Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии

Характеристика производства


Основная статья: Энергетическое машиностроение

На состояние производственной сферы большинства российских предприятий энергетического машиностроения негативное влияние оказывают следующие факторы: высокая степень износа технологического оборудования, не позволяющая удерживать качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов; отсутствие достаточных собственных средств для модернизации производственной базы; нестабильность технологических связей в рамках некогда единого производства.

В последние годы наметились серьезные предпосылки к коренному изменению состояния отраслевого производства в сторону улучшения. Определяющим фактором здесь стало объединение в середине 90-х годов ведущих российских производителей энергооборудования в финансово-промышленную группу <Энергомашкорпорация>. Последнее обусловлено главным образом необходимостью создания единой технологической цепочки, в рамках которой эффективность деятельности её участников значительно возрастает.


В результате у компаний, объединенных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование со стороны как отечественных, так и зарубежных предприятий. Кроме того, участие в инвестиционных программах, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям-участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал, увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования

Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия финансирования, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями, имеющими высокий международный кредитный рейтинг.

История

Внешние изображения

Народный комиссариат тяжёлого машиностроения

Впервые ведомство было образовано 5 февраля 1939 года, в качестве Народного комиссариата тяжёлого машиностроения СССР (сокр. Наркомтяжмаш СССР или сокр. НКТМ СССР). Оно появилось при разделении Народного комиссариата машиностроения СССР.

Министерство тяжёлого машиностроения

После реформы СНК 15 марта 1946 года, народный комиссариат преобразован в одноимённое министерство.


В 1949 году министерство участвовало в поставке на строительство газопровода Дашава-Киев-Брянск-Москва газомоторных электростанций мощностью 600 л.с. в комплекте с электрогенераторами и щитами управления

В период с 5 марта 1953 года ведомство находится в составе объединённого Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР. Помимо него, в состав объединённого министерства входят Минстройдормаш СССР, Минсудпром СССР, а также Министерство транспортного машиностроения СССР. Войдя в состав Минтранстяжмаша, статус ведомства падает до уровня главного управления (сокр. Главтяжмаш или Главное управление тяжелого машиностроения).

С 19 апреля 1954 года ведомство вновь становится самостоятельным и существует вплоть до своего упразднения 10 мая 1957 года. В 1970-х годах в Тульской области строится Белевский тормозной завод, входивший в состав ПО «Трансмаш» (головной — Московский тормозной завод, МТЗ «Трансмаш»). В 1986 году в структуре министерства появились внешнеторговые организации на хозрасчёте.

27 июня 1989 года ведомство было восстановлено — на базе четырёх министерств: Министерства машиностроения СССР, Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР, Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР и Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.

Ликвидация

21 ноября 1990 года появляется Постановление Совета Министров СССР № 1168, на основании которого на базе предприятий, организаций и объединений министерства должны быть созданы концерны: транспортного («Трансмаш»), строительно-дорожного, химического и нефтепромыслового машиностроения, а также строительного инструмента. Кроме того, на основании предложений трудовых коллективов должен быть создан вневедомственный концерн по выпуску насосного оборудования «Гидромаш».

На основании закрытого Постановления Совета Министров СССР № 1276 от 15 декабря 1990 года, образовывался Государственный концерн тяжёлого и энергетического машиностроения «Тяжэнергомаш». Министерству поручалось передать концерну предприятия, организации и объединения, входившие в его состав, которые изъявили согласие войти в его состав.

Окончательно ведомство было упразднено 1 апреля 1991 года.

Технологические особенности: кооперирование


Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором – соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

Образовательные учреждения

  • Московский инженерно-физический институт
    • Саровский физико-технический институт
    • Снежинский физико-технический институт
    • Балаковский инженерно-технологический институт
    • Новоуральский технологический институт
    • Северский технологический институт
    • Трёхгорный технологический институт
    • Озёрский технологический институт
    • Лесной технологический институт
    • Обнинский институт атомной энергии
  • Центральный институт повышения квалификации
    • Московский филиал (центральный аппарат МСМ СССР, НИИ, КБ, проектные институты)
    • Уральский филиал (специальные технологии и промышленная энергетика)
    • Южный филиал (добыча и переработка редких радиоактивных металлов, вопросы экономики и организации управления соответствующими производствами)
    • Сибирский филиал (вопросы управления и экономики монтажно-строительных производств)

С этим читают