Гребные валы в суднах относятся к надёжным конструкциям с большим запасом прочности, поэтому их излом происходит редко. Гораздо чаще наблюдается изгиб конструкции. Причиной является недостаточная центровка устройства во время монтажа. В результате возникает дисбаланс, который увеличивается с повышением количества оборотов. Это сопровождается появлением стука в шпоночных и шлицевых соединениях. Если наблюдается такое явление, проводится демонтаж изделия и его выпрямление холодным способом или термической обработкой.
На токарном станке
Выправление изогнутого вала проводится на специальном стенде. Однако в случае его отсутствия это можно сделать на обычном токарном станке большого размера. Для этого вал устанавливается в центрах станка. Иногда для этих целей используются специальные призмы. Основная проблема состоит в большой длине изделия. Величина биения проверяется с помощью индикатора, который устанавливается на салазках продольного суппорта. На основании выявленного биения происходит его устранение методом обточки вала.
С помощью местного нагрева
Другим способом правки является местный нагрев изделия с последующим охлаждением и отжигом. Для этого можно воспользоваться приспособлением или станком, в который устанавливается вал. При этом выпуклость должна быть направлена вверх. На изогнутый участок накладывается асбест и вырезается окно. С помощью горелки ведётся подогрев изогнутого участка до температуры порядка 500-550 градусов. На начальной стадии из-за расширения металла происходит ещё большее увеличение изгиба. При этом нижняя холодная часть препятствует данному процессу, формируя усилие сжатия.
В результате дальнейшего нагрева такое противостояние возрастает и происходит деформации металла на данном участке. В завершающей стадии происходит охлаждение вала, что сопровождается процессом растяжения металла в холодной зоне и исчезновением кривизны. Остывшей гребной вал подвергается отжигу, который выражается в нагреве со скоростью 150 градусов в час до достижения температуры 300-350 градусов. Время охлаждения составляет 2 часа. После этого вал готов к эксплуатации.
Такие работы проводятся на специализированных предприятиях. Кроме того, подобные заводы занимаются непосредственно изготовлением гребных валов под заказ, что иногда представляется более целесообразным, чем ремонт. Работы осуществляются в межнавигационный период, что позволяет судам проводить ремонт или модернизацию во время вынужденного простоя.