Содержание
История создания МАЗ-6303
История модели МАЗ-6303 началась еще в 1965 году. Именно тогда белорусские конструкторы начали делать первые шаги на пути к созданию полноценных трехосных грузовиков повышенной грузоподъемности. Необходимость создания таких автомобилей обуславливалась интенсивно увеличивающимися объемами грузоперевозок, а также плохим качеством и недостаточной разветвленностью дорог того времени.
Свои первые наработки в сегменте трехосных большегрузов инженеры воплотили в бортовом МАЗ-516 с вывешиваемой задней осью, седельных тягачах МАЗ-520 и 515, а также в бортовом магистральном тягаче с проходным средним мостом МАЗ-514.
Как показали испытания, эти экспериментальные модели были еще очень далеки от совершенства, несмотря на свою перспективность. В частности, увеличение грузоподъемности автомобилей требовало использования более мощных двигателей, усовершенствования задней подвески, перекомпоновки шасси и т.д.
В течение последующих лет эти модели претерпели множество изменений, но судьба каждой из них сложилась по-разному. Так, например, первая партия усовершенствованных МАЗ-516 сошла с конвейера в 1969 году. С 1970 по 1981 год продолжался выпуск модернизированных МАЗ-516А и 516В. МАЗ-515 и 520 так и не вышли в серийное производство, зато концепция рулевого управления последнего была позже использована конструкторами при создании МЗКТ-6515. Испытания МАЗ-514 прошли в 1969 году, но мощности шестицилиндрового двигателя ЯМЗ-236 для модели, которая должна была работать в составе автопоезда, оказалось недостаточно, поэтому первая промышленная партия с 270-сильным мотором ЯМЗ-238Е была выпущена только в 1974 году.
В последующие 10 лет конструкторы МАЗ плодотворно работали над созданием мощных и многофункциональных грузовиков, и к началу 90-ых годов предприятие уже имело в запасе несколько довольно удачных моделей нового поколения большегрузных автомобилей. Именно этот факт помог автозаводу не только более-менее спокойно перенести экономический кризис, вызванный распадом СССР, но и продолжить разработку и выпуск новых автомобилей, которые так требовались в то время для поддержания конкурентоспособности МАЗ.
Бортовой МАЗ-630305
Одной из таких ярких и свежих моделей стал мощный бортовой трехосник МАЗ-6303, выделившийся оригинальным техническим решением в виде колесной формулы 6х4. Данный автомобиль изначально создавался под европейские требования, поэтому был, что называется, обречен на успех. Новинка оказалась настолько успешной, что практически все последующие трехосные большегрузы Минского автозавода имели определенную «родственную связь» с МАЗ-6303.
На базе этой модели были созданы такая автоспецтехника, как МАЗ-630168 (6х2), МАЗ-6317 (6х6), мощный МАЗ-630326 лесовоз, крупный тягач для работы в составе автопоезда грузоподъемностью до 67 тыс. кг и прочие версии.
О предприятии-изготовителе
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» разрабатывает и производит для своих клиентов специальные транспортные средства для перевозки тяжёлых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости – автомобильные тягачи под торговой маркой Volat. МЗКТ способен выпускать спецтехнику по индивидуальным техническим заданиям клиентов, от одной до нескольких сотен единиц. Слоган компании гласит: Техника, не знающая преград! Грузовики Volat, которые являются наследниками советских тягачей-ракетоносцев, обладают отличными ходовыми качествами и могут работать в условиях абсолютного бездорожья и самых суровых климатических условий.
Общая численность сотрудников предприятия в данное время – более 5 тысяч человек. В его структуру входит 10 производственных цехов и 3 цеха вспомогательной деятельности. Предприятие – государственное, все 100% акций его принадлежат Республике Беларусь.
Свою историю МЗКТ ведёт с 1954 года, когда постановлением Совета Министров СССР на Минском автомобильном заводе было основано СКБ-1 – специальное конструкторское бюро по разработке многоосных грузовиков повышенной проходимости для нужд Министерства обороны СССР.
Это КБ на протяжении 1950-1980-х годов создало множество многоосных шасси специального назначения – для транспортировки танков и другой тяжёлой техники, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», зенитно-ракетных комплексов С-300, а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей.
В 1991 году на базе этого производства колёсной техники специального назначения для Советской армии и был создан Минский завод колёсных тягачей. Тогда и пошло освоение, разработка и производство гражданских грузовых автомобилей на базе военных шасси: многоосных тягачей, самосвалов, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившей собственную торговую марку «Волат».
Предприятие разрабатывает и производит грузовые транспортные средства с колёсными формулами 4 × 4, 6 × 4, 6 × 6, 8 × 4, 8 × 8, 10 × 4, 1О × 6, 1О × 8, 1О × 1О, 12 × 12, 16 × 16: шасси для установки спецоборудования для разработки и обслуживания нефтяных и газовых месторождений; кранового оборудования грузоподъёмностью до 160-ти тонн; седельные тягачи и автопоезда грузоподъёмностью до 130-ти тонн; тягачи балластные для транспортировки грузов до 400 тонн; прицепы и полуприцепы грузоподъёмностью до 75 тонн; самосвалы грузоподъёмностью до 45 тонн; шасси для монтажа самого разнообразного специального оборудования.
Шасси МЗКТ продолжают широко применяться в составе разнообразных образцов вооружения и военной техники. В Российской армии используется более шестидесяти образцов вооружений, установленных на шасси и тягачах МЗКТ.
Практически вся продукция предприятия идёт на экспорт в Российскую Федерацию (95 процентов). Однако МЗКТ развивает связи и на международном рынке. В Китае совместное предприятие собирает военные тягачи из машинокомплектов МЗКТ, поставлялись автомобили завода в Турцию, ОАЭ, Египет и некоторые другие страны.
Модификации
Выпускается несколько модификаций автомобиля. Например, грузовик модели 437141 имеет двухосное шасси, применяется для перевозки грузов как в городе, так и за его пределами. Имеет тентовую грузовую платформу. Обладает хорошей маневренностью, компактными размерами и хорошей грузоподъемностью.
Может оборудоваться двухместной или трехместной кабиной со спальным местом. Расход топлива — 20 л/100 км. Грузоподъемность — 5 т. Кабина комфортная, все системы управления находятся близко к водителю. Лобовое стекло высокое. Двигатель прочный. Выпускается модель 4371 «Корнет» — автомобиль с универсальным промтоварным фургоном.
МАЗ-4371Р2
Бортовой тентованный грузовик — новое поколение этих машин. Имеет среднюю грузоподъемность, небольшую кабину с одним спальным местом. Двигатель ММЗ Д-245 мощностью 177 л.с. Соответствует стандарту Евро-4.
Платформа оснащена тентом, длина борта — 6,2 м. Благодаря этому может транспортировать крупные грузы. На раме есть фаркоп, чтобы устанавливать прицеп. Автопоезда с бортовым грузовиком часто применяются для грузоперевозок в России. Техника может эксплуатироваться в любую погоду. Кабина усовершенствованная, имеет высокую крышу, оснащена эргономичной панелью управления.
Автомобиль МАЗ-4371Р2-432-000 имеет такие характеристики:
- Колесная формула — 4х2.
- Вес автопоезда — 18 т.
- Вес автомобиля — 10,1 т.
- Вес снаряженного прицепа — 2800 кг.
- Грузоподъемность — 4350 кг.
- Двигатель — ММЗ Д-245.
- Экологический стандарт Евро-4.
- Мощность — 169 л.с.
- Крутящий момент — 650 Нм.
- КПП имеет 6 передач.
Объем топливного бака составляет 200 л. Скорость — 85 км/ч. Расход топлива — 13,4 л/100 км. Платформа тентовая с задним пологом. Объем кузова — 35 м³. Размеры платформы — 6240х2480х2305 мм. База — 4200 мм. Сцепление однодисковое, есть пневмогидропривод. Тормоза барабанного типа. Дополнительное оборудование: цифровой тахограф, магнитола, рация.
Грузовик МАЗ-4371Р2-428-000 имеет такие параметры:
-
- Колесная формула — 4х2.
- Вес — 10,1 кг.
- Распределение полной массы на переднюю ось — 3800 кг, на заднюю — 6300 кг.
- Вес — 5200 кг.
- Грузоподъемность — 4750 кг.
- Мощность — 130 кВт.
- Крутящий момент — 650 Нм.
- КПП имеет 6 передач.
- Передаточное число — 3,45.
- Объем топливного бака — 200 л.
- Скорость — 85 км/ч.
- Размеры платформы — 6240х2480х530 мм.
- Тип кабины: двухместный.
- Тип кузова: бортовая платформа.
- Тормозная система барабанного типа.
- Дополнительное оборудование: цифровой тахограф, магнитола.
МАЗ-437130
Грузовик МАЗ-437130 среднетоннажный двухосный применяется для перевозки оборудования, подъемников, АТЗ, цистерн и т.д. Машина отличается хорошей проходимостью и маневренностью. Используется в коммунальном хозяйстве, строительных организациях.
МАЗ-437130-332 имеет такие технические характеристики:
- Колесная формула — 4х2.
- Вес — 10,1 т.
- Грузоподъемность — 4350 кг.
- База — 4200 мм.
- Объем платформы — 35,5 м³.
- Мощность — 115 кВт.
- КПП имеет 5 передач.
- Скорость — 85 км/ч.
- Объем топливного бака — 200 л.
- Кабина трехместная.
МАЗ-437143
Модель МАЗ-437143 выпускается в нескольких комплектациях. Машина представляет собой грузовой автомобиль для перевозки среднетоннажных грузов на большие расстояния. Имеет высокие показатели грузоподъемности и проходимости. Ширина колес позволяет равномерно распределять нагрузку.
Недостатком является отсутствие блокировки дифференциала. Кабина просторная комфортабельная. Имеется 3 посадочное место и спальное место. Подвеска мягкая и удобная. У каждой двери есть вспомогательные поручни для облечения входа в кабину. Имеется гидравлический подъемник.
Грузовик МАЗ-437143-332 имеет технические характеристики следующие:
- Вес грузовика — 10,1 т.
- Грузоподъемность — 4450 кг.
- База — 4200 мм.
- Объем платформы — 35,5 м³.
- Мощность — 155 л.с.
- Скорость — 85 км/ч.
- Габариты — 7250х3700х2550 мм.
- Клиренс — 185 мм.
- Колесная формула — 4х2.
- Высота грузовика — 2900 мм.
- Емкость топливного бака — 200 л.
- Длина платформы — 6220 мм.
Чтобы увеличить срок службы машин, следует часто менять масло. Это предотвратит износ шестерен, подшипников и других деталей. Трансмиссия комплектуется двумя КПП: СААЗ и ZF. Первая более жесткая, передаточное число небольшое. Вторая отличается мягким переключением.
Грузовая платформа
Грузовая платформа на МАЗ-5549 – металлическая, сварная, с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом. Самосвальная платформа оснащена механизмом подъёма кузова. Он гидравлический, одноцилиндровый, телескопического типа, с непосредственным воздействием цилиндра на платформу.
Управление самосвальным механизмом производится из кабины водителя, оно электропневматическое. Пневмопривод воздействует на коробку отбора мощности и клапан управления. Разгрузка производится только назад, с максимальным углом поднятия кузова в 55 градусов. В гидросистеме подъёмного механизма также предусмотрен специальный клапан, который обеспечивает встряхивание кузова в самом конце его подъёма вверх.
Плюсы и минусы
Преимущественным плюсом МАЗ-6516 является его обустроенность. Четырехосный тягач прост в управлении и обслуживании. Маневрировать за рулем этой машины легко и просто, даже, при полной загрузке кузова. Рабочее место водителя снабжено всеми необходимыми приспособлениями и устройствами. Эргономика внутренностей кабины позволяет максимально сосредоточится на дороге и не отвлекаться. Повышенную грузоподъемность обеспечивают не только четыре оси, но и продуманное строение рамы. Техника «лонжерон в лонжероне» помогает несущей части уверенно справляться с нагрузками.
Минусами автомобиля являются недоработки по части кабины. Снаружи наличие какой-либо защиты сведено до минимума. Фары также не имеют щитов, что опасно для них при езде по гравию или в условиях, подобных карьерным. В кабине бросается в глаза хоть и многофункциональная приборная панель, но, все-таки, сильно устаревшая. Прямо сказать, внутренний дизайн в данном грузовике далек от современного на несколько десятков лет.
{{ reviewsOverall }} / 5 Пользователей ( Оценок)
Надежность
Удобство и комфорт
Ремонтопригодность
Ходовые качества
Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Проверенный отзыв
{{{ review.rating_title }}}
Показать еще {{ pageNumber+1 }}
Модификации
Самосвал МАЗ-6516В9-480-000 имеет колесную формулу 8х4, грузоподъемность 26,9 т, разгрузка задняя, установлен двигатель ЯМЗ-651.10, форма кузова в виде совка, имеется обогрев платформы.
Технические характеристики:
- вес — 41,8 т;
- объем кузова — 21 м³;
- мощность двигателя — 412 л. с;
- объем топливного бака — 300 л;
- максимальная скорость — 85 км/ч.
Достоинства:
- надежность;
- комфортные условия для оператора;
- небольшие эксплуатационные расходы;
- большой модельный ряд;
- использование высокотехнологичных узлов.
Кабина двухместная, оснащена рессорами, подвеска четырехточечная на пневмоподушках. Двигатель имеет 6 цилиндров, объем двигателя 11,12 л, расход топлива 30,5 л/100 км, ресурс двигателя 1 000 000 км. КПП имеет 12 передач вперед и 1 назад, может работать с большой нагрузкой. Отличительной чертой является удобство техобслуживания и ремонта КПП, замены деталей. Установлены барабанные тормоза и пневматический привод.
Объем топливного бака 300 л, топливный фильтр с подогревом. В кабине имеется ящик для инструментов. Передаточное число моста 5,33. Установлено дополнительное оборудование: тахограф, магнитола, жидкостный подогрев, очистка воздуха, тент. Имеется возможность модернизации грузового автомобиля.
Заключение
В завершении можно с уверенностью сказать, что некоторые недостатки МАЗ 6303, связанные с отсутствием комфортных условий и мелких конструктивно-технических недостатков, с головой окупаются его эксплуатационными возможностями. Это – автомобиль-трудяга, который не подведет в долгом пути, независимо от погоды и качества дорог. Такие важные критерии, как экономный расход топлива, простота в обслуживании, невысокая стоимость, большая грузоподъемностьи универсальность модели МАЗ 6303 делают ее достойным конкурентом американских и европейских аналогов.
С этим читают