Тутаевский мз

Конструктивные особенности

Выпускаемые двигатели ТМЗ обладают большой унификацией, к которой следует отнести общие основные элементы:


  • цилиндро-поршневой механизм;
  • шатунно-коленчатую группу;
  • блок цилиндров;
  • радиатор для охлаждения масла;
  • топливную аппаратуру;
  • стартер;
  • муфту для привода вентилятора.

Индивидуально для каждой модели в устройстве двигателя применяются:

  • головка блока цилиндров (алюминиевая);
  • турбокомпрессоры;
  • поршни (форсированные дизели);
  • пневмокомпрессоры.

По конструкционным решениям силовые агрегаты отличаются (варианты):

  • картер маховика – 3;
  • маховик – 2;
  • шкив коленчатого вала – 2;
  • масляный картер – 2;
  • вентилятор – 2;
  • кронштейны крепления – 4;
  • выпускной коллектор – 2.

Даже с учетом большой унификации моторов сочетание вариантов конструкционных отличий, различных узлов и оборудования дизеля позволяет компании производить широкую линейку силовых агрегатов с различными характеристиками, что обеспечивает широкое применение двигателей ТМЗ.

Продукция завода и достижения

Дизельные двигатели ТМЗ – выносливые, простые в обслуживании, неприхотливые дизельные силовые агрегаты, отлично приспособленные к работе при низких температурах.


Продукция завода. Двигатель ТМЗ модели 8463.10.

Тутаевский моторный завод (ТМЗ, Россия) — один из ведущих отечественных производителей дизельных двигателей многоцелевого назначения, отличающихся высокой надежностью, экономичностью и стабильно высоким качеством сборки. Неслучайно, именно двигатели ТМЗ до 2018 года устанавливались на грузовые «болиды» российской команды «КАМАЗ-Мастер» — многократного победителя ралли «Париж-Дакар».

Дизельные двигатели ТМЗ широко распространены в России – устанавливаются в разнообразную дорожную, карьерную, сельскохозяйственную и прочую специализированную технику, пользуясь заслуженно высокой репутацией.

Благодаря налаженному контролю качества при производстве двигателей ТМЗ, а также целому ряду технических особенностей конструкции (индивидуальные 4-клапанные головки цилиндров, поршни с охлаждением внутренней полости маслом, регулировка оптимального надпоршневого зазора непосредственно при сборке двигателя, встроенный водомасляный радиатор, надежная топливная аппаратура и т.п.), дизельные двигатели ТМЗ отличаются низким уровнем отказов при эксплуатации.

Двигатель V8 ТМЗ-7Э846.10 (Тутаевского моторного завода), рабочим объёмом 18,5 литров, мощностью 850 л.с. и с крутящим моментом 2700 Нм. 2012 год. Устанавливался на топовые грузовики «КАМАЗ-мастер».

Надежная работа даже в суровых условиях Крайнего Севера, мягкий пуск при отрицательных температурах — благодаря неприхотливой, проверенной конструкции дизельных двигателей ТМЗ, изначально созданной для российских условий.

В своем диапазоне мощностей дизельные двигатели ТМЗ для производства дизель-генераторных установок (ДГУ) отличаются самыми низкими показателями удельного расхода топлива среди двигателей отечественного производства.

В отличие от большинства специально неадаптированных к российскому топливу двигателей-комплектующих для ДГУ (Volvo Penta, Perkins, IVECO и пр.) двигатели ТМЗ, имеющие простую топливную систему, систему управления и выносливую конструкцию, существенно менее критичны к качеству топлива.

Благодаря большой распространенности в России разнообразной техники на базе двигателей Тутаевского моторного завода – магистральных грузовых автомобилей, карьерных самосвалов, сельскохозяйственных и промышленных тракторов, автобусов, дорожно-строительной и прочей специализированной техники – у Вас не возникнет проблем с доступностью запчастей и сервисной поддержкой вашего дизель-генератора на базе дизельного двигателя ТМЗ.

Простая ремонтопригодная конструкция двигателей ТМЗ, без «навороченных» электронных компонентов, вкупе с широкой известностью, «привычностью» отечественным механикам –позволяют Заказчикам самостоятельно организовать проведение любых сервисных, ремонтных работ, вплоть до выполнения полного капремонта двигателя.

Ходовые запчасти и товары этой торговой марки

  
133402 238Н-1701048

Вал КПП ЯМЗ промежуточный 20 зубьев ТМЗ

133425 238М-1701105

Вал КПП ЯМЗ-238ВМ вторичный ТМЗ

076456 840.1003010-20

Головка блока ТМЗ-8421,8424,8481,8486,8431, ЯМЗ-840,850 в сборе ТМЗ

112319 238-1601131

Диск сцепления ЯМЗ ведомый задний ТМЗ

112320 238-1601130-Б238-1601130-020

Диск сцепления ЯМЗ ведомый передний ТМЗ

684605 2381.1700004-06

КПП ЯМЗ-238ВМ,2381 (леп.сцепл.,интег.муфта 1840,фл.4 отв.вал-50.95мм) ан.2381.1700004-02 ТМЗ №

639260 2381.1700004-07

КПП ЯМЗ-238ВМ,2381 (леп.сцепл.,интеграл.муфта 1840,фл.4 отв.,вал 50.95мм) под торц.КОМ ТМЗ №

626245 238М-1721252

Кольцо ЯМЗ упорное делителя ТМЗ

133454 238М-1721382-11238М-1721382-011

Кольцо ЯМЗ-238ВМ торцевое ТМЗ

626243 238-1701280

Муфта КПП ЯМЗ заднего хода ТМЗ

071570 236-1601180-Б2

Муфта сцепления ЯМЗ в сборе ТМЗ

601766 8423.1307010-048423.1307010

Насос водяной ТМЗ-8421,8423 ТМЗ

112323 236-1307010-А3236-1307010-А2

Насос водяной ЯМЗ-236,238 ТМЗ

133398 238АК-1307010

Насос водяной ЯМЗ-236,238 усиленный ТМЗ

084474 240-1307010-А1

Насос водяной ЯМЗ-240 ТМЗ

112324 236-1011014-В3

Насос масляный ЯМЗ С/О ТМЗ

175936 240Н-1011014-Б

Насос масляный ЯМЗ-240Н ТМЗ

021464 238-1701140

Шестерня КПП ЯМЗ заднего хода 44 зуба ТМЗ

133426 238М-1701112

Шестерня КПП ЯМЗ-238ВМ 1-й передачи вала вторичного 40 зубьев ТМЗ

133399 236-1307212-Б3

Шкив ЯМЗ насоса водяного ТМЗ

Все товары этой торговой марки

Конструктивные особенности

Система смазки

  • наличие водомасляного радиатора (ВМР) охлаждения масла, установленного непосредственно на двигателе, позволяющего поддерживать температуру масла в оптимальных пределах 80°С, масло проходит между трубками, а охлаждающая жидкость — внутри трубок
  • наличие 2-х масляных полнопоточных фильтров со сменными бумажными элементами
  • редукционный клапан (9…9,5 кг/см²)
  • дифференциальный клапан (4…4,5 кг/см²)
  • перепускной клапан (разность давления 1,5-2,0)

Система охлаждения

  • присутствует гидродинамическая муфта привода вентилятора 3 режима работы
    • автоматический «А» при t 72°…76°С
    • постоянный «П»
    • отключена «О»
  • температура охлаждающей жидкости 70…90°С

Система питания

  • наличие 2-х фильтров тонкой очистки топлива (бумажные элементы) 1- го фильтра грубой очистки топлива
  • ТНВД 8-ми секционный с размерностью 12х14 мм, давлением впрыска топлива 20 МПа

Система впуска и выпуска отработавших газов

  • система турбонаддува с использованием ТКР марки К-36, производства фирмы «Турбо» (Чехия)
  • присутствие охладителя наддувочного воздуха (ОНВ) типа «вода-воздух» на двигателях 8431.10, 8435.10 типа «воздух-воздух»

Механизм газораспределения МГР

  • распределительный вал — 16 впускных и выпускных кулачков
  • роликовые толкатели, двигающиеся в направляющих
  • подвод масла через коромысла по штангам к толкателям
  • полые штанги с напрессованными наконечниками
  • вильчатые двуплечие коромысла впускных и выпускных клапанов
  • 2 впускных клапана 40Х10С2М 2 выпускных клапана из жаропрочного материала ст. 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), наплавлен стеллитом ВЗК

Головки цилиндров

  • индивидуальные, алюминиевые, 4-х клапанные
  • металлическая прокладка уплотнения «газового стыка» между головкой и гильзой цилиндра

Кривошипно-шатунный механизм КШМ

  • коленчатый вал азотированный, стальной, 5 коренных шеек, 4 шатунные шейки ст. 42ХМФА
  • шатун — стальной:
    • двутавровое сечение
    • прямой разъем
    • имеет скосы в верхней головке
    • масляный канал в верхней головке
    • ст. 40ХН2МА
  • поршень (по технологии и на оборудовании фирмы «Мале» Германия):
    • высококремнистый алюминиевый сплав
    • три канавки под кольца
    • нерезистовая вставка из жаропрочного чугуна
    • полость под охлаждение маслом
    • масляные форсунки для подачи масла в поршень
    • выточки под клапаны
    • центральное расположение камеры сгорания
  • чугунные кольца:
    • 1-ое — двусторонняя трапеция, хромированное, бочкообразная рабочая поверхность
    • 2-ое — плоское, хромированное, минутное
    • 3-е — маслосъемное кольцо, коробчатого сечения, хромированные рабочие кромки

Тутаевский моторный завод (ТМЗ)


Производитель надежных и современных дизельных силовых агрегатов Тутаевский моторный завод (Ярославская область) основан в 1968 году, а выпускает продукцию с 1973 года. Первоначально это были элементы поршневой группы для линейки двигателей ЯМЗ. В 1977 году ТМЗ переходит на самостоятельное изготовление современных в тот период дизельных моторов ЯМЗ-8421.

Дальнейшее развитие предприятия связано с разработкой и выпуском новых двигателей для различной тяжелой техники и промышленного применения. Также на заводе освоили производство коробок передач, что увеличило номенклатуру выпускаемой продукции.

В настоящее время ТМЗ является современным технологическим комплексом по выпуску дизельных силовых агрегатов различного назначения, коробок передач и запасных частей. Кроме того, завод осуществляет сервисное обслуживание и ремонт выпускаемых агрегатов.

Технические характеристики

Модель двигателя Номин. мощность, кВт (л.с.) Номин. частота вращения, мин-1 Макс. крутящий момент, Н·м (кгс·м) Мин. удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) Применяемость
8421.10 265 (360) 2100 1510 (154) 204 (150) Грузовые автомобили МАЗ с колесной формулой 4х2, 6х4, тягачи в составе автопоездов полной массой до 44 т.
8423.10 (заменен на 8481.10) 246 (335) 1900 1490 (152) 211 (155)  
8424.10 312,5 (425) 2100 1686 (172) 204 (150) Автомобили МЗКТ с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х8.
8424.10-01 (заменен на 8424.10-04) 312,5 (425) 2100 1686 (172) 204 (150)  
8424.10-03 345,5 (470) 2100 1860 (190) 204 (150) Автомобили МЗКТ: бортовые автомобили 79092, самосвалы 75165, лесовозы 79093, шасси 79091.
8424.10-04 312,5 (425) 2100 1913 (195) 204 (150) Аэродромные тягачи, шлаковозы, тяжеловозы БелАЗ.
8424.10-05 312,5 (425) 2100 1686 (172) 204 (150) Колесные тягачи КЗКТ.
8424.10-06 312,5 (425) 2100 1913 (195) 204 (150) Фронтальный погрузчик БелАЗ-7821
8424.10-07 312,5 (425) 2100 1686 (172) 204 (150) Самосвал БелАЗ-75404
8424.10-08 345,5 (470) 2100 1860 (190) 204 (150) Колесные тягачи КЗКТ.
8424.10-21 312,5 (425) 2100 1686 (172) 204 (150) Для замены двигателя фирмы «Детройт-дизель» на автокранах «KATO» NK 1200 S грузоподъемностью 120 т.
8424.10-31 312,5 (425) 1900 1860 (190) 204 (150) Шасси 69096, 69099 Брянского завода колесных тягачей.
8424.10-33 345,5 (470) 2100 1860 (190) 204 (150) Шасси Брянского завода колесных тягачей.
8424.10-34 312,5 (425) 1900 1860 (190) 204 (150) Шасси Брянского завода колесных тягачей.
8435.10 323,5 (440) 1500 2157 (220) 198,6 (146) Электростанции мощностью 250 кВт (АО «Электроагрегат, г. Курск»).
8463.10 367,7 (500) 2100 1960 (200) 204 (150) Спецшасси МЗКТ.
8481.10 257 (350) 1900 1570 (160) 204 (150) Колесные тракторы ЗАО «Петербургский тракторный завод».
8481.10-01 257 (350) 1900 1620 (165) 206 (152) Фронтакльный погрузчик ТО-27-2А, ТО-27-3 (НПО «Дормаш», г. Минск).
8481.10-04 309 (420) 1900 1960 (200) 204 (150) Колесные тракторы ЗАО «Петербургский тракторный завод».
8481.10-05 261 (355) 1500 1765 (180) 204 (150) Дизельные электроагрегаты и электростанции мощностью 200 кВт (АО «Электроагрегат, г. Курск»).
8481.10-07 261 (355) 1500 1765 (180) 204 (150) Для привода генераторов мощностью 200 кВт на речных буксирах и толкачах проектов 887, 887А взамен дизеля 7Д12. Поставляется с сертификатом Речного Регистра. Главный судовый двигатель для агрегатирования с реверс-редуктором РР-300 взамен дизеля 3Д12А (РР-300 в комплект поставки не входит). Поставляется с сертификатом Речного Регистра.
8482.10 198 (270) 1700 1352 (138) 211 (155) Колесные тракторы К-702, К-702М (ПО «Кировский завод», г. Санкт-Петербург).
8482.10-01 198 (270) 1700 1352 (138) 211 (155) Автогрейдер ДЭ-988, колесный фронтальный погрузчик ТО-40 и их модификации (ЧЗДМ, г. Челябинск).
8486.10-02 309 (420) 2000 1725 (176) 204 (150) Бульдозер «Комацу D-355A». Заменяемый двигатель SA6 D 155-4A.
8486.10-03 265 (360) 2000 1520 (155) 204 (150) Трукладчик «Комацу D-355C». Заменяемый двигатель S 6D 155-4H.Бульдозер «Комацу D-155A». Заменяемый двигатель S 6D 155-4D.
8521.10 305 (415) 1775 1813 (185) 204 (150) Трактор Т-330 (Т-330А) (АО «Промтрактор-ОМЗ», г. Чебоксары).
8522.10 305 (415) 1775 1960 (200) 204 (150) Трубоукладчик ТГ-321 (АО «Промтрактор», г. Чебоксары).
85226.10 305 (415) 1775 1960 (200) 204 (150) Маневровые тепловые ТГМ 23. Взамен двигателя 1Д12-400БС2.

Обслуживание двигателей

Надежная безаварийная работа дизеля, а также длительный период его эксплуатации во многом обеспечиваются своевременным и качественным проведением технического обслуживания (ТО). Выполнять такие работы по ТО необходимо в регламентированные сроки и на протяжении всего периода рабочего цикла силового агрегата. Лучше всего обслуживание техники выполнять одновременно с сервисными работами всей машины.


Для дизельных двигателей ТМЗ, согласно регламенту по эксплуатации, предусмотрены следующие виды работ:

  1. Ежедневные (ЕТО). Проводятся один раз в день после окончания работы.
  2. ТО-1. Выполняется каждые 250 часов эксплуатации мотора.
  3. ТО-2. Осуществляется через 750 часов работы дизеля.
  4. Сезонное обслуживание (СО). Проводится при смене сезона для дальнейшей эксплуатации.
  5. Начальное ТО. Выполняется после первых 30 часов использования силового агрегата.

При выполнении ТО для двигателей ТМЗ компания рекомендует осуществлять проверку различных уплотнительных прокладок, состояние колец и медных шайб. В случае обнаружения неисправности выполнять их замену.

Своевременное и полноценное проведение ТО не только обеспечит надежную эксплуатацию силового агрегата, но и позволит сохранить гарантийные обязательства изготовителя в случае поломки или неисправности дизельного двигателя.


С этим читают