Омский завод транспортного машиностроения

Омский ПРВЗ в начале войны

В военное время Омский паровозовагоноремонтный завод также стал оборонным и «номерным». Правда, случилось это не сразу. Почти весь 1941 год, вплоть до 16 ноября, он работал в обычном режиме. Были отремонтированы 348 паровозов, 658 пассажирских и 1068 товарных вагонов. Война проявилась лишь в расширении начавшегося еще в 1940 году выпуска осколочных 122-мм снарядов из сталистого чугуна, а также в освоении деталей ракетных снарядов для систем залпового огня «Катюша».

Все изменилось 14 ноября 1941 года, когда ГКО принял решение о переходе Омского ПВРЗ со всеми наличными мощностями и работниками (4597 человек) из Наркомата путей сообщения в Наркомат танковой промышленности. Вместе с ПВРЗ передавался также эвакуированный в Омск Ворошиловградский паровозостроительный завод. 4 декабря 1941 года представители наркоматов И.Н. Терехин и М.И. Шор подписали соответствующий акт по балансу на 1 ноября. Приказом по Наркомтанкопрому заводу был присвоен №173, а М.И. Шор стал его директором.

Предприятие должно было уже в первом квартале 1942 года начать выпуск танков Т-50, однако от затеи пришлось быстро отказаться. Никаких заделов узлов и деталей в Омске не было, о возможности получить что-то по кооперации уже говорилось выше. 

6 января 1942 года ГКО принял решение №1114 о переводе завода №173 на выпуск танков Т-34 – сначала узлов и запасных частей, а потом и самих машин. 12-15 января в Омске работала комиссия наркомата, подготовившая программу организации танковых цехов в существующих корпусах Омского ПВРЗ. Вновь планировалось строительство лишь сталелитейного цеха и достройка бывшей колесной эстакады. 

Пока в Наркомтанкопроме думали над перспективой, завод №173 выполнил работу почти по довоенной специальности: построил два бронепоезда, «Победа» и «За Родину». Оба отправились на Северо-Запад и воевали под Ленинградом и в Карелии.  

Объединение ради победы

Дальнейшую судьбу двух предприятий определило решение ГКО от 7 марта 1942 года за №1880 – о переводе завода №174 из Чкалова в Омск на площадку завода №173 с целью создания комбината по производству средних танков Т- 34 – поначалу при широкой кооперации с действующими производителями «тридцатьчетверки». За объединенным заводом сохранялся прежний ленинградский номер – «174».  

Юридические преобразования завершились 19 июня 1942 года, когда Совет Народных Комиссаров утвердил новый устав Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени завода №174 им. т. Ворошилова. Перевозку в Омск планировали завершить к 15 апрелю, для чего Наркомату путей сообщения было предписано выделить 2000 вагонов. Фактически же дело затянулось до июня. 

Небольшие группы специалистов по конструкции и технологиям сборки танков Т-34 на завод №174 направили Сталинградский тракторный завод и Уральский танковый завод №183. Для расселения эвакуированных работников и их семей в Омске предлагалось выселить 20 тысяч местных жителей из числа непричастных к оборонной промышленности. Кроме этого, предприятию выделялись 100 стандартных брусковых домов. 

Как только пришли первые эшелоны с оборудованием, сразу закипела работа: были налажены линии и начался выпуск танков. За четыре военных года на заводе №174 было выпущено почти 7 тысяч Т-34. Каждый десятый танк был создан именно в Омске. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек, преимущественно женщины и дети.

Вспоминает Герман Антонов, пришедший в 1944 году на завод №174 им. Ворошилова учеником каменщика в литейный цех: «В военное время людей на заводах не хватало. Мобилизовывали людей из деревень, жили они в бараках, очень тяжелые были бытовые условия. Меня-то и взяли такого молодого, потому что работать было некому. Мы работали с двойной силой, с большим усердием, ведь надо было помогать фронту. На фронт многие бы пошли с удовольствием, но оставались в тылу – ведь кому-то нужно было танки делать. Было очень тяжело, не дай бог у кого украдут карточки – будет месяц голодным человек. На заводе тогда много женщин работало – не меньше, чем мужчин: и контролерами работали, и на станках. Работали по 12 часов, а нередко и в 2-3 смены, чтобы как можно больше сделать танков для победы над фашистами».  В послевоенные годы завод продолжил осваивать и выпускать оборонную продукцию. На «Омсктрансмаше» создавались такие танки, как Т-54, Т-55, 55К, 55А, 55АК, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У,80УК и другая военная техника: спецкраны, танковые огнеметы, плавсредства, артиллерийские установки на танковой базе, мостоукладчики. Известен завод и своей гражданской продукцией. Прежде всего это машины для сельскохозяйственной, строительной и нефтедобывающей отраслей, трактора и экскаваторы различного назначения. 

ПТС-ПС ARK

Сегодня Омский завод транспортного машиностроения входит в концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех. Самой актуальной на данный момент техникой, выходящей с конвейеров «Омсктрансмаша», являются поисково-спасательные плавающие транспортеры ARK, специальные пожарные машины СПМ на базе шасси танка Т-80 и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек». Также на предприятии модернизируется уникальный российский танк с газотурбинным двигателем Т-80БВМ.

Эвакуация Ленинградского танкового завода №174

Начало войны 22 июня 1941 года Ленинградский танковый завод №174 имени К.Е. Ворошилова встретил не в лучшем состоянии. Его производственная база уже порядком износилась, для выпуска танков Т-50 требовалось новое промышленное строительство и серьезное техническое переоснащение. 

В последних числах июня завод перешел на круглосуточный режим работы и восстановил сборку из имеющихся заделов танков Т-26. К концу августа 1941 года удалось отправить на фронт 126 машин, в том числе некоторое количество огнеметных. 

Легкий танк Т-26

Однако запустить конвейер сборки нового танка не получилось: завод серьезно пострадал от бомбежки. Из-за прекращения поставок материалов строительство новых цехов пришлось прекратить. В итоге, несмотря на все старания, выпуск Т-50 в Ленинграде ограничился всего 50 машинами. 

С приближением врага к Ленинграду встал вопрос об эвакуации. Первоначально, в соответствии с решением ГКО №99сс от 11 июля 1941 года, предполагалось разместить завод №174 на площадке Челябинского тракторного завода. С исполнением же решили пока не торопиться. 

Через месяц, 16 августа, народный комиссар В.А. Малышев предложил перенаправить завод №174 в Чкалов (современный Оренбург) на площадку местного паровозоремонтного завода. В тот же день в Ленинграде директор З.М. Кацнельсон провел совещание по эвакуации – притом что соответствующее решение ГКО №665сс было подписано лишь 11 сентября. Так или иначе, но первые составы с людьми и имуществом потянулись на новое место и в конце августа достигли Челябинска. 

Однако было уже поздно: 29 августа немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую Ленинград с остальной страной. Теперь оборудование и работников можно было вывезти только по Ладожскому озеру, лишь наиболее ценных специалистов эвакуировали с помощью транспортной авиации. Речь идет не о начальниках, а именно о специалистах: известно, что по воздуху были переброшены испытатели танков. 

Заводу были выделены два корабля военной флотилии – «Конструктор» и «Пурга», а также баржи. 4 ноября «Конструктор» был потоплен прямым попаданием бомбы, погибли 150 заводчан и членов их семей, в том числе – специалисты механического цеха опытно-конструкторского отдела. 

Легкий танк Т-50

Удивительно, но в течение октября–ноября завод на новом месте был практически восстановлен. На имевшихся производственных площадях ремонтного завода (31 тыс. кв. м) были размещены 20 цехов, в том числе 12 производственных и 8 вспомогательных. Из 9405 работников завода №174 в Чкалов прибыли 3912. Но с учетом местных рабочих и ИТР к 1 января 1942 года численность коллектива удалось довести до 7057 человек. 

Вспоминает ветеран «Омсктрансмаша» Герман Сироткин: 

«Начало блокады я застал в Ленинграде – около полутора месяцев. Завод эвакуировали так: когда объявили эвакуацию, семь эшелонов оборудования сумели вывезти по железной дороге, пока была возможность. Когда немцы перекрыли железнодорожный выезд, оставшиеся специалисты жили какое-то время в блокаде. У меня там остались бабушка, мама и сестра. Я не пошел на фронт, потому что почти сразу Георгий Жуков издал директиву «забронировать» всех специалистов, работавших на заводах. 

Уже из блокадного города нас, оставшихся специалистов, с Комендантского аэродрома самолетом перебрасывали через Ладожское озеро до Тихвина, он еще был тогда не в блокаде. Оттуда по железной дороге отправляли в Сибирь. Сначала вместе с заводом мы поехали в Челябинск, но там уже обосновался Кировский завод. Потом нас направили в Оренбург, где на ж/д-мастерских организовали производство танков в конце 1941 года. И в мае 1942-го мы переехали из Оренбурга в Омск. 

Во время эвакуации много людей погибло, в том числе мои родственники. Жену и двоих детей моего дядьки довезли до Ладоги, пересадили на пароход, на котором нужно было пересечь часть Ладожского озера, чтобы высадить пассажиров вне блокадного кольца. В это время был авианалет, бомба попала в ту часть парохода, где были моя тетка, брат и сестра. Эту часть судна затопило, а у моряков такой закон – перекрывать затопленные отсеки. Так и случилось – они перекрыли полкорабля, где были и мои родные».  

Краткая справка

ГБПОУ РО «САТК» действует с 19 июля 2001 г., ОГРН присвоен 29 октября 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области. Руководитель организации: директор Сероштан Александр Иванович. Юридический адрес ГБПОУ РО «САТК» — 347628, Ростовская область, Сальский район, поселок Гигант, Крупской улица, дом 6.


Основным видом деятельности является «Образование профессиональное среднее», зарегистрирован 1 дополнительный вид деятельности. Организации ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САЛЬСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» присвоены ИНН 2400502479, ОГРН 1233219031102, ОКПО 11286524.

Деятельность

За период с 1958 года по заказам Управлений Министерства обороны выполнено более 85 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К наиболее этапным и значимым работам следует отнести следующие образцы бронетанковой техники:

  • зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2;
  • самоходная установка СУ-122;
  • комплексная модернизация танков Т-54 и Т-55 в процессе серийного производства;
  • танковые мостоукладчики МТУ-20, МТУ-72 и МТУ-90;
  • инженерные машины разграждения ИМР-1 и ИМР-2;
  • бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1;
  • переправочно-десантный паром;
  • плавсредства для танков Т-55, Т-62 и Т-64;
  • ходовая часть танков Т-64, Т-72 и Т-80;
  • комплексная модернизация танка Т-80 и переход к выпуску танка Т-80У;
  • командирский танк Т-80УК;
  • комплекс тренажёров для танка Т-80У.

За указанный период принято на вооружение более 40 образцов бронетанковой техники. Предприятием разработаны и подготовлены к серийному выпуску тяжёлый механизированный мост ТММ-6 на базе многоосного автомобиля повышенной проходимости и танковый мостоукладчик МТУ-90. С 1994 года приняты на вооружение Российской армии следующие образцы, разработанные КБТМ:

  • Комплексный тренажёр огневой подготовки командиров и наводчиков танков Т-80У (2Х62).
  • Командирский танк Т-80УК.
  • Танковый мостоукладчик МТУ-90.
  • Тяжёлый механизированный мост ТММ-6.

С 1995 года коллективом предприятия взят курс на создание новых перспективных образцов бронетехники и их составных частей, в частности, разработаны и изготовлены макетные и опытные образцы следующих машин:

  • танк Т-80У с комплексом активной защиты «Арена»;
  • глубокая модернизация танка Т-80У для экспорта («Чёрный орёл»);
  • тяжёлый бронетранспортёр на базе танка Т-55 для экспорта;
  • бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У на базе танка Т-80У;
  • модернизация танка Т-55 с новой СУО для экспорта;
  • комплексная модернизация танка Т-55 с пушкой калибра 125 мм для экспорта;
  • динамический тренажёр вождения с синтезирующей системой визуальной обстановки.

Также специалисты предприятия формируют научно-техническую кооперацию разработчиков и изготовителей по новым типам комплексов вооружения, защиты и подвижности для боевых машин будущего. Наряду с военной продукцией завод создаёт гражданскую продукцию. Прежде всего это машины для сельскохозяйственной, строительной и нефтедобывающей отраслей. На протяжении долгих лет предприятие выпускало универсальный колёсный сельскохозяйственный трактор тягового класса 14кН ЗТМ60, одноковшовый экскаватор ЭО2621В2. Разработано более 50 вариантов комплектации и модификации этого трактора, в том числе трактор с передним ведущим мостом, трактор с газодизелем, их экспортные и тропические варианты.

В своей деятельности по созданию научно-технического задела для разработки перспективных образцов бронетанковой техники АО «Омсктрансмаш» проводит техническую политику поэтапного совершенствования составных частей военных гусеничных машин и преемственности имеющихся прогрессивных конструкторских решений.

Показатели деятельности

В 2011 году КБТМ работало над выполнением гособоронзаказа, ремонтируя танки Т-80БВ, занимаясь производством и поставкой транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т для тяжелой огнеметной системы ». Кроме того, на КБТМ осуществлялось сервисное обслуживание танков Т-80 в войсках. Также в 2011 году предприятие представило продукцию опытного производства, в том числе мини-ТЭЦ «Вулкан», разработанную на основе газотурбинного двигателя танка Т-80У. Ещё одна новинка гражданской техники — универсальная машина завинчивания свай, способная осуществлять бурение на глубине до 18 метров. В общей сложности в 2011 году КБТМ реализовало продукцию на сумму в 2,1 миллиарда рублей, что почти в два раза больше, чем в 2010 году. В 2012 году продолжилось выполнение контрактов как в гражданской, так и в военной сфере, в том числе экспортные поставки.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСАКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС5505204171

О компании: АО «ОМСКТРАНСМАШ» ИНН 5505204171, ОГРН 1085543060734 зарегистрировано 10.11.2008 в регионе Омская Область по адресу: 644020, Омская обл, город Омск, переулок Красный, 2. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 6 328 994 000,00 руб.

Руководителем организации является: Временный Генеральный Директор — Лобов Игорь Эдуардович, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие».

Рейтинг организации: Средний  подробнее Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ? Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10.11.2008

ОГРН  ?   1085543060734    присвоен: 10.11.2008
ИНН  ?   5505204171
КПП  ?   550501001
ОКПО  ?   07520145
ОКТМО  ?   52701000001

Реквизиты для договора  ?  …Скачать

Проверить блокировку cчетов  ?

Контактная информация +7(3… Посмотреть ?

Отзывы об организации  ?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 644020, Омская обл, город Омск, переулок Красный, 2 получен 10.11.2008 зарегистрировано по данному адресу: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Временный Генеральный ДиректорПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лобов Игорь Эдуардович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 19.08.2020

Учредители ? () Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 6 328 994 000,00 руб.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС


По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 6 281 894 000,00руб., 10.11.2008 , ИНН

Держатель реестра:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РТ-РЕГИСТРАТОР», По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 5407175878

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 72.19 научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (Данные РКН) ?

Регистрационный номер:    По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 11-0178266 от По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 01.03.2011
Дата начала обработки:    По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10.11.2008

Лицензии:  ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 4 По Омской Области Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10.11.2008

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   065007089880 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 14.11.2008
ФСС  ?   550856232155081 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 13.11.2008

Коды статистики

ОКАТО  ?   52401372000
ОКОГУ  ?   4210001
ОКОПФ  ?   12267
ОКФС  ?   41

Финансовая отчетность АО «ОМСКТРАНСМАШ» ?

В качестве Поставщика:

,


на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела АО «ОМСКТРАНСМАШ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 457 237 013,00 руб.

Истец: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 43 560 156,00 руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства АО «ОМСКТРАНСМАШ» ?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Товарные знаки ?

Регистрационный номер: Номер заявки: 95703382 Дата государственной регистрации: 17.05.1996 Дата истечения срока действия исключительного права: 29.03.2015

Регистрационный номер: Номер заявки: 2019764161 Дата государственной регистрации: 25.06.2020 Дата истечения срока действия исключительного права: 10.12.2029

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений АО «ОМСКТРАНСМАШ» ?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Последние изменения


27.07.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 28100542748615300750120

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 25856694268615300750120

10.06.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 5936874142615300750, контрагент: ООО «СМК Основа»

26.03.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 3017666279261530075, контрагент: ООО «Югагромаш»

20.03.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 3302678129261530075, контрагент: ООО «Динамика Юг»

10.03.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 1574145995261530075, контрагент: ООО «Академия — Цифровые Технологии»

05.03.2020

Новая лицензия № ЛО-61-01-007619 от 02.03.2020, вид деятельности: Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)

17.02.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 37726772028615300750120

Проблемы кооперации

В декабре 1941 года были собраны 10 танков Т-50 (вместо запланированных наркоматом 115 единиц) и еще 15 – в начале 1942 года. На этом выпуск «пятидесятых» прекратился. Главная тому причина – полный провал установленной наркоматом для новой площадки кооперации. Всего были назначены три главных поставщика, все – из системы НКТП. Бронекорпуса и башни должен был поставлять Саратовский завод №180, двигатели – Челябинский Кировский завод, различные полуфабрикаты (штамповки и отливки) – тот же ЧКЗ и Сталинградский тракторный завод. Ничего из перечисленного в Чкалов так и не поступило. Заводу №174 пришлось довольствоваться вывезенными из Ленинграда узлами и деталями и тем, что можно было делать своими силами. 

Для производства в военное время конструкция Т-50 была значительно упрощена, что снизило трудоемкость на 19,5%. Но при этом целый ряд достоинств машины и преимуществ перед Т-34 были утрачены. Переход на корпуса из гомогенной брони вместо цементованной заставил использовать более толстые листы, что привело к увеличению боевого веса до 18,2 т. Отсутствие смотровых приборов сделало бессмысленным установку командирской башенки. Возможно, именно поэтому машины, изготовленные в Чкалове, отправились не на фронт, а в распоряжение местного танкового училища. 

Но главное – у Т-50 не было перспективы на будущее. В стране более не выпускался дизель В-4. Вывезенный из Ленинграда запас в 200 двигателей самовольно захватил директор ЧКЗ И.М. Зальцман и использовал для танков КВ (сверхдефицитная топливная аппаратура В-4 могла использоваться на дизеле В-2). Попытка установить на Т-50 спарку карбюраторных двигателей ГАЗ-202 к успеху не привела.

Последней надеждой был Ярославский автозавод, куда весной 1942 года передали всю документацию на В-4, также как на американский ленд-лизовский дизель GNC 6046. Предполагалось, что здесь будет налажен выпуск танковых двигателей средней мощности. Но вскоре завод был атакован немецкой авиацией и практически уничтожен – старые деревянные корпуса сгорели полностью.

Так или иначе, завод №174 лишился главного объекта своего производства. На нем продолжали производить запчасти для Т-26, делали некоторые узлы и детали для ЧКЗ и Уральского танкового завода №183, но для военного времени этого было недостаточно. 


С этим читают