электробус камаз 6282

Содержание

МОТОР-ТИХОНЯ

Неужели настолько бесшумно? Двери открываются, и электробус услужливо наклоняется, приглашая войти. Машина легко набирает скорость и плавно тормозит, мотор не ревет, кузов не трясется. Но что самое приятное – не пахнет выхлопными газами.


Испытания электробуса второго поколения КамАЗ-6282, который выпускается на дочернем предприятии КамАЗа в Нефтекамске, завершились в Московской области неделю назад. Машину тестировали в Павловском Посаде с июня прошлого года. За это время электробус преодолел почти 13 тыс. км.

– Пассажиры ездили с удовольствием и с интересом рассматривали каждую деталь, – рассказывает водитель Александр Власов

– Салон просторный и комфортный, что особенно важно в часы пик

Модификации

Опытный ЛиАЗ-6274 образца 2012 года.

Опытный ЛиАЗ-6274 образца 2016 года.

Опытные экземпляры электробуса выпущены в разновидности с ONC-зарядкой (ночная медленная зарядка в парке). Серийная модель выпускается в разновидности с OC-зарядкой (ультрабыстрая зарядка от зарядной станции).

6274.00 (ONC)

Построен на базе автобуса модификации ЛиАЗ-5292.22 в июне 2012 года. Оснащён литий-ионными батареями производства компании «Лиотех». Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км. Данный электробус был передан ФАТПу на испытания, и ему был присвоен номер 08106. Электробус очень быстро вышел из строя, испытания электробуса с пассажирами так и не состоялись и электробус вернулся на завод. Неудачные испытания модели поставили под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство.

Второй экземпляр был создан в базе опытного экземпляра автобуса модификации ЛиАЗ-5292.30. Усовершенствованный вариант первой модели электробуса с литий-титанатными батареями по всей плоскости крыши. Испытывался в филиале Центральный ГУП «Мосгортранс» с декабря 2016 по октябрь 2017 года. Данный экземпляр электробуса успешно прошёл двойные испытания как при двухмесячной обкатке, так и с пассажирами на маршруте м2, и затем вернулся на завод. После уже третий по счету экземпляр отправился на постоянную работу в Тюмень, однако в конце 2018 года были выявлены проблемы с аккумулятором и он был возвращён на завод. В марте 2019 года вернулся в Тюмень с обновленной оптикой (аналогичной серийной модели электробуса в OC-исполнении) и обновленными створками дверей с кнопками.

Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2017 года, однако от этих планов завод позднее отказался.

6274.00 (OC)

В феврале 2018 года построен второй экземпляр на базе автобуса рестайлинговой модификации ЛиАЗ-5292.65-77. Отличается установкой зарядки ультрабыстрого типа и меньшим количеством размещаемых на крыше батарей. Первоначальный опытный экземпляр использовал тот же метод зарядки, что и электробус в ONC-исполнении (зарядка пистолетного типа). За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместилось прочее электрооборудование. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер, однако в ходе опытной эксплуатации без пассажиров на 73 маршруте первый вариант электробуса с пистолетной зарядкой провалил испытания. В сентябре 2018 года электробус вернулся на завод, а в ноябре того же года прошел модернизацию в электробус с динамической подзарядкой.

В сентябре 2018 года начат серийный выпуск электробуса с зарядкой от пантографа. До конца 2018 года планировалась поставка 100 электробусов в филиалы Северо-Восточный и Центральный ГУП «Мосгортранс» для замены подвижного состава на некоторых троллейбусных и автобусных маршрутов, определённых в конкурсе. По состоянию на апреля 2019 года, поставка электробусов с ультрабыстрой зарядкой осуществлялась с нарушением запланированных сроков, но за три месяца завод нарастил обороты производства. Всего в Москву поставлено 100 электробусов в данном исполнении. В 2020 году в связи с выигрышем тендера Группы компаний ГАЗ, на заводе будет изготовлено еще 100 электробусов ЛиАЗ-6274, они все будут поставлены в течение текущего года на основную (Давыдовскую) площадку Филиала Центральный ГУП Мосгортранс.

Салон

Отличие от троллейбусов

Главное, что отличает электробусы от всем уже известного электрического транспорта, троллейбусов, — отсутствие постоянной привязки к электросети. Если троллейбус заряжается непосредственно при движении от подвесной контактной сети, то на электробусах устанавливают емкую батарею. Это делает их более мобильными в черте города. 

Есть три основных способа зарядки, у каждого из которых имеются как свои плюсы, так и свои минусы.

• Ночная зарядка в парках. Требует длительного времени — 6–10 часов в зависимости от модели электробуса, очень высокой мощности, ведь одновременно в парке заряжается множество машин. Но позволяет экономить время в поездке, не задерживаясь на остановках для подзарядки. 

• Зарядка на остановках и конечных станциях. С одной стороны, тратится полезное время в пути. Но с другой, позволяет избежать возможного обесточивания электробуса в дороге. 

• Динамическая подзарядка. Такие электробусы еще называют троллейбусами с автономным ходом. Это электробусы, которые, имея батарею, также с помощью токоприемника могут заряжаться от стандартной подвесной контактной сети. То есть такие модели позволяют комбинировать троллейбусные и автобусные маршруты: там, где есть сеть, электробус может подзаряжаться в пути, а где нет — идти на заряде батареи. 

По данным московских властей, суммарные затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем троллейбуса.

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

  • Электромобили
  • Электромобили (мировой рынок)
  • Электромобили (рынок России)
  • Электромобили (рынок Украины)
  • Электромобили (рынок Белоруссии)
  • Электромобили (рынок Германии)
  • Электроавтобусы
  • Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
  • Водородные автомобили
  • Электросамокаты

В России:

  • Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
  • Автопилот (беспилотный автомобиль)
  • Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор
  • C-Pilot
  • MatrЁshka
  • Traft: Беспилотный грузовик
  • Revolta Engineering
  • Drive Electro
  • Тролза
  • Polytech Solar Электромобиль
  • Modulo Электробус
  • Zetta
  • ПК Транспортные системы
  • Муравей (первый российский электромобиль)

В мире:

  • Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
  • Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 — Volvo Cars Group
  • Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric
  • Audi e-tron (электромобиль)
  • BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones
  • Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
  • Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
  • Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили)
  • Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford Mustang
  • Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
  • JAC Motors JAC iEV7S
  • Continental
  • Bosch e-axle
  • EVlink Wallbox Электрозаправки
  • Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
  • Siemens eHighway Электромобили
  • Catalyst E2 (электроавтобус)
  • Roborace Robocar
  • Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury
  • Enevate
  • Aston Martin RapidE Электромобиль
  • Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
  • Porsche Taycan электромобиль
  • Mazda MX-30 (электромобиль)
  • Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
  • Enverge (электрокроссовер)
  • R1T (электромобиль)
  • Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
  • Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
  • Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус
  • MW Motors, MWM Spartan
  • Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
  • Farasis Energy
  • Rivian
  • Cross Dirt (электрический мотоцикл)

Технологии накопления (хранения) энергии:

  • Prime Planet Energy & Solutions
  • Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
  • Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
  • Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
  • Литий-титанатные аккумуляторы
  • Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
  • Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
  • Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
  • Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
  • Литий-полимерные аккумуляторы
  • Литиевая батарея Kyocera
  • Электрический аккумулятор
  • Стартерные аккумуляторы (рынок России)
  • Аккумуляторы с твердым электролитом
  • Твердотельные аккумуляторы
  • Стартерные аккумуляторы (рынок России)
  • Портативные аккумуляторы (мировой рынок)

ПАРКЕТ И USB

Интерьер внутри выполнен в серо-синих тонах, под ногами – автолинолиум, напоминающий паркет. Машина оснащена системой наклона кузова на остановках, которая называется книлинг. Это особенно удобно для пожилых пассажиров. В центральной части салона предусмотрено просторное место для инвалидов или пассажиров с детскими колясками.

Аппарель, то есть пандус, выезжает автоматически. В обычных автобусах водитель, как правило, вынужден покидать рабочее место, чтобы достать откидную площадку. Еще одна фишка – USB-разъемы для зарядки смартфона. Во время тестирования пассажиры активно ими пользовались.

– Школьники даже пропускали свои остановки: поставят смартфон на зарядку и забывают обо всем на свете, – смеется Александр Власов.

Электробус КамАЗ-6282 собран в цехах научно-технического центра компании КамАЗ. В отличие от модели-предшественника (НефАЗ-529943), здесь больше остекления и сделан «горб» по всей длине крыши, где скрываются литий-титанатные аккумуляторы. Эти батареи способны выдерживать температуры в диапазоне от –45 до 45 градусов Цельсия, а также «шок» от ультрабыстрой зарядки (за 20 минут), которую обычные устройства переносят тяжелее. Дождь и снег электробусу не страшны, утверждают разработчики.

Батареи и дальность пробега

Батарея белорусского электробуса прячется в «багажнике»

В этом вопросе у электробусов — принципиальное отличие, связанное с конструкцией батарей. У белорусской машины установлены суперконденсаторы. Такой тип батарей имеет небольшую емкость, очень быстро заряжается, но и так же быстро свой заряд отдает. Суперконденсаторы здесь китайского производства. Завод декларирует дальность пробега в 20 км, а время полной зарядки не превышает 7 минут. В ходе эксплуатации выяснили, что заводские данные электробус выдерживает и даже немного перекрывает. При полной загрузке расход энергии увеличивается, но и процесс рекуперации (при торможении батареи заряжаются) происходит эффективнее. Такого запаса хода хватает практически для любого городского маршрута, а на конечных станциях машина заряжается. Одно из важных достоинств суперконденсатора — практически неограниченный срок службы и минимальные потери емкости. Для процесса зарядки белорусский электробус оснащен выдвижным пантографом, который находится на крыше. Пантограф поднимается, соединяется со станцией, и начинается зарядка.


Китайский электробус, если верить техническому паспорту, оснащен литий-железно-фосфатной батареей. В принципе, это один из видов всем знакомой литий-ионной батареи, но она имеет больший срок службы (выдерживает больше циклов заряда-разряда), меньше подвержена влиянию температуры, но при этом тяжелее и имеет меньшую емкость. С такой батареей китайский электробус проезжает на одном заряде до 150 км. Время полной зарядки — 2 часа. Схема подключения — традиционная для электромобилей. На кузове есть специальный разъем, при помощи провода он подключается к зарядной станции.

Полного заряда должно хватать на рабочую смену

Но надо понимать, что это, конечно, не ключевой параметр для городского электробуса. Такая динамика, можно сказать, побочный эффект использования электротяги. Автобусные парки больше заинтересует пробег на одной зарядке и возможности «заправки».

— Емкость батареи в привычном для электромобилистов формате — 285 кВт·ч, что позволяет получить расчетный ход до 300 км. У электробуса также есть система рекуперации, когда часть энергии возвращается в батареи.

Когда конструкторы МАЗа взялись за проект, то хотели создать что-то отличное от уже существующих решений на суперконденсаторах. У обеих концепций есть свои достоинства и недостатки.

— Самый интересный вопрос — зарядка. Электробус на суперконденсаторах имеет малый запас хода и заряжается на каждой конечной, но делает это за несколько минут. Мы использовали совершенно противоположную технологию, поэтому наш электробус — с ночной зарядкой. Подразумевается, что он заряжается один раз в сутки либо подзаряжается днем. Поэтому у него такая большая емкость батарей.

Зарядить электробус МАЗ можно двумя способами — быстрым и медленным. Его большое преимущество в том, что автопаркам нет необходимости серьезно вкладываться в модернизацию инфраструктуры

Это важно в том случае, если электробусы будут эксплуатировать в небольших районных городах

— В любом автобусном парке, где есть, к примеру, токарный станок, работающий от трехфазной розетки на 380 В, можно отключить станок и включить в эту же розетку автобус. Это очень упрощенно, но смысл именно в возможности заряжаться без серьезной модернизации инфраструктуры. К электробусу прилагается компактная зарядная станция размером с чемоданчик для ручной клади. С ее помощью пополнить батареи от трехфазной розетки можно за шесть с половиной часов. А в дальнейшем, если понадобится, можно поставить в автопарке мощную зарядную станцию и заряжать батарею за 3−3,5 часа через разъем CCS2 Combo.

Полного заряда батарей должно хватать на рабочую смену даже на самом протяженном маршруте. А к утру электробус уже будет заряжен полностью и снова может выезжать на линию.

Кроме того, КАМАЗ поставляет «дочкам» «Росатома», «Газпрома» и Росгвардии

За исключением «Мосгортранса» и «Газпрома» остальные заказы КАМАЗа в сумме не превышают 150 млн рублей. Один касается поставок шасси КАМАЗ-5350 и автомобилей КАМАЗ-53501 для ФГУП «ВНИИА» (входит в «Росатом», но занимается в основном оборонной и промышленной тематикой — в т. ч. ядерными боеприпасами). Есть заказы для Росгвардии (грузовой автомобиль многоцелевого назначения), для аэропорта «Бегишево» (обеспечение строительного контроля аэровокзала международных воздушных линий) и пара мелких для Минюста РТ.

«Дочки» «Газпрома» заказывали у КАМАЗа поставку газовых самосвалов, вахтовых автобусов и другую автотехнику. Речь идет о крупных прямых контрактах, а всего в прошлом году компания продала почти 30 тыс. машин, включая автобусы (см. ниже), большей частью через своих официальных дилеров. Снижение доли государства, и особенно ОПК, неизбежно с учетом почти полного перевооружения, состоявшегося несколько лет назад — последние прямые контракты с военными частями датируются 2017 годом. Посчитать долю, приходящуюся на крупные контракты, заключаемые самим ПАО «КАМАЗ», нелегко, но для 2018 года она составляла более 10%: при выручке в 151,1 млрд рублей более 16,5 млрд рублей пришлось на крупных заказчиков. При этом надо учитывать, что не все контракты исполняются в течение одного финансового года, а могут переходить и на следующий — как, скажем, в случае долгосрочных контрактов на 2 года и более.

Впервые «Мосгортранс» занял высокую долю в структуре заказов ПАО «КАМАЗ» еще в 2018 году. Тогда из совокупного объема всех 42 заказов более 91% приходилось на столичного игрока (15 из 16,5 млрд рублей) — тогда поставки автобусов, которые производят на башкирской «дочке» челнинского автогиганта НЕФАЗе, были разбросаны на два контракта в 8,6 и 6,4 млрд рублей соответственно. И сама структура заказов была более диверсифицирована. Впрочем, 23 заказа общей суммой более 1 млрд рублей приходилось тоже на «газпромовские» компании. При этом «Мосгортранс» в одиночку увеличил портфель крупных прямых заказов КАМАЗа в 16—18 раз: еще в 2017 году у автогиганта было заключено 64 заказа на общую сумму всего в 1,7 млрд рублей, причем крупнейший приходился на силовые структуры — МВД и военные части Минобороны России.

Последняя по времени победа осталась за КАМАЗом, который предложил поставить до конца 2020 года более 500 автобусов НЕФАЗ за 6,5 млрд рублей. Фото kamaz.ru

КАМАЗ: крупные заказчики меняются ежегодно, так как обновлять свои автопарки бесконечно невозможно

Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, комментируя «Реальному времени» структуру портфеля крупных заказов автогиганта, отметил, что «оборонка» никогда не составляла в нем большой доли, в лучшем случае на нее приходилось 5—7 процентов:

— Поставка электробусов — одно из активных направлений, на котором мы сейчас развиваемся. Совершенно очевидно, что пассажирский транспорт все больше и больше развивается, города переполнены, и Москва делает ставку как раз на пассажирский транспорт. И рост «Мосгортранса» в обороте «КАМАЗа» связан в первую очередь, конечно же, с поставками электробусов в количестве тысячи штук, так как мы выиграли тендеры, последний — в декабре, — заявил Олег Афанасьев.

КАМАЗ не боится того факта, что портфель может оказаться недиверсифицированным, так как 50% произведенных автобусов поставляется не в Москву, а в другие города. Москва просто крупнейший их потребитель, и хотя спрос на автобусы сейчас вообще высокий, но такие объемы закупает только столица РФ, объясняют на предприятии. На челнинском заводе также не видят ничего критического в том, что доля крупных заказов со стороны «Газпрома» сократилась:

— Когда речь идет о крупных заказах и крупных партнерах, связано ли это с госорганами или частными компаниями, лидеры каждый год меняются. По той простой причине, что автопарки не могут обновляться бесконечно! Не может «Газпром» в течение 10 лет покупать, условно, по 3 тысячи грузовиков в год. Ему такое количество будет просто не нужно. То же касается и госорганов: вот была большая программа по обновлению муниципальных предприятий дорожного сектора, парк во многих городах обновили. Если вы посмотрите, в них ездят новые уборочные машины. После этого начинается другой сегмент, несколько лет назад, например, начал обновляться парк в сельском хозяйстве, — объясняет Олег Афанасьев. — И «Газпром», и «Роснефть» постепенно обновили свой парк, и приходит очередь других компаний. Такая же ситуация и с зарубежными поставками. Скажем, в какой-то год большие наши поставки идут на Кубу, как только они обновили свой автопарк, им не нужна новая техника. Появляется Туркменистан, затем Вьетнам и так далее.

Согласно условиям контракта КАМАЗ будет обслуживать электробусы и зарядные станции в течение 15 лет. Фото kamaz.ru

КАМАЗ-6282: новый электробус для Москвы

В опытной эксплуатации электробусов, которая началась в столице в 2015 году, участвовал КАМАЗ-6282. Машина работала на действующем маршруте с пассажирами и показала хорошие результаты. По итогам испытаний специалисты КАМАЗа получили необходимые данные для доработки модели, и в рамках выставки «Комтранс-2017» состоялась торжественная церемония передачи «Мосгортрансу» обновленного электробуса «КАМАЗ» и станции быстрой зарядки. КАМАЗ-6282 второго поколения к тому моменту уже успел получить титул «Лучший отечественный автобус» на выставке Bus World Russia 2016.

Электробус КАМАЗ-6282, разработанный по техзаданию «Мосгортранса», – это один из наиболее высокотехнологичных продуктов КАМАЗа, считают в самой компании. «Запуск в серийное производство принципиально нового вида пассажирского транспорта – электробуса КАМАЗ-6282 – стал одним из знаковых этапов в развитии нашей компании. Кроме того, создание экологичного транспорта на электротяге – сегодня в числе актуальных мировых трендов в автопроме, поэтому мы связываем с этим проектом большие перспективы. КАМАЗ готов к разработке разных видов электробусов с учетом особенностей российских регионов», – прокомментировал гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин.  

Серийное производство этого перспективного вида пассажирского транспорта ведется на Нефтекамском автозаводе (НЕФАЗ), дочернем предприятии КАМАЗа в Башкирии. В апреле 2019 года здесь собран сотый электробус КАМАЗ-6282. Сегодня на НЕФАЗе могут выпускать по 20 электробусов в месяц.

КАМАЗ-6282, согласно техзаданию «Мосгортранса», вмещает около 85 пассажиров, выполнен в низкопольном варианте и оборудован пандусом. На подзарядку электробуса уходит всего от 10 до 20 минут. Кстати, литий-титанатные аккумуляторные батареи, которые используются здесь в качестве энергонакопителя, считаются экологически безопасными еще и потому, что при их производстве выделяется минимум углекислого газа.

Производитель предусмотрел множество деталей, которые делают электробус не только полезным для экологии, но и удобным для пассажиров. К примеру, электробус КАМАЗ второго поколения отличается новым просторным салоном – в нем отсутствует шахта моторного отсека, что позволило увеличить общее количество посадочных мест, а большие боковые окна делают его более светлым. USB-разъемы для зарядки мобильных устройств удобно расположены, а накопительная площадка позволяет с комфортом разместиться всем пассажирам.

КАМАЗ уже принял решение расширить производство, переведя часть сборки за 1 млрд в саму Москву

И необязательно на башкирской «дочке». При таких масштабах закупок команда Сергея Когогина постаралась минимизировать себестоимость производства и поставок. И еще летом прошлого года объявила о намерении собирать электробусы в самой Москве — проект обойдется в 1 млрд рублей. При поддержке правительства Москвы компания организует в столице сборочное производство электробусов проектной мощностью не менее 500 машин в год, обещает наладить выпуск электрических компонентов к ним и создаст центр инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта.

Что любопытно, проект реализован на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода , а это — филиал ГУП «Мосгортранс»! Несмотря на это, производство будет именно КАМАЗа, сообщили в челнинском автоконцерне, который реконструирует и построит производственные объекты общей площадью около 75 000 кв. м. Полностью реализован проект будет в 2023 году.

Эксперты отмечали, что интерес челнинцев связан с тем, что Москва — крупнейший в России заказчик электробусов. С 2021 года столица РФ собирается приобретать только электробусы, по 800—1000 штук в год, полностью отказавшись от дизельных автобусов. А мощности НЕФАЗа небезграничны, о чем говорили сами топ-менеджеры КАМАЗа уже в марте 2019 года, сейчас мощности на НЕФАЗе полностью загружены (заказы тут принимали только на конец 2020 года), их собираются расширить с 1 200 до 1 500 в год.

Сергей Майоров не видит опасений в долгосрочных контрактах КАМАЗа с «Мосгортрансом» — в РТ все машиностроители мечтают получить 3—5-летние контракты. Фото chelny-invest.ru

ЧТО МНЕ ДОЖДИК ПРОЛИВНОЙ

Во время испытаний нужно было проанализировать, как машина работает в разных погодных условиях.


– Электробус выполнял восемь рейсов в день и продемонстрировал стабильные показатели, – рассказывает заместитель главного инженера Мострансавто Максим Ловяго. – В плюсовые и минусовые температуры он возвращался на технический перерыв почти с одинаковым уровнем заряда аккумулятора – около 15%.

Факт! Полностью электробус заряжается за четыре часа, на подзарядку требуется всего 6–20 минут.

Это уже третий по счету этап испытаний – машины тестируются с 2016 года. Отчет с результатами специалисты Мострансавто направят в научно-технический центр компании КамАЗ для дальнейшего усовершенствования электробуса. Отметим, в конструкцию уже вносились изменения по итогам тестовой эксплуатации в 2017 году.

В любом случае перспективы у транспортного средства большие. Вопрос, когда электробусы массово начнут ездить по Подмосковью, пока открыт. Многое зависит от разработчиков: как скоро они доработают модель.

Леонид Неганов, министр энергетики Московской области:

– Развивая электрозарядную инфраструктуру, мы хотим верить, что она станет привычным, обязательным и легко узнаваемым элементом городской культуры. Что касается общественного электротранспорта, необходимо внимательно проанализировать его работу с точки зрения экономичности, безопасности и надежности.

В деталях

Московский электробус: инновационный и эффективный

Москва лидирует среди мегаполисов Европы и Америкипо числу электробусов в парке общественного транспорта. По состоянию на 1 июля 2019 года в парке Мосгортранса числится 166 электробусов, а для их эксплуатации установлено 63 зарядные станции.

В 2020 году Москва планирует закупить еще 300 машин. А с 2021 года город будет приобретать только электробусы (по 800–1000 штук в год), полностью отказавшись от закупок дизельных автобусов.

«Мы стоим на пороге новой революции — перехода на электрический транспорт. Мы сделали шаг вперед даже быстрее, чем владельцы частных автомобилей. Приняли решение с 2021 года отказаться от закупок автобусов на моторном топливе. И не только продекларировали, но и приступили к закупкам самого современного российского экологического транспорта — электрического транспорта», — рассказал Мэр Москвы, выступая на пленарном заседании Московского урбанистического форума.

По условиям контрактов производители обеспечивают эксплуатацию электробусов и зарядных станций в течение 15 лет, берут на себя все риски и расходы по ремонту и закупке комплектующих. Это делает московские электробусы на 30 процентов дешевле, чем их аналоги в других странах.

Электробус вмещает 85 пассажиров, в нем есть 30 мест для сидения. Благодаря низкому уровню пола, накопительной площадке и наличию пандуса им удобно пользоваться и маломобильным пассажирам. В салоне есть системы климат-контроля, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, информационные медиаэкраны и бесплатный Wi-Fi. Электробус двигается практически бесшумно. Заряжать его нужно с помощью пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, которые размещены по маршруту автобуса и на конечных остановках.

Первые электробусы начали курсировать по улицам города осенью 2018 года. Сейчас транспорт обслуживает девять маршрутов. На пяти из них ездят только электробусы.

Маршруты, полностью обслуживаемые электробусами:

— Т73 («6-й микрорайон Бибирева» — «ВДНХ»);

— Т25 («Проспект Буденного» — «Станция метро “Лубянка”»);

— Т36 («Дмитровское шоссе, 155» — «ВДНХ»);

— Т80 («6-й микрорайон Бибирева» — «Осташковская улица»);

— № 649 («Ясный проезд» — «Осташковская улица»).

Маршруты, частично обслуживаемые электробусами:


— Т83 («Уссурийская улица» — «Станция метро “Преображенская площадь”»);

— Т42 («Рижский вокзал» — «Станция метро “Петровский парк”»);

— Т76 («Холмогорская улица» — «Станция метро “ВДНХ”»);

— Т47 («Бескудниковский переулок» — «Самотечная площадь»).

«Я уверен, что в течение пяти — семи лет ситуация в области транспорта и его экологичностибудет меняться кардинально. И это будет огромный вклад в развитие и улучшение экологии наших городов», — отметил Сергей Собянин.

Транспортные эксперты высоко оценили запуск электробусов в Москве. В 2018 году инновационный транспорт стал лауреатом премии «Формула движения» в номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Кроме того, московский электробус получил национальную премию «Автомобиль года в России — 2019».

Минские электробусы

Первые электробусы стали курсировать по столице Беларуси еще весной 2017 г. Эти машины производит «Белкоммунмаш». На данный момент предприятие выпускает три модели электробусов: Е420 «Vitovt Electro», Е433 «Vitovt Max Electro» и Е321.

Электробус модели Е420 «Vitovt Electro».

Е420 «Vitovt Electro» – односекционная 12‑метровая модель с двумя двустворчатыми дверями. Масса машины в снаряженном состоянии составляет почти 12 т., максимальная техническая масса – 18 т. Этот электробус, оснащенный тяговым асинхронным электродвигателем переменного тока мощностью 180 кВт, может перевозить 90 человек (из них возможность ехать сидя получат 29) с максимальной скоростью 60 км/ч. Запас хода на одном заряде – 12 км. Время зарядки при остатке 30% – 5 минут. Модель Е433 вмещает 153 человека. Электробус оборудован 38 местами для сидения и отличается от Е420 прежде всего наличием гармошки.

Электробус модели Е433 «Vitovt Max Electro». 

Электробус Е321 – прототип троллейбуса А321. Внешнее отличие машин не бросается в глаза, не считая того, что у электробуса нет штанги для электропитания. Технические характеристики также схожи, кроме одного нюанса: разработчики сделали все возможное для быстрой подзарядки машины. Так, электробус полностью заряжает батарею за 8 минут, однако энергии хватит лишь на 30 км. В связи с этим на остановках общественного транспорта будут размещены специальные зарядные станции. Созданный специалистами компании «Белкоммунмаш» электробус рассчитан на 86 пассажиров.

Электробус модели Е321. 

Завод Мосгортранса с вековой историей

Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод Мосгортранса основан в 1905 году. Это одно из ведущих российских предприятий по ремонту подвижного состава городского транспорта, его узлов и агрегатов.

Завод находится в районе Сокольники по адресу: улица Матросская Тишина, дом 15/17. Площадь территории — свыше шести гектаров.

Сейчас на территории завода работает многофункциональный сервисный центр по ремонту, гарантийному и сервисному обслуживанию автобусов и их агрегатов. Также завод предоставляет предприятиям-перевозчикам услуги по сервисному обслуживанию транспортных средств. С помощью современного диагностического оборудования специалисты в короткие сроки выявляют и устраняют возникшие неполадки.

Кроме того, здесь занимаются производством современных остановочных павильонов, реставрацией и восстановлением ретротранспорта, который участвует в парадах старинной техники. На территории завода находится центральный склад для хранения запасных частей для подвижного состава Мосгортранса.

На Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе работают около 550 человек. Завод сертифицирован по международным стандартам качества ISO-9000.

«Сегодня любой мечтает прийти в правительство Москвы, где всегда есть деньги, подкрепленные большими заказами»

Председатель машиностроительного кластера Татарстана Сергей Майоров не видит опасений в долгосрочных контрактах КАМАЗа с «Мосгортрансом» — в РТ все машиностроители мечтают получить 3—5-летние контракты, составляя нормальные планы по загрузке площадей, рабочих, поставках комплектующих.

— Есть и возможность хорошо поработать в таких случаях и над совершенствованием выпускаемой продукции. Наверное, через 5 лет электробусы у КАМАЗа будут совсем другие. То, что заказчик монопольный практически, не всегда есть хорошо. Но сегодня любой мечтает прийти в правительство Москвы, где всегда есть деньги, подкрепленные большими заказами. Я, напротив, в этом вижу большой успех компании, к этому надо всем стремиться. Там очень хороший рынок, — считает Майоров.

По его словам, объясняется это еще и тем, что сегодня идет тренд в сторону экологичного транспорта. Большим спросом пользуются машины на газомоторном топливе, электробусы — большей частью, когда речь идет именно о городском транспорте. Тем более они не только экологичны, но и дешевле. Проблемы же в том, что московский транспортный рынок в конечном счете (как и «Газпром») насытится, обновив свой автобусный парк, глава машиностроительного кластера РТ не видит.

— Транспорт же не вечный! Сейчас разрабатывают даже, насколько я знаю, законодательство по ограничению срока службы автомобилей, как в Сингапуре, где ты можешь ездить на машине 10 лет, а потом либо должен продать, либо вывезти из страны. И рынок — не одна Москва и не только Россия. Надо стремиться захватывать рынки ближнего и дальнего зарубежья. Думаю, новое правительство РФ будет делать шаги именно по увеличению поддержки экспорта. Потому что рынок России — ну что там, какие-то 2 процента мирового рынка.

Арбитражный суд РТ дал время «Электротранспорту» до конца января для урегулирования спора с лизинговой компанией КАМАЗа. Фото Максима Платонова

Планы пока только на Беларусь

— У нас подходит к завершению строительство АЭС, и хочется к этому времени иметь в своем модельном ряду предложение на электротяге и формировать портфель заказов, в том числе и на электробусы. Что касается экспорта, то здесь перспективы весьма условные, потому что на рынках ЕС или России хотят видеть технику собственного производства и возможности для этого у них есть.

Пока на заводе МАЗ рассматриваются варианты поставки первых экспериментальных автобусов в Беларусь через год. Они будут распределены по разным областям. Стоит задача произвести 10 автобусов в следующем году. Сейчас модель проходит испытания и сертификацию, а это очень длительный процесс.

— Это пассажирская техника, и к ней предъявляется огромное количество требований. Это порядка двух десятков сводов правил, в каждом из которых по 200−500 страниц требований. Сколько будет стоить серийный вариант — пока сложно говорить, машина экспериментальная. Но в серийном исполнении многие технические решения однозначно подешевеют.

Челябинск

На Урале электробусы появились еще в октябре 2017 года. В Челябинске запустили автомобиль китайского производства Yutong ZK6125BEVG12. Он был построен в декабре 2016 года и с июля по сентябрь 2017 года проходил испытания в Москве без пассажиров. Также без пассажиров он работал и в столице Челябинской области.

«Общая вместимость может достигать 70 человек (включая сидячих). Всего в электробусе установлено 16 аккумуляторов общей емкостью 280 киловатт. При отсутствии пассажиров запас хода 280 км, при полной загрузке — 210–200 км», — рассказывал инженер предприятия-производителя по технике на новых источниках энергии.


С этим читают