Дизельный двигатель «ямз-530»: технические характеристики, устройство и работа

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-534

Серия двигателей ЯМЗ-530 начала выпускаться в 2012 году и состояла из 6-ти цилиндрового ЯМЗ-536 и 4-х цилиндрового ЯМЗ-534, о последнем здесь и поговорим. Это полная копия 536-го, но без 2-х цилиндров. Здесь стоит чугунный рядный блок цилиндров с маслофорсунками и с чугунными мокрыми гильзами. Коленвал с шейками 88 мм и с шатунными шейками 76 мм имеет ход поршня 128 мм. На 534-м стоят шатуны из стали и поршни 105 мм. В итоге мы имеем рабочий объем 4.4 литра.


Накрыт мотор головкой с 4-мя клапанами на каждый цилиндр. Размер клапанов (впуск/выпуск): 36/34 мм. Это нижневальный мотор и распредвал стоит в блоке. Регулировать клапаны нужно по необходимости, проверять эту необходимость нужно каждые 30 тыс. км. Зазоры клапанов (впуск/выпуск): 0.3-0.4/0.4-0.5 мм.

Здесь применен впрыск Common rail и ТНВД Bosch СР3.3 NH, а давление впрыска 1800 бар. Версии под Евро-5 оснащаются насосом ЯЗДА 531, давление увеличено до 2000 бар, а турбина заменена на Holset HE200VG.Давление масла на прогретом движке находится в пределах 4.1-5.6 кгс/см2.Этот турбодизель оснащается турбиной ТКР 60.02.02 (BorgWarner S200G) или ТКР 50.09.14 (BorgWarner S100G).

Управляет мотором ЭБУ Bosch EDC7 UC31, а модификации под Евро-5 получили блоки Bosch EDC17 CV44 и Абит М240.

Модификации ЯМЗ 534 и их отличия

1. ЯМЗ-5340 — первая модель на 190 л.с. при 2300 об/мин, момент 710 Нм при 1200-1600 об/мин. Эта версия отвечает нормам Евро-4 и оснащается турбиной ТКР 60.02.02. — ЯМЗ-53402 — модель под нормы 96-02 для ЗЗГТ-3344. — ЯМЗ-53403 — модель под Евро-5 для ЛиАЗ-4292 и КАВЗ-4270. Мощность увеличена до 210 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 780 Нм при 1200-1600 об/мин. Двигатель оснащается EOBD, турбиной Holset HE200VG, насосом ЯЗДА 531, имеет увеличенное давление впрыска (2000 бар), ЭБУ М240. — ЯМЗ-53405 — комбайновый мотор на 200 л.с. — ЯМЗ-53406 — дизель для различной строительной техники на 190 л.с. 2. ЯМЗ-5341 — тот же 5340, но прошит на 170 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 670 Нм при 1200-1600 об/мин. Стоит на ПАЗ-3204. — ЯМЗ-53411 — аналог 5341 с OBD вместо EOBD. Устанавливается на Вектор 8.8 и ПАЗ-3204. — ЯМЗ-53412 — модификация под 96-02 для катеров КС-131М и 110-52. — ЯМЗ-53414 — CNG-версия 5341 для КАВЗ-4235 и ПАЗ-3204. — ЯМЗ-53415 — тракторная версия на 190 л.с. для К-708.4 под нормы 96-02. — ЯМЗ-53416 — дизель на 180 л.с. для строительной техники RM-Terex TG 140 и TX 210. Экологический класс 4 (96-02). — ЯМЗ-53418 — еще одна версия под 96-02 для погрузчиков на 137 л.с. при 2100 об/мин, момент 710 Нм при 1300-1600 об/мин. 3. ЯМЗ-5342 — версия 5340 с турбиной ТКР 50.09.14. Эта силовая установка развивает 150 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 590 Нм при 1300-1600 об/мин. Ставят его на ПАЗ-4234, 3337. — ЯМЗ-53421 — тот же 5342 где EOBD заменен на OBD. — ЯМЗ-53423 — аналог 53403 с турбокомпрессором ТКР 50.09.16, который позволяет развить 170 л.с. при 2300 об/мин, момент 664 Нм при 1200-1600 об/мин. Устанавливают двс на ПАЗ-3204, 3205, 4234. — ЯМЗ-53424 — версия, работающая на газе. Стоит в автомобилях ПАЗ-3204, 3205, 4234. — ЯМЗ-53425 — комбайновая модель под экологический класс 4 (нормы 96-02), мощность 180 л.с. при 2200 об/мин, момент 690 Нм при 1300-1600 об/мин. Стоит на Nova S300. 4. ЯМЗ-5344 — аналог 5342 с прошивкой на 136 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 422 Нм при 1200-2100 об/мин. Встречается на ПАЗ-3205 и ГАЗ-3309. — ЯМЗ-53441 — версия на 150 л.с. для ГАЗон Next под Евро-4. — ЯМЗ-53442 — аналог 5344 под нормы 96-02 для ГАЗ Садко. — ЯМЗ-53443 — такой же 53423, но со сниженной до 150 л.с. мощностью. Стоит под капотом ГАЗон Next, Вектор Next и Садко Next. — ЯМЗ-53444 — газовый мотор на базе 5344 для ГАЗон Next. 5. ЯМЗ-5345 — дизель на базе ЯМЗ-5340, но без EGR, с турбиной ТКР 80-04 и со своей прошивкой. Это позволило получить 240 л.с. при 2600 об/мин и момент 784 Нм при 1400-1700 об/мин. Такие моторы отвечают 4-му экологическому классу (правила 96-02). Устанавливается на МЗКТ-5002 и Аэроход А25. — ЯМЗ-53452 — аналог 5345 с мощностью 215 л.с. при 2600 об/мин и с моментом 735 Нм при 1400-1700 об/мин. Встречается на МЗКТ-5002. — ЯМЗ-53455 — комбайновая версия на 160 л.с. для Nova S300. 6. ЯМЗ-5346 — версия 5340 для КАВЗ-4235. Мотор развивает 170 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 590 Нм при 1300-1600 об/мин. 7. ЯМЗ-5348 — версия для дизель-генераторов.

Сертификация под «Евро-5»

Одно из основных требований, предъявляемых к современному двигателю – снижение количества выброса отработанных газов в атмосферу. Для этого в конструкции автомобиля устанавливают каталитический преобразователь, он же сажевый фильтр и катализатор. Это довольно сложный и дорогостоящий узел, который нуждается в периодическом обслуживании. Конструкторы завода «Автодизель» установили современные системы очистки, что позволило получить сертификат «Евро-5». Это, в свою очередь, дает возможность экспортировать данные моторы во многие европейские страны, где к экологическим нормам предъявляются очень высокие требования.

Двигатели, которые сертифицированы «Евро-5», расширили свои технические возможности. Диапазон мощности вырос до 330 л. с., а максимальный крутящий момент – до 3170 Нм. Также конструкторы установили каталитический преобразователь со сменными фильтрами. Это позволяет не менять дорогостоящий узел, когда тот забивается, а просто установить новый фильтр.

Применение и особенности

Двигатель ЯМЗ 534 является примером надежного и долговечного решения. В этом плане Ярославский завод себе не изменяет: силовой агрегат имеет рабочий ресурс до 0,7 млн. км. с необходимостью технического обслуживания каждые 30 тыс. км. (или 1000 часов работы). Расход масла на угар составляет не более 0,1% от расхода топлива, что соответствует лучшим образцам подобной техники на мировой арене.

Следует отметить, что производство данной модели было налажено на полностью новой промышленной площадке, оборудованной специально под изготовление современных дизельных двигателей, соответствующих мировым стандартам. Широко применяются зарубежные технологии, позволяющие добиться лучших результатов. К примеру, отливка блока и головок цилиндров осуществляется на немецком оборудовании Fritz Winter, что обеспечивает улучшенную долговечность и надежность двигателя.

Подвоя итоги, можно сказать, что двигатель ЯМЗ 534 – это прогрессивный и весьма удачный проект, который позволяет российскому автопрому внедрять последние наработки в области дизельных силовых агрегатов по вполне приемлемым ценам.

Сертифицирован для «Евро-5»

Ярославский завод «Автодизель», где занимаются производством таких агрегатов, успешно получил сертификаты на двигатель «ЯМЗ-530», характеристики которого полностью соответствуют новому экологическому стандарту. Это позволило значительно расширить экспортные возможности авто, которые комплектовались такими установками в европейские страны.

Новая линейка под «Евро-5» отличается значительно улучшенными характеристиками, техническими и экономическими показателями. Диапазон мощности также расширился. Теперь она составляет от 240 до 330 лошадиных сил. Крутящий момент также расширился – от 900 до 1370 Нм.


По своей конструкции модели «Евро-5» практически полностью унифицированы с их аналогичными «собратьями» под прошлый стандарт. Чтобы полностью соответствовать новейшим экологическим нормативам, в конструкции использована система каталитического восстановления.

Первые экземпляры были отправлены для прохождения тестирования к стратегическим партнерам группы «ГАЗ». Их будут устанавливать и эксплуатировать на многих автомобилях, таких как «Урал», «МАЗ», а также этими агрегатами оснастят городские и пригородные автобусы марки «ЛиАЗ».

Производство разместили на новых площадях. Все детали изготавливаются на самых современных станках. На новой производственной площадке применяются самые передовые технологии, которые обеспечивают надежность и экономичность.

Что говорят владельцы о конструкции «ЯМЗ-530»? Отзывы двигатель получает только положительные. Эти двигатели обладают некоторыми преимуществами, которых нет у многих зарубежных производителей. Так, ярославский агрегат значительно выигрывает по крутящему моменту и мощности. При этом расход топлива довольно низкий.

Итак, мы выяснили, какие имеет двигатель «ЯМЗ-530» технические характеристики и отзывы. Приобретение данного устройства станет беспроигрышным вложением денег. Такой двигатель прослужит долго и эффективно, что является первостепенной задачей таких агрегатов.

Конструктивные особенности двигателей ЯМЗ-530

В двигателях семейства ЯМЗ-530 воплощены передовые конструктивные решения по компоновке, управлению и организации рабочего процесса, а также работе основных систем:

  • корпусные и базовые детали рассчитаны на давление сгорания 210 бар;

  • системы охлаждения и смазки обеспечивают получение литровой мощности до 40 кВт/л с высоким потенциалом форсирования;

  • шестеренчатый привод агрегатов со стороны маховика обеспечивает низкий уровень шума;

  • закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров, не требует обслуживания.

Благодаря небольшому весу и компактности силовых агрегатов семейства ЯМЗ-530 упрощается их компоновка и адаптация в составе установок и автомобилей, а также междугородним и городском транспорте, коммерческих автомобилях и специализированных изделиях. Экологический стандарт Euro-5 у моделей семейства ЯМЗ-530 обеспечивается применением эффективных модернизированных систем топливоподачи и турбонаддува с компонентами российского производства.

Опции

Конструктивно заложены базовые опции для транспортных средств и техники, включая установку:

  • компрессора пневмотормозов производительностью до 350 л/мин и до 500 л/мин;

  • насоса гидроусилителя рулевого управления;

  • компрессора кондиционера, а также подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины, системы охлаждения ретардера.

Двигатели могут комплектоваться сцеплениями и коробками передач: Р4 по стандартам SAE 2, 3; Р6 – по SAE 1, 2.

Инновационная система охлаждения

Любой мотор можно угробить, если перегреть его. Поэтому конструкторы разработали довольно непривычный тип системы охлаждения. Дело в том, что в классическом случае жидкость поступает снизу вверх, а здесь все наоборот. Такой подход позволил в первую очередь охлаждать самую горячую область, которой является ГБЦ. Дальше антифриз поступает уже на сами цилиндры. По мнению многих экспертов, такой подход позволяет практически полностью исключить возможность перегрева мотора. Но необходимо тщательно следить за исправностью всех узлов системы охлаждения, так как выход из строя термостата или помпы может привести к печальным последствиям.

Во время тестирования заметен высокий уровень термической стабильности всех узлов. Это, без сомнения, очень хорошо. Такой мотор можно с легкостью форсировать, если понадобится. Для более равномерного охлаждения цилиндров была использована технология производства мокрых гильз. Это хоть и привело к повышенным затратам при изготовлении, но позволило существенно увеличить ресурс цилиндро-поршневой группы.

Экономия и динамика


Многие водители привыкли к тому, что если хочется иметь мощный двигатель с отменной динамикой, то придется смириться с высоким расходом топлива. В то же время малолитражные моторы не дают возможности погонять, но и потребляют горючего значительно меньше. Что же касается ЯМЗ-530, то тут ситуация выглядит следующим образом.

Так как установка данного силового агрегата планируется исключительно на тяжелую грузовую технику, то этот мотор должен быть очень тяговитым и позволять при необходимости обгоны и прочие маневры. Однако прошли уже времена, когда солярку сливали в кусты. Сейчас любое горючее стоит немалых денег, поэтому вопрос экономии стоит очень остро. Конструкторы добились того, что данный дизель потребляет порядка 26 литров на сотню при скорости 60 км/час. Это неплохой показатель при таком объеме ДВС. Что касается динамики, то крутящий момент тут составляет 735 и 1240 Нм для 4- и 6-цилиндрового мотора соответственно. Этого полностью достаточно для того, чтобы тянуть технику до 12 тонн на низких оборотах.

Основные технические характеристики

530 серия имеет особую систему подачи топлива по отдельным отсекам высокого давления, которые размещаются в блоке цилиндров и приводятся в действие приводом распредвала двигателя. Регулирование топливоподачи через ТНВД происходит механическим способом. Распределение топлива реализовывается под воздействием электрического магнита, взаимодействующего с микропроцессорным блоком управления. Данное взаимодействие обеспечивает соответствие показателей нормам Евро(3). На двигатель ямз 530 установлен турбокомпрессор, который оборудован газовым пропускным клапаном. Двигатели работают по принципу охлаждения надувочным воздухом.

Встроенные в систему масло-радиаторы оснащены одно- или двухкиловатными генераторами. С обеих сторон блока корпуса конструкционно обусловлена возможность размещения помп, приводимых в движение с помощью шестеренчатого вала. Также в двигатель вмонтирован пневмотормозной нагнетатель воздуха. Его производительность составляет двести литров в минуту. Двигатели трехцилиндрового типа обеспечены балансировочными и гасящими колебания механизмами.

Во входящем воздухозаборнике находится аерозаслонка экстренной остановки двигателя, активирующаяся вручную или электронным способом. Конфигурация картерных кожухов и формы самих маховиков предусматривают возможность подключения отечественных или импортных вариантов коробок передач. Это могут быть модели ЗИЛ, ЯМЗ или европейские, соответствующие параметрам SAE(1,2,3).

Экологические, производительные, а также технические и экономические показатели этих двигателей отвечают основным видам зарубежных аналогов. Сюда же можно относить и выполнение эконорм Евро 2 и 3. Именно последние имеют широкие перспективы использования, как для гражданской, так и специальной техники.

Данная серия двигателей может использоваться на:

  • Российских автобусах, грузовиках, а также тракторной технике.
  • Комбайнах производства заводов Красноярска, Таганрога и, конечно же, Ростсельмаша.
  • Специальной военной не тяжелой технике.
  • Непередвижных генераторных и других установках.

Преимущества в эксплуатации двигателей ЯМЗ-530

Рядные дизельные двигатели семейства ЯМЗ-530 дают существенные преимущества современным транспортным средствам в эксплуатации:

  • прогрессивная конструкция обеспечивает технико-экономические характеристики по расходу топлива и масла на уровне лучших мировых аналогов;

  • повышенная безотказность и ресурс до 1 млн. км;

  • межсервисный интервал до 50 тыс. км при применении на автомобильной технике;

  • параметры и диапазон крутящего момента 422-1550 Н.м обеспечивают улучшенные тягово-динамические характеристики ТС для работы в различных режимах, включая технику повышенной проходимости;

  • низкий уровень шума (до 92 Дба) и вибрации;

  • высокие экологические стандарты до уровня Euro-5 с перспективой выполнения Euro-6 при максимальной унификации моделей;

  • применение системы EGR для достижения норм Euro-4 и Euro-5 (для Р4);

  • высокая ремонтопригодность;

  • низкая стоимость владения, доступность запчастей и обслуживания;

  • уникальная надежность, подтвержденная успешным участием а/м ГАЗ в международных ралли с высокофорсированными вариантами двигателей ЯМЗ-530;

  • надежная эксплуатация от -50 0С до +50 0С; в холодных климатических условиях благодаря улучшенным пусковым свойствам, в условиях жаркого климата за счет высоких термодинамических показателей и механических свойств компонентов двигателя;

  • система интерактивной документации на основе 3D-анимации, с возможностью получения информации по эксплуатации, ремонту и сервису двигателя в онлайн режиме.

Выпуск двигателей ЯМЗ-530 организован на современной производственной площадке ПАО “Автодизель” (ЯМЗ), построенной и развивающейся с учетом передовых технологий и требований экологии:

  • современное технологическое оборудование ведущих мировых производителей обеспечивает обработку блока и головки цилиндров, коленчатого вала, маховика, алюминиевых и чугунных деталей;

  • сборку, испытания, окраску двигателей и контроль качества всех операций;

  • уровень автоматизации — 90 %;

  • система менеджмента качества производства средних рядных двигателей соответствует требованиям ISO 9001, ISO/TS 16949;

  • входной контроль всех комплектующих — 100%;

  • начало серийного производства – декабрь 2012 г.

4-цилиндровые дизельные двигатели семейства ЯМЗ-530

Технические данные

Модель, комплектация

Мощность, кВт (л.с.)

Частота вращения, мин-1

Макс. крутящий момент,

Н.м (кгс.м)

Частота при макс. крут. моменте, мин-1

Ми расход г/кВт.ч

н. уд. топлива, (г/л.с.ч)

Ресурс, тыс. км (час)

Масса, кг

Габаритные размеры, мм д/ш/в

Назначение, потребитель

ЯМЗ-53403

(-20)

154,4 (210)

2300

780 (79,5)

1200-1600

198

(146)

900

500

886/708/970

ЛИАЗ городской автобус среднего класса массой* до 14,5 т, ЛиАЗ-429260

ЯМЗ-53403-10

(-30)

154,4 (210)

2300

780 (79,5)

1200-1600

198

(146)

600

500

886/708/970

КАВЗ городской автобус среднего класса массой до 16 т, КАВЗ-4270

ЯМЗ-53423

(-10, -20)

125 (170)

2300

664 (67,7)

1200-1600

193

(142)

600

480

890/717/961

ПАЗ городские и междугородние автобусы среднего класса до 12 т “Вектор 4” (ПАЗ-4234-04, -32053-3,

-320412, -320402)

ЯМЗ-53423-40

125 (170)

2300

664 (67,7)

1200-1600

193

(142)

600

480

890/717/961

КАВЗ междугородние автобусы массой до 12,6 т, КАВЗ-4238

ЯМЗ-53423-60

125 (170)

2300

664 (67,7)

1200-1600

193

(142)

800

480

920/728/966

МАЗ среднетоннажные грузовые автомобили

ЯМЗ-53443-10

(-11)

110 (150)

2300

493 (50,3)

1200-2100

197

(145)

700

480

941/715/976

ГАЗ шасси 4х2, ГАЗ-3309

ЯМЗ-53443-20

(-21)

110 (150)

2300

493 (50,3)

1200-2100

197

(145)

700

480

941/715/976

ГАЗ среднетоннажные грузовые автомобили “ГАЗон NEXT”

ЯМЗ-53443-30

(-31)

110 (150)

2300

493 (50,3)

1200-2100

197

(145)

700

480

941/715/976

ПАЗ автобус малого класса массой до 10 т “Вектор NEXT”

ЯМЗ-53443-40

(-41, -50, -51)

110 (150)

2300

493 (50,3)

1200-2100

197

(145)

700

480

941/715/976

ГАЗ среднетоннажные грузовые автомобили “Садко NEXT”, шасси 4х4 ГАЗ-3308 “Садко”

4-цилиндровые дизельные двигатели, правила ООН No 49-05G (B2) — EURO-5

Технические данные

Модель, комплектация Мощность, кВт (л.с.) Частота вращения, мин-1 Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) Частота при макс. крут. моменте, мин-1 Ми расход г/кВт.ч н. уд. топлива, (г/л.с.ч) Ресурс, тыс. км (час) Масса, кг Габаритные размеры, мм д/ш/в Назначение, потребитель
ЯМЗ-53411-10 (-11) 125 (170) 2300 664 (67,1) 1300-1600 193 (142) 600 480 886/717/940 ПАЗ автобусы массой до 11 т, “Вектор 4”, ПАЗ-320402, ПАЗ-4234
ЯМЗ-53421 (-01,-02, -03) 110 (150) 2300 585 (59,6) 1300-1600 195 (143) 600 480 890/717/961 ПАЗ автобусы массой до 11 т, “Вектор 4”, ПАЗ-320402, ПАЗ-4234
ЯМЗ-53431 (-01) 100 (136) 2300 420 (42,8) 1200-2100 197 (145) 600 480 890/717/961 ПАЗ автобусы массой до 8 т, ПАЗ-32053
ЯМЗ-53441-20 (-21) 110 (150) 2300 490 (50) 1200-2100 197 (145) 700 480 941/715/976 ГАЗ среднетоннажные грузовые автомобили “ГАЗон NEXT”, шасси 4х2
ЯМЗ-5346 (-01) 125 (170) 2300 590 (60) 1300-1600 194, 5 (143) 600 480 886/708/940 КАВЗ городские и пригородные автобусы массой до 12, КАВЗ-4235

4-цилиндровые дизельные двигатели, правила ООН No 49-05С (В1, EOBD) — ЕURO-4

Технические данные

Модель, комплектация

Мощность, кВт (л.с.)

Частота вращения, мин-1

Макс. крутящий момент,

Н.м (кгс.м)

Частота при макс. крут. моменте, мин-1

Ми расход г/кВт.ч

н. уд. топлива, (г/л.с.ч)

Ресурс, тыс. км (час)

Масса, кг

Габаритные размеры, мм д/ш/в

Назначение, потребитель

ЯМЗ-5340-20

140 (190)

2300

710 (72,5)

1300-1600

194,

5 (143)

600

480

886/708/970

ЛАЗ автобус

ЯМЗ-5341-10

(-11)

125 (170)

2300

670 (68)

1300-1600

194,

5 (143)

600

475

886/717/940

ПАЗ автобусы массой до 11 т, ПАЗ-320412;

КАВЗ автобусы

ЯМЗ-5342

(-01, -02, -03)

110 (150)

2300

590 (60)

1300-1600

193

(142)

600

475

886/708/970

ПАЗ автобусы массой до 11 т, ПАЗ-4234, ПАЗ-3204-02

ЯМЗ-5344

(-01)

100 (136)

2300

422 (43)

1200-2100

197

(145)

600

470

886/708/970

ПАЗ автобусы массой до 8 т, ПАЗ-32053

ЯМЗ-5344-10

(-11)

100 (136)

2300

422 (43)

1200-2100

197

(145)

700

470

941/715/976

ГАЗ среднетоннажные грузовые автомобили, шасси 4х2, ГАЗ-33098

Низкие затраты на обслуживание

Конструкторам нужно было создать не только бесшумный и экономичный мотор, но и надежный. Но зачастую обслуживание подобного силового агрегата выливается в копеечку. В случае с ЯМЗ-530, характеристики которого мы рассмотрели, все несколько иначе. Разработчики повысили интервалы между обслуживанием. Если для обычного силового агрегата это 15-20 тысяч километров, то тут речь идет о 50 тысячах. По сути, это двойная экономия средств только на ТО

Если взять во внимание миллионный ресурс ЯМЗ и его общее высокое качество, то этот мотор очень хорошо экономит деньги владельца


Шум и вибрации во время работы остались в прошлом. В кабине грузового автомобиля или автобуса этого мотора не слышно. Фоновый уровень шума не превышает 92 дБ. Добиться такого результата было непросто, но нашим инженерам это удалось.

Схемы

Схему для нового мотора решили выбрать нижневальную. И отечественные, и европейские специалисты в один голос сказали, что так будет лучше для средних размеров дизелей с небольшими оборотами.

Двигатель довольно компактный. Виной всему – отсутствие распределительных валов в ГБЦ. А сама головка блока цилиндров не отличается большой высотой и другими размерами. Также в этом моторе не найти и длинного привода газораспределительного механизма. Инженерам удалось значительно уменьшить вес движущихся и вращающихся узлов и деталей. Сама конструкция, по сравнению с другими модификациями, стала гораздо надежней. Работа агрегата достаточно тихая и отличается увеличенной долговечностью. Все самые важные узлы получают движение от привода коленвала. Это позволяет в значительной мере свести к минимуму вращательные колебания.

Описание систем ЯМЗ-530

Система снижения токсичности отработавших газов (EGR)

Для достижения экологического уровня Euro-4 и Euro-5 (для 4-цилиндровых моделей) применена система рециркуляции отработавших газов (EGR) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Параметры Правил ООН No 96-02 достигаются без применения системы EGR и нейтрализатора. Система EGR установлена непосредственно на двигателе и не требует дополнительных подключений для потребителя, управление EGR интегрировано в систему управления двигателем.

В систему EGR входят:

  • заслонка (1) рециркуляции отработавших газов с пневмоприводом (2) и датчиком положения (3);

  • теплообменник неразборной конструкции (4);

  • электромагнитный клапан привода заслонки (5);

  • глушитель с оксидационным нейтрализатором и двумя сажевыми фильтрами в сборе.

Нейтрализатор отработавших газов устанавливается на автомобиль в систему выпуска отработавших газов предприятием-потребителем.

Система селективного каталитического восстановления (SCR)

Для 6-цилиндровых моделей выполнение требований по экологическим нормативам Euro-5 (No 49-05G (B2)) достигается за счет применения системы селективного каталитического восстановления (SCR) и глушителя-нейтрализатора. Система SCR с модулем дозирования, баком для водного раствора мочевины (AdBlue) и селективный каталитический нейтрализатор устанавливаются в систему выпуска отработавших газов при изготовлении транспортного средства.

Электронная система управления

Микропроцессорный контроллер, охлаждаемый топливом. Основные функции:

  • осуществляет управление двигателем;

  • взаимодействует с электронными устройствами транспортного средства по каналу CAN (SAE J 1939);

  • сигнализирует водителю о возникновении аварийных ситуаций посредством ламп на панели приборов ТС (диагностики двигателя, аварийного давления масла, холодного пуска и т.п.);

  • выполняет функцию ограничения скорости в соответствии с Правилами No 89;

  • выполняет функцию аварийной защиты двигателя.

Для моделей с нормами No 49-05G (B2) – Euro-5

  • выполняет функции бортовой диагностики в соответствии с требованиями Правил No 49-05G (B2), согласно стандартам ISO 9141 и SAE J 1939;

  • выполняет функцию ограничения крутящего момента согласно требованиям Правил No 49-05G (B2);

  • выполняет функции круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора.

Для моделей с нормами No 49-05С (В1, EOBD) – Euro-4

  • выполняет функции бортовой диагностики в соответствии с требованиями Правил No 49-05С (B1), согласно стандартам ISO 15031 и SAE J 1939;

  • выполняет функцию ограничения крутящего момента согласно требованиям Правил No 49-05С (B1);

  • выполняет функции круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора.

Для моделей с нормами No 49-04В1, No 96-02

  • сохраняет информацию об ошибках во встроенной памяти;

  • обеспечивает выдачу соответствующей информации по К-линии на диагностические приборы;

  • выполняет функции круиз-контроля.

Датчики электронной системы управления:

  • температуры охлаждающей жидкости (1);

  • давления и температуры масла (2);

  • частоты вращения распределительного вала (3);

  • частоты вращения коленчатого вала (4);

  • давления и температуры наддувочного воздуха (5);

  • давления топлива в рампе (6);

  • датчик температуры воздуха — для двигателей c системой EOBD Euro-4, Euro-5 (7);

  • давления и температуры топлива в магистрали низкого давления (11).

Жгуты электрические:

  • проводов форсунок (8);

  • проводов датчиков двигателя (9);

  • промежуточный от ЭБУ двигателя к автомобилю (10).

Система топливоподачи

Аккумуляторного типа (Common Rail System), с электронным управлением. Топливная аппаратура CRS обеспечивает давление впрыска 1800 бар для двигателей Euro-4 и 2000 бар для Euro-5.

Система управления подачей топлива (1) — микропроцессорная с электронным блоком управления.

Топливный насос высокого давления (2) — трехплунжерный блочный насос высокого давления, с шестеренчатым приводом и шестеренчатым топливоподкачивающим насосом.

Рампа (аккумулятор) (3) — трубчатого типа, со встроенным датчиком давления топлива.

Форсунки (4) — закрытого типа, с многоструйным распылителем, с встроенным быстродействующим электромагнитным клапаном.

О конструктивных особенностях

Что касается конструкции, то здесь мы видим мотор с нижним расположением валов. Именно так решили поступить конструкторы, ведь это оптимальное решение для низкооборотистых дизельных моторов средних размеров. Добиться небольших размеров удалось за счет того, что в головке блока цилиндров отсутствуют распределительные валы. Сама ГБЦ тут выполнена немного приплюснутой для экономии места. Нет в газовом двигателе ЯМЗ-530 и длинного ременного привода газораспределительного механизма. Это также позволило уменьшить размеры ДВС.

Еще одна задача, которая стояла перед конструкторами – уменьшение вибраций и веса. Как с первым пунктом, так и со вторым справились на ура. При этом стоит отметить, что моторесурс данной модели мотора составляет порядка 1 миллиона километров. Крайне надежная и простая конструкция делает ЯМЗ-530 практически неубиваемым.

Серийное производство

В 2012 году началось серийное производство автобусов ПАЗ и ЛИАЗ с двигателями нового семейства ЯМЗ-530. Шестицилиндровые двигатели ЯМЗ-536 устанавливаются на модели ЛиАЗ-5256, включая городскую, пригородную и междугородную версии, а также на ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213 (начиная с версии Евро-5). Четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 применяется на автобусе среднего класса ЛиАЗ-429260. Павловский автобусный завод устанавливает четырёхцилиндровые двигатели ЯМЗ-534 с диапазоном мощности 150—170 л. с. на автобусы семейств ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204, а также на автобусы новейшего семейства Vector Next.

В 2013—2014 годах на Минском автомобильном заводе произвели и реализовали более 7 тысяч единиц техники с двигателями ЯМЗ-536.

В 2014 году на выставке «Газ на транспорте» GasSuf был представлен автомобиль «ГАЗон NEXT CNG» с новым газовым двигателем ЯМЗ-534 CNG, разработанным совместно с канадской компанией Westport. В 2015 году были начаты дорожные испытания грузовых автомобилей Урал Next с модификацией двигателя ЯМЗ-536, работающего на сжатом (компримированном) природном газе.

12 ноября 2016 года было начато серийное производство газовых ЯМЗ-534/536 CNG уровня Евро-5. Такими двигателями комплектуют автобусы ЛиАЗ-529267, а также грузовые автомобили ГАЗ.


С этим читают