владевшая 27 % КамАЗа, передала все права по управлению компанией Avtoinvest Ltd. (управляла акциями КамАЗа) офшору Avto Holdings Ltd, через год 15 % акций последнего за $1,5 млн приобрела компания Sonnette Overseas, принадлежащая Сергею Ролдугину. По данным газеты «Ведомости» в 2016 году доля Avtoinvest переводилась в российскую юрисдикцию, база СПАРК указывает на зарегистрированное в октябре 2015 года ООО «Автоинвест»: 30 % компании принадлежит гендиректору КамАЗа Сергею Когогину, 50 % — зарегистрированной в Белизе «Пирсон холдинг лимитед» и 20 % — «Ноэлия холдингс» (Британские Виргинские острова). «Пирсон» связывали с другом и деловым партнёром главы Ростеха Сергея Чемезова Виталием Мащицким.
  • 15 % принадлежит компании Daimler.

Список членов Совета директоров ПАО «КамАЗ», избранных на годовом Общем собрании акционеров 26 июня 2015 года:

  • генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Викторович Чемезов,
  • председатель комитета совета директоров ПАО «КамАЗ» по бюджету и аудиту Бройтман Михаил Яковлевич,
  • президент ООО «Варданян, Бройтман и партнеры» Варданян Рубен Карленович,
  • председатель первичной профсоюзной организации работников ПАО «КамАЗ» Васильев Александр Анатольевич,
  • член комитета совета директоров ПАО «КамАЗ» по кадрам и вознаграждениям Дмитриев Владимир Александрович,
  • заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Завьялов Игорь Николаевич,
  • генеральный директор ПАО «КамАЗ» Когогин Сергей Анатольевич,
  • глава подразделения по менеджменту платформ грузовых автомобилей, управлению качеством и сбытом двигателей и агрегатов для грузовых автомобилей компании «Даймлер АГ» Вольфрам Шмид (Wolfram Schmid),
  • член комитета совета директоров ПАО «КамАЗ» по бюджету и аудиту Геральд Янк (Gerald Jank).


Руководители

  • —1981 — Васильев, Лев Борисович, генеральный директор ПО «КамАЗ»
  • —1987 — Фаустов, Василий Алексеевич, генеральный директор ПО «КамАЗ»
  • —1991 — Бех, Николай Иванович, генеральный директор ПО «КамАЗ»
  • —1997 — Бех, Николай Иванович, президент, генеральный директор ОАО «КамАЗ»
  • —2002 — Костин, Иван Михайлович, генеральный директор ОАО «КамАЗ»
  • — наст. время — Когогин, Сергей Анатольевич, генеральный директор ПАО «КамАЗ»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector