Этапы участия

Стреловое оборудование кран-манипуляторнов

В зависимости от типа используемой подвески выделяют краны-манипуляторы со стреловым оборудованием с шарнирным (на жесткой подвеске) и канатным (на гибкой подвеске) исполнением. В случае с гибкой подвеской захват груза производится с использованием грузового крюка, который располагается на конце лебедки. Ну а жесткая подвеска предусматривает шарнирное размещение крюка на оголовке стрелы.


В зависимости от типа складывания стреловое оборудование КМУ подразделяют на 2 типа:

  • L-образное;
  • Z-образное.

Будучи сложенным для перевозки грузов, стреловое оборудование КМУ по своей форме напоминает соответствующие буквы английского алфавита.

Кран-манипуляторы с Z-стрелой

Z-образная форма стрелы характерна для кранов-манипуляторов, выпускаемых под многими европейскими брендами. Нередко такую конструкцию именуют «коленчатой» либо шарнирно-сочлененной. В таком случае стреловое оборудование складывается в несколько колен. На грузовом транспортном средстве КМУ данного типа может быть установлена сзади кабины водителя либо на заднем свесе кузова. В процессе перевозки груза данная конструкция располагается поперек рамы базовой машины.

Рисунок 6. Кран-манипулятор модели SQ16ZK4Q, имеющий стрелу Z-образного типа

Основное достоинство стрелового оборудования Z-образного типа заключается в его небольших размерах. Во время доставки грузов на машине с такой КМУ рабочий объем кузова используется максимально полно. Благодаря использованию нескольких колен данные установки позволяют осуществлять доставку тех или иных грузов в различные труднодоступные места, преодолевая препятствия, например, на этажи возводимых зданий.

Такая конструкция имеет и свои недостатки. К их числу относятся: возможность существенной перегрузки передней оси транспортного средства (если КМУ смонтирована за кабиной водителя базовой машины), необходимость в использовании мощного и, соответственно, дорогого шасси, а также сложность выполнения работ по погрузке и разгрузке в непосредственной близости к колонне крана (для складывания и раскладывания стрелового оборудования вокруг КМУ необходимо освободить достаточное свободное пространство).

Тем не менее, благодаря возможности использования самого разного навесного оборудования, крано-манипуляторные установки шарнирно-сочлененного типа способны решать огромное количество различных задач. Максимальная эффективность их применения достигается при выполнении работ с большими грузами и решении разных специальных задач.

Кран-манипуляторы с L-стрелой

L-образное стреловое оборудование получило широкое распространение на кранах-манипуляторах, выпущенных производителями из Японии, Южной Кореи и стран Северной Америки. В данном случае КМУ оснащается прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. При монтаже на базе грузового транспортного средства основная часть КМУ в сложенном состоянии устанавливается над кузовом (вдоль рамы машины) либо кабиной шофера

При выборе в пользу L-образного стрелового оборудования следует уделить особое внимание эксплуатационным параметрам установленной на нем лебедки

Рисунок 7. В работе кран-манипулятор с L-образным стреловым оборудованием

Главными достоинствами использования кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием являются:

  • частичное перераспределение веса КМУ на заднюю ось базового транспортного средства, снижающее вероятность перегрузки передней оси;
  • более высокая по сравнению с Z-образными конструкциями производительность в случае с подъемом и опусканием грузов при высоких значениях вылета стрелы (до 6-8 метров);
  • более высокая точность работ, обеспечиваемая благодаря использованию тросовой подвески крюка, позволяющей выполнять перемещение груза по прямой траектории, без отклонений.

К недостаткам L-образных КМУ относятся:

  • ограничения, накладываемые на перевозку в кузове высоких грузов и погрузку сыпучих материалов «с горкой» (при расположении оборудования КМУ над кузовом);
  • невозможность выполнения работ при наличии каких-либо препятствий для свободного перемещения стрелы.

Наиболее целесообразным применение кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием бывает при проведении работ с тяжеловесными, но компактными грузами.

Назначение


Поступивший в Вооруженные Силы СССР КАМАЗ-4310 стал использоваться как многоцелевой грузовой автомобиль повышенной проходимости для перевозки грузов и личного состава. С установленными на базе автомобиля КУНГами, машина стоит на вооружении в качестве передвижных мастерских, штабов или медицинских пунктов. Довольно часто КАМАЗ-4310 используется для организации работы подразделений МЧС и геолого-разведочных экспедиций. В качестве бортового грузового автомобиля его применяют для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения, при строительстве, в охотхозяйствах и на различных производствах. Довольно часто можно встретить КАМАЗ-4310 с установленным подъемным оборудованием и специальным прицепом для погрузки и перевозки древесины в лесозаготовительной отрасли. По заказу некоторые комплектации машины оснащались спальным местом водителя, что давало возможность отдохнуть водителю при перевозках грузов на значительные расстояния. Автомобиль имеет военное происхождение, поэтому конструкция и все системы рассчитаны на эксплуатацию в условиях плохих дорог, в любую погоду и во всех климатических зонах.

Наиболее важные технические характеристики

Сферы использования и стоимость разных моделей кранов-манипуляторов зависят от следующих показателей, характеризующих данное оборудование:

  • минимальное и максимальное значения вылета стрелы КМУ;
  • грузоподъемность при минимальном и максимальном значениях вылета стрелы КМУ;
  • грузовой момент стрелы при тех же параметрах вылета;
  • высота опускания и подъема груза;
  • тип подвески;
  • минимально возможный радиус поворота КМУ;
  • тип поперечного сечения стрелы (чем больше количество граней, тем более прочной будет стрела);
  • разновидность системы телескопического выдвижения (секции стрелы могут выдвигаться последовательно либо в произвольном порядке).

Для манипуляторов, выполненных на базе грузового транспортного средства, важными эксплуатационными показателями являются грузоподъемность базовой машины, габариты погрузочной площадки (от них напрямую зависят максимальные размеры транспортируемого груза), применяемые аутригеры (опоры), качество исполнения и тип которых оказывают весомое влияние на максимальную массу груза, поднимаемого при помощи КМУ, и безопасность работы последней.

Рассматривая возможность покупки или аренды той или иной модели крана-манипулятора, следует ознакомиться с ее грузовысотной диаграммой (пример представлен на рисунке ниже), наглядно демонстрирующей все возможности грузоподъемной установки, позволяя потенциальному покупателю (пользователю) получить ее предельно адекватную оценку по совокупности рассмотренных выше параметров.

Рисунок 4. Пример грузовысотной диаграммы для крана-манипулятора модели ЛВ 220-01

Кран-борт манипулятор

В данном разделе представлены автомобили, на борт которых уже установлен кран-манипулятор. Кран-борт многофункционален и может заменить сразу два вида техники – автокран и грузовик. Это позволяет снизить финансовые и временные затраты, так как управление кран-бортом возможно с помощью одного человека, который включает в себя должность крановщика и водителя, в следствие чего не придется переплачивать за рабочую силу и дополнительную спецтехнику.

Кран-борт используется как для грузоперевозок, так и в строильно-монтажных работах. На манипулятор возможна установка дополнительного оборудования, что делает кран-борт еще более универсальным и расширяет сферу возможностей. В линейке представлены грузовики с манипулятором от малой до высокой тоннажности и грузоподъемности, с тросовым или гидравлическим краном, а также разным вылетом стрелы.

Данная техника различается и по внешним условиям использования. В ООО «ТехМодерн» можно купить кран-борт для использования в городе, на пересеченной местности и в условиях бездорожья, а также есть и универсальные модели, которые справятся с обеими задачами.

Классификация кранов манипуляторов

Исходя из вида применяемой подвески, существуют краны-манипуляторы со стрелой на жесткой подвеске (шарнирное исполнение) и со стрелой на гибкой подвеске (канатное исполнение). В последнем случае груз захватывается с помощью грузового крюка, расположенного в конце лебедки. Если подвеска жесткая, то место дислокации крюка шарнирное, на оголовке стрелы.

Исходя из того, как складывается стрела, КМУ делят на три вида:

  • Z-образное;
  • L-образное;
  • телескопические.

Когда стрелы сложены, они напоминают формой именно эти буквы латиницы. Телескопические выдвигаются друг из друга — стрела меньшего диаметра — из стрелы большего диаметра.

Виды авто-манипуляторов:

  • малотоннажные (легки в управлении и обслуживании, имеют небольшой вес, хорошую гибкость благодаря двум коленам и грузоподъемность до семи тонн, монтируются на грузовики небольшого размера, выдвижные опоры работают от гидропривода);
  • среднетоннажные (переносят грузы весом до 25 тонн, длина вылета стрелы — 20 метров, монтируются на большие грузовики);
  • крупнотоннажные (переносят грузы до 80 тонн, монтируются на сверхтяжелых грузовиках, на полуприцепах).

Виды КМУ на КАМАЗы

На грузовик Камаз можно установить любой вид крана-манипулятора. Одно условие — манипулятор не должен весить больше 15 % от веса Камаза. Хорошо себя зарекомендовали в рамках установки на КамАЗ модели кранов-манипуляторов производства Южной Кореи и Японии.


Виды манипуляторов-роботов:

  • используемые в горном деле. Представляет собой буровую каретку, перемещающую в призабойном пространстве;
  • используемые в металлургической промышленности для выполнения вспомогательных манипуляций во время обработки металлов давлением. Существуют ковочный и прокатный вид. Такой тип кранов, как подвесные, применяют в прокатных и кузнечных цехах;
  • используемые в ядерной технике для работы с радиоактивными веществами;
  • используемые в океанографических работах на большой глубине. Ими оборудуются гидростаты.

Еще один вид параллельного манипулятора-робота — платформа Гью-Стюарта. Этот вид подразумевает использование октаэдральной компоновки стоек. С его помощью изготавливаются станки, активно применяется он в авиации, в подводных исследованиях, на летательных тренажерах, в телескопах, а также в ортопедии.

Виды КМУ по маркам:

  • PALFINGER;
  • FERRARI;
  • XCMG;
  • HIAB;
  • PM;
  • FASSI;
  • EFFER;
  • Синегорец;
  • Epsilon Palfinger;
  • KANGLIM;
  • NANSEI;
  • TADANO;
  • KATO;
  • UNIC.

Для каждого вида работ и для каждого автомобиля можно подобрать свой кран-манипулятор, который будет удовлетворять всем требованиям.

Технические характеристики кран манипулятора

  • максимальную грузоподъемность кранового оборудования;
  • предельно допустимую нагрузку на грузовую платформу и ее габариты;
  • максимальная высота поднятия груза определенного веса;
  • возможное расстояние перемещения груза в горизонтальной плоскости;
  • угол поворота крановой стрелы вокруг своей оси;
  • тип системы, используемый для работы и управления крановым оборудованием;
  • вид применяемого самоходного шасси для установки КМУ.

Основными основания, по которым можно классифицировать краны-манипуляторы, являются несколько основных параметров.

По типу системы работы и ее управления:

  • тросовые КМУ;
  • КМУ с гидросистемой.

По максимальной грузоподъемности:

  • небольшой тоннажной нагрузки (до 1,5 тонн);
  • средней тоннажности (до 3-5 тонн);
  • большой нагрузки поднимаемого груза (свыше 5 тонн).

По виду используемого самоходного шасси:

  • на базе обычного грузового автотранспорта;
  • на базе колесного или гусеничного автотранспорта повышенной проходимости;
  • на базе других видов самоходной спецтехники (рельсового типа, тракторов и т.п.).

Каждый кран манипулятор определенного вида имеет свои достоинства и недостатки.

КМУ с тросовой системой управления приводится в действие при помощи механических и/или электрических лебедок, обеспечивая возможность погрузки/разгрузки грузов на огороженных (закрытых) площадках, непосредственно не въезжая на их территорию, а также позволяют поднимать и опускать груз в места, расположенные ниже уровня поверхности земли (котлованы, скважины и т.п.).

Использование подобной спецтехники позволяет значительно сократить расходы при проведении различных погрузочно-разгрузочных и ремонтно-строительных работ, поэтому пользуется популярностью и повышенным спросом у потребителей таких услуг.

Конструктивные особенности специальных машин

Конструктивно гидравлический кран манипулятор является сочленением рычагов, связанных гидравлической системой. Гидравлический подъемник смонтирован между платформой и кабиной грузовика. Таким образом, оборудование занимает минимум свободного места, а все нагрузки распределяются равномерно от центра рамной конструкции. Подъемный механизм имеет ручное управление, которое осуществляется при помощи рычагов или выносного пульта.

Гидравлические КМУ оборудуются выдвижными аутригерами. Опорные механизмы имеют боковое расположение, что позволяет удерживать грузовик в неподвижном состоянии при погрузке. Как правило, манипулятор гидравлический навесной оборудуется топливным баком увеличенного объема. При этом установки могут разделяться по классу грузоподъемности, виду кинематической системы и общему функционалу. Каждый автомобиль имеет соответствующие отметки в техническом паспорте, который необходим для постановки на учет.

Мини-кран 500 кг с лебедкой

Строительный кран 500 кг с лебедкой предназначен для поднятия груза на маленьких площадках и в местах с ограниченным пространством: на погрузочных платформах, кузовах грузовиков и пикапах. Широко применяется в строительстве небольших сооружений. Устройство легко собирается и разбирается. Технические характеристики:

  • в собранном положении высота оборудования составляет 116 см, вес — 58 кг;
  • для работы грузовой лебедки требуется 12 В;
  • ручное вращение стрелы с радиусом 360°, вылет — 160 см;
  • имеет дистанционный пульт управления;
  • высота подъема составляет 195 см;
  • место крепления 25×25 см с отверстиями под крепления 17×17 см;
  • подъемный трос изготовлен из стали, его диаметр составляет 4,8×4,5 мм, в комплект входит дополнительный трос диаметром 5,5 мм;
  • скорость 3,7 м/мин, без утяжеления.

Кран демонтируется на 3 части, что позволяет с легкостью снять его с площадки. Оборудование можно использовать без регистрации в ГИБДД и Ростехнадзоре.


Оборудование устанавливается на любую площадку или в кузов бортовых автомобилей, прицепов, пикапов. Технические характеристики:

  • размер оборудования в сложенном состоянии: высота — 1,27 м, длина — 1,9 м, ширина — 0,2 м, вес — 170 кг;
  • при минимальном вылете с углом подъема 45° грузоподъемность составляет 0,9 т, максимальная — 0,4 т;
  • минимальный вылет стрелы — 1,5 м, максимальный 3,2 м.

Поворотное устройство закреплено с помощью 4 подшипников, угол поворота составляет 180°. Мини-кран Грач 900 имеет возможность устанавливаться на 2 стороны: левую и правую. Вес лебедки — 2 т, работает от 12 В. Регистрации в ГИБДД и Ростехнадзоре не подлежит.

Виды кранов-манипуляторов

Какие бывают краны манипуляторы? На этот вопрос существует определенный ответ. Делятся по классам все виды КМУ на основе трех особенностей:

  • разновидность стрелы, применяемой на определенном агрегате;
  • грузовой момент (или грузоподъемность установки);
  • вид опоры для установки.

Затем следует более подробное разделение по каждому из перечисленных выше параметров. В плане грузоподъемности существует три вида:

  • с грузоподъемностью до одной тонны (небольшие, используются на эвакуаторах);
  • с грузоподъемностью от одной до десяти тонн (средние);
  • с грузоподъемностью больше десяти тонн (тяжелые, часто используются на КамАЗах).

КМУ: виды и характеристики

Сколько груза может поднять стрела крана? Этот параметр измеряется в тоннах на метр (ТМ). Чтобы узнать, какой у техники грузовой момент, нужно перемножить грузоподъемность и метраж вылета стрелы. Определенной таблицы со значениями грузоподъемности тех или иных видов крановых установок нет. По этой причине в основе стоят модели самых крупных производителей в данной области.

Так, чтобы классифицировать краны-манипуляторы, бренд Palfinger разделяет свою продукцию на следующие виды:

  • легкие — до 4 ТМ;
  • средние — от 4 до 30 ТМ;
  • тяжелые — от 30 до 150 ТМ.

В свою очередь, компания Hiab классифицирует краны следующим образом:

  • легкие — до 10 ТМ;
  • средние — от 10 до 21 ТМ;
  • тяжелые — больше 21 ТМ.

Поэтому грузовой момент — это важное техническое качество, не имеющее единой системы расчетов. Компании создают свою личную систему распределения КМУ на виды

Основные преимущества гидравлических установок

Установки на гидравлике имеют большую популярность на внутреннем рынке. За счет своей простоты и надежности системы приобретаются в ряд предприятий. Выгодно купить гидравлический манипулятор стараются многие предприниматели. Следует выделить несколько ключевых особенностей рабочего оборудования:

• универсальность целевого применения;

• практичность использования оборудования;

• высокая скорость подъема груза;

• грузоподъемность рабочих систем;

• неприхотливость к обслуживанию;

• приспособленность к отечественным дорогам;

• простота управления манипулятором.

Оборудование на гидравлике может использоваться практически на любом автомобиле, включая отечественных производителей таких как КАМАЗ, УРАЛ и ГАЗ. Сам кран может оснащаться различными захватами для осуществления погрузки. Фирменное оборудование производства компании «ТехМодерн» сертифицировано и соответствует требованиям прочности. Большинство КМУ рассчитаны на работу от гидравлического насоса с расходом 60 литров в минуту. Большая часть комплектующих используется отечественного производства, что положительно сказывается на стоимости обслуживания.

В зависимости от грузоподъемности и целевого предназначения для установки манипулятора используется двухосный или трехосный автомобиль. Конструктивно шасси может иметь полный привод. Такие автомобили адаптированы для бездорожья и хорошо приспособлены к тяжелым условиям эксплуатации

Предварительно важно изучить техническую информацию о конкретных машинах.

Грамотный подбор специального оборудования

На гидравлический манипулятор цена формируется исходя из технических возможностей конкретной модели. Также на стоимость влияет тип установленного оборудования, которое будет использоваться для погрузки. Все автомобили рассчитаны на работу в отечественных условиях. Машины оснащаются фирменным оборудованием разной классификации. Предварительно можно подобрать автомобиль по техническим характеристикам и типу дополнительного оборудования. Компания ООО «ТехМодерн» предоставляет официальные гарантии на технику. Перед приобретением КМУ гидравлического типа рекомендуется ознакомиться с ассортиментом моделей на сайте. Все основные характеристики и параметры указаны в соответствующем разделе. При необходимости можно уточнить информацию через консультанта. Также можно воспользоваться услугами специализированного подбора.

Кто может управлять краном

Для того чтобы управлять спецтехникой, одних только водительских прав недостаточно. Чтобы вам доверили кран-манипулятор, необходимо иметь соответствующее удостоверение крановщика с указанием разряда. Работу на манипуляторе можно доверить только специалисту с правами категорий С или Е.

В соответствии с нормативными требованиями, разрешение на управление краном может быть выдано только тому, кому уже исполнилось 18 лет. При этом крановщик должен:

  • иметь удостоверение, которое дает право управлять манипулятором;
  • отлично разбираться в управлении;
  • знать устройство и его технические возможности;
  • строго соблюдать правила технического обслуживания техники;
  • знать правила эксплуатации и безопасности и соблюдать их;
  • понимать свои права и возложенные на него обязанности;
  • следить за состоянием деталей и механизмов агрегата;
  • при обнаружении – устранять незначительные поломки и неисправности либо отправлять кран в ремонт.

Как видим, права и разрешение управлять манипулятором выдаются только высококлассным специалистам. Ведь ответственность за машину тоже полностью ложится на плечи оператора. Управлять такой техникой достаточно сложно, поэтому требуется специальная подготовка.

Водить манипулятор может как машинист, так и оператор. Но разрешение от начальства выдается только дипломированным специалистам, как и права на управление установкой. Поэтому если машинист не имеет специального образования, он не может заменить оператора.


С этим читают