Обзор рынка экскаваторов-погрузчиков

Как выбрать мини-экскаватор

Для начала определяются с целями, для которых нужен такой агрегат. Если планируется использовать его редко, для дачи, небольших объемов работ, то подойдет маленькая модель. Для реализации крупных объектов, ведения бизнеса нужна техника помощнее, с большей надежностью и производительностью.


Затем сравнивают цены и выбирают приемлемую для себя. Для кратковременного использования можно попытаться самостоятельно изготовить небольшой агрегат или остановиться на аренде машины, но нужно учитывать расходы на страховку, топливо, транспортировку, которые составляют 7-10 тыс. рублей/сутки.

Изучают подробнее возможности выбранного варианта, отзывы о погрузчике, расположение органов управления, необходимость регистрации машины

Знакомятся по наклейкам, стикерам с мерами предосторожности, особенностями модели, данными техобслуживания, страной и датой выпуска

Пробуют управлять механизмом, перемещаться на нем, выполнять землеройные работы. Если чувствуют себя комфортно, то принимают решение о покупке.

Услуги экскаваторов-погрузчиков в России

Экскаватор-погрузчик – это серийный колесный трактор или специально разработанное тракторное шасси на пневмоколесном ходу (второе – в большинстве случаев), оборудованное двумя основными рабочими органами. В передней части машины смонтирован фронтальный ковш, а в задней – экскаваторная складывающаяся стрела (обратная лопата) с ковшом.

Перечень выполняемых операций расширяется еще и благодаря тому, что основные рабочие органы можно заменить на другое оборудование: грузовые или сельскохозяйственные вилы, захваты челюстные, для рулонов или длинноволокнистых материалов, поворотный отвал, монтажный крюк, грейферный ковш, гидравлический молот, устройство для выкапывания деревьев, дорожные щетки и фрезы, виброуплотнитель, шнековый бур, скрепер, косилка, траншеекопатель, дисковый резак, снегомет.

Снять экскаватор-погрузчик импортного производства можно так же легко, как и отечественный, поскольку выбор очень велик. Каждая крупная фирма, выпускающая землеройную технику, считает своим долгом представить хотя бы несколько моделей этого очень востребованного класса специальных машин. В России наибольшей популярностью пользуется продукция компаний JSB, New Holland, Volvo, Caterpillar, Terex, Komatsu, Case, Vernieri.

В подавляющем большинстве случаев импортные экскаваторы-погрузчики устанавливаются на специально разработанное шасси с гидростатической трансмиссией. Благодаря этому спецтехника имеет сравнительно высокую транспортную скорость (около 40 км/час). Колеса обычно все приводные, а во многих случаях и все управляемые, что обеспечивает машинам большую проходимость и маневренность. Для увеличения производительности погрузочный ковш сделан достаточно вместительным.

Техника может разрабатывать грунт со смещением оси копания, на многих моделях глубина копания увеличена за счет телескопической рукояти. Кабины просторные, с хорошим обзором и учетом требований эргономики

Кроме классических образцов, можно заказать экскаватор-погрузчик с шарнирно-сочлененной рамой (Vernieri), телескопической стрелой погрузочного ковша (JSB, Manitou). При аренде экскаватора-погрузчика важное значение имеет мощность силовой установки. Продукция большинства зарубежных производителей выпускается в диапазоне 60 – 75 кВт (80 – 100 л.с.)

Причина заключается в том, что именно такая техника востребована в массовом порядке. Маломощные модели предлагают JSB, Caterpillar, Vernieri. Машины, развивающие больше 75 кВт, есть у Case, New Holland и также Vernieri.

Особенности одноковшовых экскаваторов

Самый распространенный класс. Их группирование имеет свои принципы и ряд признаков.

Индекс размерного класса

Различают несколько категорий показателей:

  • номер 0-8: от особо легкой до особо тяжелой – масса от 3 до 160 т;
  • по мощности; 10 – 800 л.с.;
  • объем ковша: 0,1 – 10 м3.

Техника тяжелее 8 класса относится к сверхтяжелым экземплярам. Проектируется по индивидуальным заказам.

По типу конструкции, несущей ковш

  1. Качающаяся мачта – жесткий элемент. К ней тросами крепится ковш. Переворачивания рабочего органа производится при помощи системы стальных канатов. Такая схема получила название драглайн. Применяется на моделях шагающих экскаваторов, которые используются при вскрышных и добывающих работах. Грейфер плавучих вариантов и погрузчиков тоже подвешивается на мачтах.
  2. Телескопическая стрела по устройству похожа на стрелу автокрановых установок. Применяется редко. Используется на экскаваторах, где нет необходимости в обеспечении повышенной жесткости стрелового элемента при производстве работ.
  3. Шарнирная стрела характеризуется повышенным коэффициентом прочности и подвижности. Применяется на тяжелых образцах экскаваторов.
  4. Ломающаяся стрела – применяется в паре с гидроприводом на большинстве универсальных экскаваторов.

По типу рабочего органа

  1. Простой ковш (вариант – наличие откидного дна).
  2. Прямая лопата — для экскавации грунта выше горизонта расположения экскаватора.
  3. Обратная лопата — оборудование по разработке почвы ниже механизма при устройстве котлованов, траншей, выемок.
  4. Грейфер — состоит из двух половин, которые опускают на грунт, а при подъеме они захватывают грунт и захлопываются. Применяется на рыхлых, сыпучих категориях почвы.
  5. Драглайн (волокуша) — срезает грунт при протягивании по касательной к плоскости земли.

Малые механизмы

Типичный представитель такого класса – это компактный одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу с ломающейся стрелой и гидроприводной системой. Общая масса до 1500 кг с ковшом до 0,15 куб. м. Отвалом не комплектуется, но имеют солидный комплект доп. оборудования.

Полезная информация! Есть малютки, с двигателем до 50 см3.

Благодаря экономичности, универсальности и способности работать в стесненных условиях, приобретают популярность в строительстве. Сегодня растет спрос на землеройные машины с небольшим ковшом на пневмоколесном ходу, обладающих повышенной маневренностью для оперативной передислокации с одного объекта на другой.

Экскаваторы-исполины

Узкопрофильные задачи для специализированной техники послужили толчком к созданию супермощных прототипов. Это относится к шагающим экскаваторам. Для шасси используется опорная плита, которая перемещается по площадке с помощью гидромоторов. Размещенное на ней экскаваторное оборудование обладает уникальной производительностью. Яркий пример – это одноковшовые драглайны с объемом ковша до 100 м3. Длина стрелы колеблется в пределах до 130 м. Стоит отметить и роторные модификации, в которых рабочий орган в виде колеса с набором ковшей диаметром до 18 м. Глубина разрабатывания грунта достигает 45 м, а высота – 38 м. Масса составляет до 15000 т. Такие рабочие габариты позволяют проводить широкий охват обрабатываемой площадки. Средняя скорость перемещения составляет до 450 м в день.

Техническая справка! Подобные образцы создавались в 80-90 годы и функционируют по сегодняшний день. Это свидетельствует о надежности таких экскаваторов.


Особенность шагающей землеройной техники — совмещение свойств циклических машин и многоковшовых моделей.

Итоги

Богатый набор видов экскаваторов, обладающих специфическим режимом эксплуатации, типом силового агрегата, характером технологического оборудования дает возможность выбрать подходящую модификацию для разрабатывания грунтов 1-6 категории и различного алгоритма использования.

На что еще следует обратить внимание при покупке экскаватора-погрузчика?

Первое действие, которое надо выполнить перед приобретением экскаватора-погрузчика – определить плановые объемы работ. Если машина будет работать постоянно, значит, надо покупать. А если от случая к случаю, то, возможно, экономически более выгодной окажется аренда спецтехники. Предложения по аренде можно отыскать на этом же сайте в соответствующем разделе.

Если, все же, принято решение о покупке экскаватора-погрузчика, то здесь могут быть разные варианты.

Чья техника лучше, импортная или отечественная? Однозначного ответа нет. Импортная отличается более высокой надежностью, долговечностью, эргономикой кабины, функциональностью. Зато отечественная более дешевая при покупке и в ходе эксплуатации, на нее всегда есть запчасти, как и специалисты, способные решить любую проблему. К тому же она совсем неплохо зарекомендовала себя в суровых российских условиях, а по функциональности приблизилась вплотную ко многим зарубежным образцам.

Если же по каким-нибудь причинам пригласить механика нет возможности, то можно воспользоваться приведенными ниже рекомендациями по проверке экскаватора-погрузчика б/у:

Не надо смотреть на данные счетчика мото-часов как на истину в последней инстанции. Он легко корректируется, а, при необходимости, вообще меняется на новый

Лучше ориентироваться по году выпуска, принимая во внимание, что за календарный год, при интенсивной эксплуатации, машина нарабатывает около 1500 м-ч. Это значит, что, если машина выпущена 3 года назад, то на счетчике должно быть приблизительно 4000-4500 м-ч.

Самый лучший и простой способ определить, нет ли в машине подвоха – проверить все уровни масла и жидкости: в двигателе, КПП, мостах, бортовых, гидравлике, системе охлаждения.

Посмотреть на то, в каком состоянии находятся резина, пальцы и зубья, насколько изношены, нет ли повреждений

Это даст информацию об интенсивности эксплуатации и условиях работы.

Проверить наличие смазки в масленках (тавотницах). Особенно в тех, которые находятся в нижней части трактора. Все масленки должны быть в наличии. Если какой-то нет, значит, этот узел скоро придется менять, т.к. ТО по нему не делалось.

Завести трактор, прогреть двигатель. Посмотреть, нет ли подтеканий масла, антифриза или дизтоплива.

Обратить внимание на ТНВД. Если с него капает топливо, то скоро потребуется довольно дорогой ремонт этого узла. То же самое относительно помпы, с той лишь разницей, что ее придется заменить, т.к. она не подлежит ремонту.

Проверить работу гидравлики, все должно двигаться плавно, без рывков. От гидронасоса под нагрузкой или без нагрузки не должны исходить непонятные звуки.

Черный дым является признаком скорого ремонта турбины. Для начала ее надо просто осмотреть на наличие подтеканий масла и проверить состояние хомутов, которые должны быть без трещин и плотно затянутыми. Затем желательно отсоединить патрубок, идущий от турбины к коллектору. Внутри него должно быть сухо. Если имеются следы масла, то это не обязательно значит, что турбина «убитая», но к специалистам обратиться все-таки придется.

Осмотреть блоки реле и предохранителей, там не должно быть «жучков».

По ходу работы на щитке приборов не должны загораться предупредительные лампочки.

Проверить наличие люфтов в соединениях (рулевое, крестовины, карданные валы) и следов сварочных работ на передней и задней стреле. Наличие того и другого, может быть, и не повод для отказа от покупки, но, как минимум, хорошая причина для торга.


По телескопу и аутригерам – проверить зазоры и наличие остатка пластин.

Осмотреть состояние резиновых шлангов, нет ли потертостей и трещин.

Испытать в работе тормоза.

Проверить в работе АКПП, как на обычной машине, нет ли толчков во время переключения.

На болтах ТНВД и головки блока должна быть заводская краска. Если они сорваны, значит, делался ремонт.

Проверить на степень износа соединения палец-втулка, телескоп-ковш (или быстросъем) на задней стреле и погрузчике.

Вывесить трактор и покачать колеса, убедиться в отсутствии (или наличии) люфтов.

Замерить компрессию двигателя компрессиометром и давление в гидросистеме гидравлическим тестером. При недопустимых отклонениях от нормы надо помнить, что ремонт и того, и другого стоит очень дорого.

Этикетки на шлангах, тросиках и т.д., которые расположены под капотом или в секции распределителей, обычно идут с датой изготовления. Не будет лишним на нее посмотреть.

Сравнить номера, указанные в ПСМ, с имеющимися на табличке на капоте, КПП, двигателе, мостах. Если не совпадает хотя бы одна цифра, то с постановкой на учет могут возникнуть проблемы.

Caterpillar: только получила признание серия F, но уже внедряется серия F2

Компания Caterpillar свой первый экскаватор-погрузчик собрала на заводе в Великобритании более 30 лет назад. И на всех этапах, от создания первой A-series подобных машин до самой последней серии F2, состоящей из шести моделей, инженерный состав компании делал все, чтобы машины Cat были удобны при эксплуатации, надежны, экономичны.

Конструкцией предусмотрено, что для снижения расхода топлива оператор может выбрать режим ECO, и машина будет продолжать работать с высокой эффективностью и точностью, но обороты двигателя снизятся до уровня, при котором будет обеспечиваться максимальная экономия горючего. В зависимости от модели в серии используются двигатели мощностью от 53 до 71 кВт. Новые мод. 428F2, 432F2, 434F2 и 444F2 комплектуются в зависимости от модели двигателями ACERT Cat C4.4 с селективным каталитическим восстановлением (SCR) в системе выпуска отработавших газов. Система очистки SCR – это проверенная, надежная и широко используемая технология сокращения выбросов азота (NOx). А кроме того, во время процесса каталитического восстановления вступает в игру жидкость-реагент DEF для системы выпуска дизельного двигателя. DEF – это 32,5%-ный раствор на основе аммиака и воды, который используется для уменьшения вредных выбросов. Дизельные двигатели Cat оснащаются небольшими резервуарами, в которые заливается несколько литров DEF, и во время работы двигателя малое количество DEF распыляется в потоке выхлопных газов. Жидкость вступает в реакцию с катализатором и выхлопными газами. Протекающая химическая реакция преобразует вредные вещества в менее разрушительные, и при этом оператору не нужно вмешиваться в работу системы, достаточно регулярно дополнить уровень DEF в резервуаре.

Последней из разработанных для серии стала мод.  Cat 427F2. Главным приводом в ней стал двигатель Cat C3.4B мощностью 55 кВт. Этот мотор не потребовалось оснащать системой SCR, поскольку для выполнения им требований стандарта Stage IIIB в выхлопной системе достаточно использования только сажевого фильтра. Модель опционно комплектуется автоматической КП 6F/3R Autoshift с блокировкой гидротрансформатора, что позволяет двигаться машине на высокой скорости. Кроме того, 427F2 отличается очень низким расходом топлива, примерно на 10% ниже, чем сжигается при работе мод. Cat 428F2. Такая экономичность часто решает вопрос в пользу приобретения покупателями именно этой модели или взятия ее в аренду.

Кабина в машинах серии F2 – это отличная обзорность, качественное освещение, удобное сиденье с пневмоподвеской и подогревом, хороший радиоприемник и т. д., а также система управления, которая предполагает продуманное устройство, функциональность и расположение джойстиков, которые стали еще более удобными по сравнению с прежними сериями. Существенно увеличена производительность гидросистемы. Если в экскаваторах-погрузчиках, выпускаемых ранее, поток в гидросистеме достигал 132 л/мин, то в машинах серии F2 этот параметр составляет 163 л/мин, что, безусловно, позволяет рабочим органам двигаться быстрее, более точно выполнять команды оператора. Глубина копания, которую обеспечивает экскаваторная установка машин серии F2, составляет от 4,28 до 6,16 м, а максимальная грузоподъемность погрузочного ковша вместимостью 1,03–1,15м3 находится в диапазоне от 2,82 до 4,66 т.

Российские экскаваторы Борэкс — чем хороша отечественная техника?

Уникальным представителем специализированной техники на нашем рынке признан экскаватор Борекс, машина сочетает основные функции экскаватора и погрузчика. Этот вид строительной техники снабжён ковшом, имеющим фронтальную загрузку и объёмом захвата около 0,8 м3. В высоту разгрузка чаши достигает 2,9 метров и обладает грузоподъёмностью 0,8 тонн.

Также на экскаваторе установлена ковш обратная лопата, объемом 0,28 м3, и шириной 2м, который обеспечивает глубину копания экскаватора равную 4,3 м. При мощности двигателя в 44 кВт, вся эксплуатационная масса специального технического транспорта составляет шесть тысяч шестьсот килограмм. Для покраски новейшего экскаваторного оснащения применяют эмаль очень высокого качества, которая устойчива к любым воздействиям со стороны, и повышает защиту металлических каркасов от коррозионного эффекта.

Зависит от многих фактов и величина расхода топлива экскаватора, следует обратить особое внимание и на условия, в которых будет использоваться специальная техника. Все эти нюансы должны быть учтены и утверждены любым предприятием, осуществляющим эксплуатацию экскаваторов


При этом необходимо учитывать многие другие факторы, это и температурные нормы, состояние грунта места работы.

Так, оптимальная степень климатического исполнения для экскаваторов класса У1 или Т1 согласовано с ГОСТом, составит 15150. Между тем, для каждого отдельного вида техники характерны свои нормы, так как каждая из них имеет индивидуальные характеристики, зависят такие показатели и от мастерства рабочего, назначенного к управлению данным видом техники.

Управление мини-экскаватором

Делают это, расположившись в кабине на кресле оператора и пристегнувшись ремнем безопасности. Ковшом и поворотом кабины управляют джойстиками на подлокотниках, разворотами погрузчика — двумя рычагами, расположенными под ногами. При движении одного из них вперед следует разворот в обратную сторону, к себе — в ту же сторону.

На полу слева в кабине есть кнопка или педаль, после нажатия ногой на которую экскаватор начинает быстро передвигаться. Справа расположена педаль (покрыта плитой из стали), поворачивающая влево-вправо ковш. При недостаточных навыках оператора ее лучше не трогать — увеличивается шанс опрокидывания агрегата.

Справа, ближе к оператору, расположено еще 2 рычага. Ближний регулирует обороты двигателя, дальний (больший) включает в работу бульдозерный отвал. При подтяжке на себя последний поднимается, от себя — опускается.

Описание и сфера применения

Мини-экскаваторы делятся на гусеничные и колесные, отличаются простотой и эргономичностью управления, небольшой объем и масса позволяют производить работы в труднодоступных местах и при необходимости быстро заменять ковши. Прочитайте статью про отличие погрузчиков на гусеничном ходу от колесных тут.

Колесный мини-экскаватор

Многие модели для транспортировки не требуют специализированного транспорта, а управлять им намного проще, нежели большой машиной. Использование навесного оборудования позволяет (хоть и в несколько меньших объемах) выполнять те же виды работ, что и обычным экскаватором.

Передвигается гусеничная техника раз в пять медленнее колесной, но может применяться на мягкой или влажной глине, в условиях полного бездорожья, в котловане. Для выполнения мелких работ на разбросанных объектах более подходят колесные варианты.

Принципиальных различий в классе мини-экскаваторов нет, все они состоят из трех частей: ходовая часть, надстройка и рабочее оборудование. Отличия в размерах, цене и производительности. Компактная техника положительно зарекомендовали себя применением в различных видах деятельности:

  • городскими коммунальными, дорожными и аварийно-спасательными службами;
  • газо- и водоснабжающими организациями;
  • в связи и энергетике;
  • зелеными хозяйствами;
  • аварийно-спасательными службами;
  • в мелком строительстве;
  • в археологии.

Заключение

Гусеничные машины не относятся к мобильной технике (см. экскаваторы Катерпиллер), зато они экономичны и легко управляются, обладают компактными габаритами. Некоторые их функции могут заменить другие машины, но полностью заменить мини-экскаватор не может ничто.

Прицепные варианты менее мощные и удобны в использовании частными лицами, поскольку могут транспортироваться даже квадроциклом.

Сейчас доля этой уникальной техники с отметкой «Производитель – Россия» на рынке строительных машин относительно невелика, но она растет год от года.

Причин этому несколько: доступные цены, надежность (конструирование с учетом особенностей местного климата и адаптация к местным условиям), отсутствие проблем с комплектующими.

Противоположностью мини экскаваторов являются большие карьерные экскаваторы. Статью про них вы найдете тут.

Рекомендуем также ознакомиться с минитракторами российского производства.


С этим читают