Андрей туполев

Знаменитые последователи

Академик Туполев стал наставником для огромного числа талантливых авиаконструкторов, которые, благодаря полученным знаниям, смогли основать уже собственные бюро. Среди них:

  • Владимир Петляков, получивший несколько орденов и Сталинскую премию за разработку самолета Пе-2.
  • Павел Сухой, ставший доктором технических наук и одним из основателей реактивной и сверхзвуковой авиации. Среди прочих наград посмертно стал лауреатом премии имени Туполева.
  • Владимир Мясищев, дослужившийся до генерал-майор-инженера. По роду деятельности он был конструктором, ученым и профессором.
  • Александр Путилов, участвовавший в разработке девяти самолетов и получивший четыре ордена и медали.
  • Александр Шенгардт, ставший кавалером многих государственных наград и удостоившийся звания почетного авиастроителя СССР.

Помимо этих конструкторов, было множество других, вдохновленных работой Туполева. И конечно, нельзя не отметить заслуг его сына Алексея Андреевича. С 17 лет он работал в конструкторском бюро своего отца. Его первая разработка, деревянная законцовка фюзеляжа, использовалась в серийном производстве самолетов во время войны. Это позволило экономить металл.

Окончание авиационного института позволило Туполеву-младшему занять должность ведущего конструктора. Набравшись опыта, он смог стать заместителем генерального конструктора, а спустя время занять и эту должность.

Научная карьера у Алексея Андреевича также сложилась. Он стал доктором технических наук, профессором, академиком РАН. Среди его наград — звание Героя Социалистического Труда, 3 премии, в числе которых именная, названная в честь его отца, 5 орденов.

Историческое значение

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и её экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолётостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал вектор развития мирового самолётостроения, направив его на перспективный путь. Туполев и его коллектив в 1920-е гг. создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолётов как военного, так и гражданского назначения. На самолётах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолёт Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолётов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолёты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии

Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолётов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолётов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолёты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Благодаря Туполеву спроектировано более 100 типов самолётов, 70 из них были поставлены на серийное производство. Самолёты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран.

Туполев как личность

Туполев был простым человеком, всегда держался скромно. Он мог несколько лет ходить в одном костюме. Обожал охоту и рыбалку. Часто проводил время со своими внуками, вырезал им игрушки из дерева и строил маленькие планеры. Но все же сердце ученого всецело принадлежало работе.

Андрей Туполев с супругой Юлией ПАО «Туполев»

Во времена Хрущева и Брежнева в авиаконструкторе проснулись самые негативные качества. Он никого не боялся и никого не уважал. Часто разговаривал матом. Туполев начал топить других авиаконструкторов, даже своих учеников. Не раз поступали от него заявки о провальных проектах его коллег, которые в итоге себя оправдывали.

Последний реактивный самолет, разработанный Туполевым, в небо так и не взлетел, но в этом не было вины ученого. После себя Туполев оставил огромное наследие крылатых гигантов.

Татарин-радиоэлектронщик сменил вице-президента ОАК

Сегодня разрешилась кадровая интрига вокруг назначения главы объединенного ПАО «Туполев», назревавшая с начала этого года из-за низких темпов реализации программы стратегической авиации. Новым генеральным директором на этом посту стал экс-глава НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко «Ростеха» 54-летний Ронис Шарипов. Он сменил на этом посту Александра Конюхова, который возглавлял компанию на протяжении почти 4 лет.

«В соответствии с решениями совета директоров ПАО «ОАК» и совета директоров ПАО «Туполев» генеральным директором ПАО «Туполев» с 5 июня 2020 года назначен Ронис Шарипов. Прежний руководитель ПАО «Туполев» Александр Конюхов покидает компанию», — сообщила пресс-служба ОАК. Причины его отставки не называются.

«В период руководства Александра Конюхова была развернута масштабная программа технического перевооружения Казанского авиационного завода, дан старт проектам модернизации линейки стратегических бомбардировщиков, осуществлен первый полет глубоко модернизированного Ту-160, заложены основы для дальнейшего устойчивого развития КБ и предприятия», — отмечается в официальном сообщении пресс-службы ОАК.

«В период руководства Александра Конюхова была развернута масштабная программа технического перевооружения Казанского авиационного завода», — отмечается в официальном сообщении пресс-службы ОАК. Фото Максима Платонова

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТУПОЛЕВ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7705313252

О компании:
ПАО «ТУПОЛЕВ» ИНН 7705313252, ОГРН 1027739263056 зарегистрировано 19.10.1999 в регионе Москва по адресу: 105005, г Москва, набережная Академика Туполева, 17. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 62 912 334 069,00 руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор — Шарипов Ронис Накипович, ИНН . У организации 3 Учредителя. Основным направлением деятельности является «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие».

Рейтинг организации: Высокий  подробнее
Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ?
Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

19.10.1999

ОГРН 
?
 
1027739263056   
присвоен: 26.09.2002
ИНН 
?
 
7705313252
КПП 
?
 
770901001
ОКПО 
?
 
18982156
ОКТМО 
?
 
45375000000

Реквизиты для договора 
?
 …Скачать

Проверить блокировку cчетов 
?

Контактная информация 8(49… Посмотреть
?

Отзывы об организации 
?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
105005, г Москва, набережная Академика Туполева, 17
получен 04.10.2007
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Генеральный Директор
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Шарипов Ронис Накипович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
16.06.2020

Учредители ? ()
Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
62 912 334 069,00 руб.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

3 950 000 001,00руб., 26.09.2002

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС «АВИАСТАР» По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

3 539 999 999,00руб., 26.09.2002 , ИНН

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА» По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

410 000 000,00руб., 26.09.2002 , ИНН

Держатель реестра:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РТ-РЕГИСТРАТОР»,
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
5407175878

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
72.19 научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Лицензии:  ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 9 По Г.москве
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
04.10.2007

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР 
?
 
087108089714
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
30.09.2008
ФСС 
?
 
770100068677011
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
23.02.2001

Коды статистики

ОКАТО 
?
 
45286555000
ОКОГУ 
?
 
4210014
ОКОПФ 
?
 
12247
ОКФС 
?
 
16

Финансовая отчетность ПАО «ТУПОЛЕВ» ?

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ПАО «ТУПОЛЕВ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 2 225 515 800,00 руб.

Истец: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 625 602 030,00 руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ПАО «ТУПОЛЕВ»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Товарные знаки ?

Регистрационный номер:
Номер заявки: 94099
Дата государственной регистрации: 28.02.1983
Дата истечения срока действия исключительного права: 22.10.2021

Регистрационный номер:
Номер заявки: 162396
Дата государственной регистрации: 01.04.1994
Дата истечения срока действия исключительного права: 10.07.2022

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ПАО «ТУПОЛЕВ»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАО «ТУПОЛЕВ» МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ТРУДЯЩИХСЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7709346178

О компании:
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАО «ТУПОЛЕВ»; ППОО ПАО «ТУПОЛЕВ» ИНН 7709346178, ОГРН 1027739292481 зарегистрировано 20.06.2001 в регионе Москва по адресу: 105005, г Москва, набережная Академика Туполева, 17. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала — руб.

Руководителем организации является: Председатель — Цой Виктор Александрович, ИНН . У организации 0 Учредителей. Основным направлением деятельности является «деятельность профессиональных союзов».

Рейтинг организации: Низкий  подробнее
Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ?
Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

20.06.2001

ОГРН 
?
 
1027739292481   
присвоен: 01.10.2002
ИНН 
?
 
7709346178
КПП 
?
 
770901001
ОКПО 
?
 
56704233
ОКТМО 
?
 
45375000000

Реквизиты для договора 
?
 …Скачать

Проверить блокировку cчетов 
?

Контактная информация (495… Посмотреть
?

Отзывы об организации 
?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
105005, г Москва, набережная Академика Туполева, 17
получен 21.05.2009
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Председатель
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Цой Виктор Александрович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
21.05.2009

Учредители ? ()

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
94.20 деятельность профессиональных союзов

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 9 По Г.москве
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
17.07.2001

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР 
?
 
087108048892
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
26.08.2009
ФСС 
?
 
770801429977131
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
30.06.2017

Коды статистики

ОКАТО 
?
 
45286555000
ОКОГУ 
?
 
4220003
ОКОПФ 
?
 
20202
ОКФС 
?
 
52

Финансовая отчетность ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАО «ТУПОЛЕВ»; ППОО ПАО «ТУПОЛЕВ» ?

 ?

Финансовый анализ отчетности за 2019 год
Коэффициент текущей ликвидности:

>2

Коэффициент капитализации:

Рентабельность продаж (ROS):

>0
Подробный анализ…

Основные показатели отчетности за 2019 год (по данным ФНС):
Сумма доходов: — 0 руб.

Сумма расходов: — 0 руб.

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАО «ТУПОЛЕВ»; ППОО ПАО «ТУПОЛЕВ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 21 633 681,00 руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАО «ТУПОЛЕВ»; ППОО ПАО «ТУПОЛЕВ»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАО «ТУПОЛЕВ»; ППОО ПАО «ТУПОЛЕВ»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Награды и звания

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972)
  • Герой Труда (1926)
  • восемь орденов Ленина (21.2.1933, 16.9.1945, 8.7.1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • орден Суворова II степени (1944)
  • орден Отечественной войны I степени (1943)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.8.1933)
  • орден «Знак Почёта» (1936)
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • медали
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
  • Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
  • Сталинских премий первой степени (1943) — зассоздание нового образца боевого самолёта
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
  • Сталинская премия (?) степени (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
  • Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
  • Премия им. Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

***************************************

Андрей Туполев числится и в архивах Мемориала как не распознанная жертва режима, о котором очень мало данных: 

Родился в 1888 г., с.Пустомазово Тверской губернии; русский; высшее;

авиаконструктор.

Проживал: Москва.

Арестован: 21 октября 1937 г.

Приговорен: Военная Коллегия Верховного Суда СССР 28 мая 1940 г., обв.: 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11.

Приговор: 15 л. ИТЛ, 5 л. поражения в правах

Реабилитирован 9 апреля 1955 г. Военная Коллегия Верховного Суда СССР

Самолеты с инициалами «АНТ»

В 1918 году Андрей Туполев с отличием окончил училище и всерьез занялся конструкторской деятельностью. Буквально через два года на свет появилась первая машина с его инициалами – легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. Хотя основными материалами этой машины все равно оставались дерево и ткань, при конструировании впервые использовался легкий и прочный материал – кольчугалюминий. Туполев был уверен, что дерево для самолета – не материал, а будущее авиации – за металлом. В октябре 1922 года при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолетостроению, которую возглавил Андрей Туполев. Позже по его предложению именно этот день – 22 октября 1922 года – стал считаться официальной датой образования ОКБ А.Н. Туполева.

В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, а уже через год – первый боевой АНТ-З. На последнем были выполнены сенсационные для того времени международные перелеты по европейским столицам, а также в Токио.

После этих успехов новые машины Туполева стали появляться регулярно. В 1925 году в небо поднялся АНТ-4 – первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. В серию он был запущен под названием ТБ-1. Всего было изготовлено более 200 разных модификаций этого самолета, но, пожалуй, самым известным стал АНТ-4 «Страна Советов». В 1929 году он выполнил перелет Москва–Нью-Йорк, преодолев 21 242 км за 142 часа. Рекорд показал, что беспосадочные полеты на такие расстояния реальны. В 1937 году на самолете АНТ-25 это подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, совершив свои исторические полеты в Америку.

Эти рекорды наглядно рассказали всему миру о впечатляющих достижениях советской авиации. Андрей Туполев ставил перед собой большую цель – поднять авиационное производство страны. Под его руководством перестраиваются старые авиазаводы, открываются новые. За какие-то десять лет ему удалось сделать очень многое, но даже этот успех не спас Туполева от репрессий 1930-х годов.

Литература

  • Кербер Л. Л. Ту — человек и самолёт. — М.: Советская Россия, 1973. — 288,  с. — (Люди Советской России). — 50 000 экз. (в пер.)
  • Бодрихин Н. Г. Туполев. — Молодая гвардия. — М., 2011. — 456 с. — (ЖЗЛ). — ISBN 978-5-235-03439-6.
  • «С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» — под редакцией В. А. Лопота, РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
  • Адель Нурмухаметова. Андрей Туполев. — М.: Комсомольская правда, 2016. — 96 с. — (Великие умы России). — ISBN 978-5-4470-0199-5.
  • Пол Даффи, Андрей Кандалов. А.Н. Туполев – человек и его самолёты. — М.: Московский рабочий, 1999. — 264 с. — ISBN 5-239-02089-2.

Детство и юность

Автор афоризма «Летают только красивые самолеты» появился на свет осенью 1888 года в ныне несуществующем селе Пустомазово Тверской губернии. Андрей — шестой из семи детей провинциального нотариуса, разночинца из казаков Николая Ивановича Туполева, вынужденного, чтобы свести концы с концами, заниматься сельским хозяйством, и дворянки Анны Васильевны Лисицыной.

Когда родился Андрей, отцу было 46 лет, а матери — 38. У мальчика были старшие братья Сережа и Коля, а также сестры Наташа, Таня, Вера и Маша. Отец не позволял членам семьи бездельничать. По воспоминаниям авиаконструктора, в детстве он прошел за плугом расстояние между двумя российскими столицами, овладел столярным мастерством и навыками обработки металла.

Андрей Туполев в молодости

Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В среднем учебном заведении родители не смогли оплатить экскурсию по городам российской империи, в которую предлагалось поехать ученикам. Тогда Андрей предложил директору гимназии купить сделанные им деревянные модели корабликов. Руководитель учебного заведения выбил финансирование поездки гимназиста Туполева из фондов Общества любителей естествознания.

В техническом училище, которое носит сейчас имя революционера Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат — построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово.

В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только по причине смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог лишь в возрасте 30 лет.

Мечта взлететь в небо

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово в дворянской семье. Свое дворянское происхождение он тщательно скрывал на протяжении многих лет. Его отец был выходцем из сибирских казаков и работал нотариусом. Мать была из семьи судебного следователя. Андрей был шестым ребенком в семье, поэтому предоставленный сам себе часто мастерил игрушки. Еще в школе мальчишка стал продавать сделанные им деревянные кораблики, чтоб накопить на поездку по России.

Знаменитый конструктор

Андрей обучался в Тверской гимназии, где серьезно увлекся точными науками и техникой. В 1908 году Туполев успешно сдал экзамены и прошел сразу в два института, но в итоге выбрал Императорское Московское техническое училище. Во время обучения в училище его сердце покорила аэродинамика. Он даже вступил в специальный воздухоплавательный кружок, в котором проявил необычайные способности и в скором времени стал любимым учеником учителя.  На этом кружке он соорудил свой первый планер и сообщил, что совершит на нем полет над Лифортовским парком. Собралось множество народу, репортеры фотографы. Человек, что разгонял планер, побежал и Туполев взлетел. После этого небо запало в его душу на всю жизнь.

А вы видели самолеты Туполева в живую?

ДАНЕТ

В 1911 году Туполев прервал свою успешную учебу и начал участвовать в студенческих волнениях. Он раздавал анимационные листовки, за что был задержан и отправлен в свое родное село под просмотр полиции. Только в 1918 году перед началом Первой мировой войны он смог вернуться в Москву и продолжил свое обучение в училище.

Серьезная конструктивная деятельность Туполева берет начало с 1920-х годов. Его первым легким самолетом стал АНТ-1 смешанной конструкции. В 1924 году Андрей создал первый цельнометаллический самолет АНТ-2, который был сооружен из кольчугоалюминия. Чтоб получить необходимый материал, Туполев специально поехал в плавильню и лично руководил процессом плавки.  На тот момент, помимо самого Туполева, в конструировании самолета участвовало всего 12 человек.

Также под руководством Туполева был построен первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3. Именно на этом самолете на протяжении трех дней смогли облететь множество европейских столиц. Этот полет стал легендарным.

С моделью самолета в руках

В 1929 году благодаря работе Туполева была достигнута новая вершина. Самолет АНТ-4 без посадок смог пересечь Тихий океан и приземлился в Америке. Самолет смог пролететь 21242 км и стал отличным доказательством того, что осуществление беспосадочных перелетов возможно. Это повторно доказали долгие перелеты в 1937 году на АНТ-25.

Личная жизнь

Успешной работе конструктора способствовали надежный тыл и счастье в личной жизни. С будущей супругой Юлией Желтяковой Туполев познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны. В честь жены Андрей Николаевич впоследствии назвал дочь, ставшую его персональным врачом, и внучку.

Зарегистрировав в загсе брак с симпатичной медсестрой, Туполев поселился в квартире тещи. Мать Юлии, дворянка по происхождению, вначале настороженно отнеслась к выбору дочери, но, после того как зять наладил горячее водоснабжение и соорудил бездымную печь, изменила отношение к Андрею.

Жена стала Туполеву надежной помощницей, переводчицей и нештатным дизайнером салонов туполевских самолетов Ту-70 и Ту-104, руководила подбором светильников и ткани для обивки сидений. В зрелые годы Юлия Николаевна сопровождала мужа в заграничных поездках.

Андрей Туполев и жена Юлия / ТАСС

Туполев общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором слов советского гимна Сергеем Михалковым, благодаря дружбе с которым внуки конструктора читали книги со стихами про Дядю Степу с автографами писателя. Среди увлечений Андрея Николаевича были садоводство и охота на перепелок. В детстве внуки Туполева играли с деревянными игрушками, которые дед мастерил в часы досуга специально для них.

Потомки авиастроителя продолжили его династию. Сын Алексей с 17 лет работал в КБ отца в качестве конструктора и разработал хвостовую деревянную законцовку фюзеляжа для Ту-2, а в последние годы существования Советского Союза руководил кафедрой аэродинамики летательных аппаратов в Московском авиационном институте и создал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1995 году Алексей Андреевич участвовал в блоке «Тихонов – Туполев – Тихонов» на выборах в Государственную думу.

Внук Андрея Николаевича, названный в честь деда, сейчас возглавляет Центр маркетинговых исследований ОАО «Туполев». Авиаконструктором был и зять Туполева Владимир Вуль.

Арест и работа в шараге

Не смотря на колоссальные успехи советской авиации, в 1937 году для Андрея Туполева наступили самые тяжелые времена. Он, как и многие ученые, был репрессирован и брошен в подвалы Лубянки, а потом переведен в камеру Бутырской тюрьмы. Он был обвинен по ложному показанию, доносу со стороны другого авиаконструктора. В то время многие конструкторы топили друг друга, выгораживая свои самолеты. Так Туполев оказался обвинен во всем, в чем только можно. По показаниям он вел шпионаж для многих европейских стран, внедрял американские технологии в самолетостроение и даже был причастен к крушению советской авиации в Испании. Приговором за такой несправедливый список грехов был только расстрел.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Но Туполев не отчаивался. Он решил потянуть время, надеясь что страшная судьба развеется. В начале на первом допросе он признал все обвинения против него, на следующем все полностью отверг. В это время он закидывал Сталина и Берию письмами, в которых доказывал свою невиновность и невиновность своих коллег. Это сработало и вместо расстрела ученых направили работать в шараге ЦКБ-29 НКВД.

В шараге ученые стали заниматься тем же, чем и до ареста. Они проектировали перспективные самолеты. Шарага была не совсем тюрьмой. Здесь предоставлялся комфорт для жизни и работы ученых. Для арестантов было разработано строгое расписание дня, в которое включался завтрак, обед, ужин, рабочее и свободное время. Кормили ученых очень хорошо. После лагерей еда в шараге казалась пиршеством.

Открытие выставки «Туполев – человек и самолеты»

Как только Туполева перевели в ЦКБ-29 он сразу начал знакомство с другими авиаконструкторами арестантами. Через 2-3 дня куратор выбрал Туполева руководителем авиационного проекта. И тот сразу взял все дело в свои руки. Приближалась Вторая мировая война и воздушному флоту Советского Союза была необходима улучшенная и более мощная авиация.

Туполев всегда находил работу своим коллегам, постоянно подолгу думал и присматривался. Когда ученый что-то обдумывал или волновался, он мог ходить по кругу или строгать дерево перочинным ножом, таким образом оставаясь один на один со своими мыслями.

В 1939 году, когда война уже переступила порог, Туполев предложил спроектировать идеальный бомбардировщик для поражения морского флота. После усердных размышлений ученые пришли к выводу, что этот самолет должен летать на дальность не менее 5000 км, выполнять полет на высоте до 10000 км, тоесть иметь герметичные кабины, высокую энерговооруженность и быть четырехмоторным, а также он должен иметь возможность пикировать с большими скоростями.

Началась работа над новым самолетом, названным «ПБ» — пикирующий бомбардировщик. После того как авиаконструкторы подсчитали все проекты Туполева, этот нарекли и 57-м.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

В итоге после долгой усердной работы на свет появились 3 уникальных бомбардировщика, которые стали основой советской авиации во время Второй мировой.

В 1941 году Туполев вместе с 20 ближайшими помощниками был досрочно освобожден Сталином, но полностью он был реабилитирован лишь в 1955 году.

Авиаконструирование

Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево и тяжелое железо.

Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту. Именно на продукте инженерной мысли Туполева — самолете АНТ-25 — Валерий Чкалов совершил беспосадочные перелеты Москва – остров Удд и Москва – Северный Полюс – Соединенные Штаты Америки.

Однако летчик Сигизмунд Леваневский в 1935 году не смог на самолете этой же серии выполнить заранее разрекламированный перелет Москва – Сан-Франциско и в присутствии Иосифа Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. Также потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 («Максим Горький»).

Андрей Туполев и самолет ТУ-134

В 1937 году Андрея Николаевича и его жену арестовали. Первый год заключения был самым тяжелым. Конструктора не били, но изнуряли многочасовым стоянием. Помимо вредительства, Туполеву инкриминировали многолетнее сотрудничество с французской разведкой и руководство антисоветской организацией.

Конструктор сначала согласился со всеми пунктами обвинения, а потом начал обжаловать их. Туполева приговорили к 15 годам тюремного заключения, но вскоре условия смягчились. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую «шаражку». Ученые занимались инженерным трудом и получали полноценное питание, но были разлучены с семьями. С началом войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали.

Разработанный конструкторским бюро Туполева Ту-2 (пикирующий бомбардировщик) внес огромный вклад в победу: на фронтах сражались 750 самолетов этой марки. После войны Андрей Николаевич и его КБ создали стратегический бомбардировщик Ту-4.

Туполев также автор первого советского реактивного гражданского самолета Ту-104, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, фото которого было размещено на советской марке 1969-го. В 70-е годы XX века ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, под руководством Валентина Близнюка разработало бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Закрыть болевые точки «стратегов»

Формально Рониса Шарипова сложно отнести к профессиональному авиастроителю, однако ни одна авиатехника не может взлететь в небо без радиоэлектронных систем управления. В этом смысле кандидатура Шарипова выглядит блестящей.

Как утверждают источники в авиаотрасли, самым уязвимым местом в развитии программы стратегической авиации остаются радиоэлектронные системы управления. Для боевой техники нужно создавать собственные системы радиоэлектронной защиты, к тому же из-за международных санкций кооперация с зарубежными поставщиками невозможна. «Это трудный, почти непроходимый момент», — отмечает представитель одного из авиастроительных предприятий.

Как пишет пресс-служба ОАК, новый руководитель ПАО «Туполев» Ронис Шарипов с 2013 года возглавлял одно из предприятий авиационного кластера госкорпорации «Ростех» — казанское АО «НПО «Радиоэлектроника» имени В.И. Шимко». До этого он занимал пост первого заместителя генерального директора КРЭТ, возглавлял ОАО «Радиоприбор». В общей сложности он проработал в сфере разработки радиоэлектронных систем свыше 10 лет.

«Опыт Рониса Шарипова будет востребован в компании «Туполев», позволит продолжить реализацию стратегических планов развития и выполнение стоящих перед предприятием и КБ важнейших государственных задач», — резюмирует пресс-служба ОАК. И хотя в кулуарах считается, что его назначение пролоббировано Николаем Колесовым, на самом деле приглашение профессионального «радиоэлектронщика» призвано решить давние болевые точки в развитии дальней авиации, отмечают эксперты в отрасли.

В конце этого года должна состояться выкатка первого построенного с нуля самолета Ту-160М. Фото Максима Платонова

Память

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

2020 год — время премьер в стратегической авиации

Но времени на раскачку у нового руководителя почти нет. Как отмечают источники в авиаотрасли, 2020 год должен стать годом больших премьер в стратегической авиации.

Так, в конце этого года должна состояться выкатка первого построенного с нуля самолета Ту-160М. Его строительство ведется два года в рамках госконтракта с Минобороны РФ. Он предусматривает создание 10 «стратегов» стоимостью 15 млрд рублей каждый на Казанском авиационном заводе. Если его исполнение будет проходить успешно, то Минобороны РФ готово будет заказать 50 ракетоносцев-бомбардировщиков.

«Конечно, деньги будут поступать на «Туполев» огромные, но спрос военных будет жестким и бескомпромиссным», — говорит собеседник нашего издания.

Одновременно с этим казанские авиастроители должны сдавать Ту-22М. Сейчас первая опытная машина проходит заводские летные испытания, к концу года к ней присоединится вторая. «В третьем квартале 2020 года самолеты будут предъявлены военным на государственные совместные испытания (ГСИ)», — рассказывал ранее министр промышленности Денис Мантуров. Источники утверждают, что Александр Конюхов сумел вовремя представить технику военным в этом году, однако его отставка была уже решенным делом.

Луиза Игнатьева

ПромышленностьОПК Татарстан

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector