Одк-газовые турбины

История уфимских моторов

95 лет назад на базе авторемонтных мастерских бывшего акционерного общества «Русский Рено» города Рыбинска был основан авиамоторный завод. Через два года новое предприятие заработало под номером 26. В 1928 году завод на Верхней Волге выпустил первые моторы для советской авиации. Например, рыбинские двигатели устанавливались на гигантский самолет АНТ-9, пролетевший 9000 км через всю Европу. 

В 1931 году в 1400 км на восток от Рыбинска, в Уфе, было запущено строительство завода по производству моторов для комбайнов. В 1940 году уфимское предприятие передано в ведение Наркомата авиационной промышленности. С началом Великой Отечественной войны в Уфу эвакуируется рыбинский завод и другие производители авиамоторов. Все они объединяются под номером 26. 

Благодаря самоотверженному труду моторостроителей за годы войны на заводе было выпущено более 51 тыс. авиамоторов, которые поднимали в небо самолеты Яковлева, Лавочкина, Петлякова и др. На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А был признан самым быстрым истребителем Второй мировой. А самым массовым мотором в период Великой Отечественной стал М105-ПФ. В Уфе их было произведено более 35 тыс. штук. За станками работали женщины и подростки. С 1942 по 1945 годы завод 23 раза завоевывал знамя Государственного Комитета Обороны, а в 1945 году был награжден орденом Красного Знамени. Так труд моторостроителей был приравнен к боевому подвигу.

После Великой Отечественной войны завод выпускает реактивные авиадвигатели, осваивает производство двигателей для ракет различного класса. Уфимские двигатели устанавливаются практически на все отечественные истребители. За 95 лет завод выпустил силовые установки для 170 модификаций самолетов. В их числе – самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. 

В 1978 году завод становится Уфимским моторостроительным производственным объединением. С начала 1980-х годов на УМПО выпускается один из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации − двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31Ф. Он устанавливается на истребители Су-27 и его модификации. Этот двигатель стал базовым для большого семейства и сегодня сохраняет потенциал для развития. 

В настоящее время ОДК-УМПО входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха и является крупнейшим разработчиком и производителем авиадвигателей в России. В состав предприятия в качестве филиалов включены ОКБ им. А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод. ОДК-УМПО участвует в ряде масштабных проектов Корпорации – это выпуск двигателя для истребителя пятого поколения Су-57, деталей и узлов двигателя ПД-14 для гражданского авиалайнера МС-21, компонентов для вертолетной силовой установки ВК-2500 и создание новых газотурбинных приводов для газоэнергетики.   

ПД-14: экономичный и экологичный

Уфимское предприятие занимается освоением производства деталей перспективного двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21. За УМПО по данной программе закреплено изготовление около 30% деталей и сборочных единиц. 

ПД-14 – первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Он создается с использованием только отечественных деталей и материалов. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий, применяется около 20 новых российских материалов. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.

ПД-14 должен стать базовым в семействе турбовентиляторных двигателей тягой от 9 до 18 т, включающим также промышленные энергоустановки. В 2018 году ПД-14 закончил сертификационные испытания и получил сертификат типа. В январе 2020 года на иркутский авиазавод поставлены первые двигатели ПД-14 для установки на МС-21. В настоящее время идет монтаж двигателей на лайнер для испытательных полетов.

«Изделие 30»: двигатель пятого поколения

Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателями уфимского производства АЛ-41Ф-1 в 2010 году. Двигатель является глубокой модернизацией бестселлера предприятия АЛ-31Ф. Его отличают полностью цифровое управление и плазменная система зажигания, а также возможность достижения истребителем сверхзвуковых скоростей без применения режима форсажа. 

Двигатель АЛ-41Ф-1. Фото: ОДК

В ОКБ имени А. Люльки продолжаются работы над двигателем второго этапа для Су-57. Первый полет истребителя с новой силовой установкой под условным названием «изделие 30» состоялся 5 декабря 2017 года. Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны и может считаться силовой установкой пятого поколения. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих.   

Приоритетные проекты

  • Двигатель SaM146, которым оснащается региональный лайнер SSJ100. Это первая силовая установка, производимая в России, получившая международный сертификат типа EASA. С момента начала серийного производства в адрес ЗАО «ГСС» отгружено 75 серийных двигателей, в планах 2013 года выпуск двигателей в количестве 52 штук.
  • Двигатель ПД-14. Это один из приоритетных и инновационных продуктов корпорации, создаваемых на данный момент. Двигатель разработан с применением самых современных технологий и, в то же время — на основе надёжных и хорошо себя зарекомендовавших решений. При создании двигателя применены проверенная временем двухвальная двухконтурная схема с прямым приводом вентилятора, высокоэффективный газогенератор с 8-ступенчатым КВД и 2-ступенчатой ТВД. Во всех узлах двигателя применены 3-D аэродинамика нового поколения, перспективные технологии (технологии изготовления широкохордных полых титановых лопаток вентилятора методом диффузионной сварки и сверхпластической формовки, охлаждения и защиты горячей части, изготовления деталей и узлов двигателя и мотогондолы из полимерных композитных материалов), а также новые материалы (интерметаллидные и жаропрочные никелевые сплавы для изготовления лопаток турбины, высокопрочные сплавы для изготовления дисков компрессора и турбины, новое поколение полимерных композиционных материалов). Двигатель ПД-14 разработан и будет производиться в России. Применение импортных комплектующих не превышает 5 % в цене двигателя.
  • Двигатель НК-33/AJ-26.
  • Изделие 117С.
  • Изделие 30.
  • Семейство перспективных вертолётных двигателей.
  • Газотурбинная энергетическая установка ГТД-110М мощностью более 110 МВт — одновальная газовая турбина, предназначенная для использования в газотурбинных энергетических и парогазовых установках большой мощности. Она представляет собой результат глубокой модернизации газотурбинного двигателя ГТД-110. На сегодняшний день в России серийно не производятся отечественные газовые турбины в классе мощности свыше 110 МВт.

[править] Дивизионы

Дивизион «Двигатели для боевой авиации» включает в себя ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (г. Уфа, ведущее предприятие дивизиона), филиал УМПО — ОКБ им. А. Люльки (г. Москва), АО «ММП им. В. В. Чернышева» (г. Москва), АО «НПП „Мотор“» (г. Уфа).


В дивизион «Двигатели для гражданской авиации» входят ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь), АО «ОДК — Пермские моторы» (до февраля 2016 г. — ОАО «Пермский моторный завод») и ПАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск), которое параллельно ведет еще ряд работ для военной авиации, в частности для беспилотных летательных аппаратов.

Основным предприятием дивизиона «Вертолетные двигатели» является АО «Климов» (г. С.-Петербург), которое также ведет работы по турбореактивным двигателям для истребительной авиации и турбовинтовым двигателям для транспортных и пассажирских самолетов.

Вне дивизионной структуры ОДК пока остается ПАО «Кузнецов» (г. Самара), специализирующееся на разработке и производстве двигателей для тяжелых самолетов.

АЛ-31СТ: с небес на землю

Производство ОДК-УМПО не ограничивается военными заказами и выпуском двигателей для авиации. Предприятие изготавливает ряд успешных конверсионных продуктов, в числе которых газотурбинные приводы, применяемые в газоэнергетической промышленности. 

Двигатель АЛ-31СТ ведет свою родословную от авиационного АЛ-31Ф и также разработан специалистами ОКБ им. А. Люльки. Серийный выпуск организован в ОДК-УМПО. Двигатель используется в качестве привода газоперекачивающих станций. А его модификация АЛ-31СТЭ-18 задействована в приводах турбогенераторов газотурбинных энергетических установок. 

Один привод АЛ-31СТ может перекачивать до 36 млн кубометров газа в сутки и обеспечивать топливом до 2,5 тыс. домов в год. Специалисты ОДК-УМПО продолжают работу над улучшением характеристик газотурбинных приводов.

Образование завода №26

17 декабря 1941 года произошло слияние всех эвакуированных заводов в один производственный коллектив. Ему присвоили номер головного завода, он стал называться Уфимский моторостроительный завод №26. Директором объединения был назначен В.П. Баландин, одновременно являвшийся заместителем наркома авиационной промышленности, главным инженером − П.Д. Лаврентьев, а главным конструктором − В.Я. Климов.

По воспоминаниям очевидцев, Владимир Яковлевич Климов постоянно  находился на территории предприятия, и это очень помогало в решении многих рабочих вопросов. Обратиться к нему всегда можно было напрямую.

Прибывшие с рыбинского завода моторокомплекты позволили сразу приступить к сборке и испытанию двигателей. Первый мотор был собран также из рыбинских деталей. Специалистам пришлось немало поработать во всех направлениях, пока не получилось добиться заданных параметров. План по выпуску двигателей завод выполнил в следующем 1942 году досрочно.

За предвоенные и военные годы конструкторский коллектив В.Я. Климова выпустил целый ряд моторов семейства М-100: М-103, М-104, М-105, ВК-106, ВК-107, ВК-108 и их модификаций общим количеством около 100 тыс. единиц. На этих моторах летало около половины истребительной (Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Пе-3 и др.) и бомбардировочной (Пе-2, Ар-2, СБ, Ер-2, Як-2, Як-4 и др.) советской фронтовой авиации. 

М-105 – мотор Победы

Легендарный мотор М-105, с 8 марта 1944 года носящий имя ВК-105 в честь своего создателя – Владимира Климова, к началу Великой Отечественной войны значился в планах руководства СССР как «авиамотор №1». 105-й и его модификации устанавливались на 36 типах самолетов, 15 из которых строились серийно. Среди них − знаменитый истребитель Як-1 и «двухмоторная летающая лодка» МДР-6. За время войны было выпущено свыше 75 000, а всего – около 100 000 двигателей этого класса. Истребители легендарного полка «Нормандия-Неман», сформированного из французских летчиков, работали на моторах В.Я. Климова. 

Относительно недорогой, технологически простой, легко модифицируемый, М-105 был впервые собран на ленинградском заводе №234 в декабре 1940 года и стал основным двигателем боевой авиации. Стоит ли говорить, что с началом войны производство моторов для фронта стало абсолютным приоритетом, а решение о переводе завода №234 в глубокий тыл – единственной возможностью обеспечить выполнение этой задачи. 

М-105 в различных модификациях был самым массовым советским двигателем Великой Отечественной войны, во многом определившим превосходство нашей авиации над асами немецких ВВС. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство новых образцов авиационных двигателей во время войны коллектив завода №26 был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а коллектив Опытно-конструкторского бюро завода − Орденом Ленина. Правительственные награды получила большая группа работников завода. 

Выход на новые орбиты

Космическая страница в истории предприятия была открыта в 1958 году, когда самарский завод освоил производство новых двигателей РД-107 и РД-108, разработанных в ОКБ-456 специально для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Р-7 была жидкостной двухступенчатой ракетой. Первая ступень представляла собой четыре конических боковых блока длиной 19 метров и наибольшим диаметром три метра. На каждом блоке первой ступени были установлены двигатели РД-107. Они располагались симметрично вокруг центрального блока, второй ступени. Каждый двигатель имел шесть камер сгорания, две из которых использовались как рулевые.

Запуск ракеты-носителя «Восток-1» с Юрием Гагариным

В качестве двигателя второй ступени применялся РД-108, конструктивно основанный на РД-107. РД-108 отличался большим количеством рулевых камер и был способен работать дольше силовых установок блоков первой ступени. Запуск двигателей первой и второй ступени производился одновременно во время старта на Земле при помощи пирозажигательных устройств в каждой из 32 камер сгорания.

Конструкция Р-7 оказалась настолько удачной и надежной, что на ее основе было создано целое семейство ракет-носителей. Они подняли в космос первый искусственный спутник Земли, корабль «Восток» Юрия Гагарина, отправили в полет межпланетные станции для изучения Луны и космического пространства. С помощью двигателей РД-107 и РД-108 и сегодня доставляют на орбиту российских космонавтов, американских астронавтов и космических туристов из разных стран.  

В условиях блокады

Тогда предприятие носило имя «завод №234». В первые дни войны более 700 заводчан записались в ряды Красной армии, народного ополчения и ушли на фронт, притом что многие работники имели бронь. Основная часть производства летом 1941 года была эвакуирована в Уфу. На оставшемся в Ленинграде оборудовании завода №234 в течение июля–августа 1941 года была организована 3-я авиационная ремонтная база (АРБ) 13-й Воздушной армии Северного, а затем Ленинградского фронта.

Восстанавливали авиамоторы М-105, АМ-34, АМ-35, двигатели иностранного производства, также изготавливали необходимые детали для ремонта авиационных двигателей. Ремонтировали и поврежденные в боях металлические винты. Всего на базе работало порядка 500 человек. В ноябре 1944-го 3-ю и 2-ю АРБ объединили в 216-ю подвижную АРБ с перебазированием в Гатчину. Сегодня это 218-й авиаремонтный завод. 

Сотрудникам приходилось работать не только в Ленинграде. Нередко они выезжали на военные аэродромы − Гражданка, Углово, Смольный, Янино, Ржевка, Каменка, Сосновка, Капитолово, Приютино, Левашово, Касимово, Манушкино и др. Многие рембазовцы были награждены боевыми наградами.

На главной территории завода №234 в годы блокады был размещен Пушкинский ремонтно-механический завод, который получил наименование 26-я шоссейно-дорожная база мастерская (26-я ШДБМ) ГУШОСДОР НКО и вошел в состав Управления автобронетанковых войск Ленинградского фронта. Возглавлял 26-ю ШДБМ инженер-капитан Я.Р. Штильман. За годы войны были отремонтированы и возвращены в строй сотни танкеток и автомобилей различного назначения. Совместными усилиями 26-я ШДБМ, Завод имени К. Маркса и Завод имени Калинина наладили производство реактивных минометов «Катюша». Сколько всего было собрано «Катюш», сказать сложно, поскольку не со всех документов тех лет сняты грифы секретности. По отчетам о работе базы за 1942 год было отремонтировано 450 двигателей для машин ЗИС-5 − именно на этих машинах собирались реактивные минометы.

ВК-2500: лучший для вертолетов

Еще одно ключевое направление в сегодняшней деятельности ОДК-УМПО – выпуск деталей для вертолетных двигателей ВК-2500, окончательную сборку которых осуществляет их разработчик – «ОДК‑Климов». Уфимское предприятие отвечает за производство около 32% комплектующих – это более 900 деталей и сборочных единиц для ВК-2500 и ВК-2500П (ПС). Для реализации программы в ОДК-УМПО в 2020 году введены в строй четыре современных производственно-технологических центра. 

Двигатель ВК-2500ПС. Фото: ОДК

Двигатель ВК-2500 пришел на замену турбовальным ТВ3-117, ранее поставлявшимся с Украины. Новая модификация ВК-2500 имеет улучшенные технические характеристики. В частности, в нем применена современная система автоматического управления. Двигатели собираются полностью из российских комплектующих. Турбовальный ВК-2500П поднимает в небо новейшие российские боевые вертолеты Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, а его коммерческую версию ВК-2500ПС получают новые пассажирские вертолеты Ми-171А2.   

Структура

В собственности ОДК находятся акции следующих двигателестроительных компаний:

  • АО НПЦ газотурбостроения «Салют» (г. Москва

    ОМО «им.Баранова» (г. Омск)

    )
  • ООО «Центр технологической компетенции «Лопатки газотурбинных двигателей»» (г. Наро-Фоминск)
  • АО «ОДК — Газовые турбины» (г. Рыбинск)
    • ООО «СКБ ГПА «Сатурн-Газовые турбины»»
    • ООО «Энергооптима»
    • ЗАО «Объединённые газопромышленные технологии «Искра-Авигаз»
  • ПАО «Научно-производственное объединение „Сатурн“» (г. Рыбинск)
    • Филиал «Научно-технический центр им. А. Люльки» (г. Москва)
    • Филиал «Научно-технический центр г. Санкт-Петербург»
    • Филиал «Научно-технический центр г. Омск»
    • ООО «Комбинат питания НПО «Сатурн»» (г. Рыбинск)
    • ООО «Программные продукты» (г. Рыбинск)
    • ООО «Аутсорсинг Технологии Обслуживание» (г. Рыбинск)
    • АО «Смартек» (г. Москва)
    • ЗАО «Турборус» (г. Рыбинск)
    • ОАО «Центр сертификации»Госавиасертифика» (г. Москва)
    • ЗАО «ВолгАэро» (г. Рыбинск)
    • ЗАО «ПауэрДжет» (г. Рыбинск)
    • АО «Омское моторостроительное конструкторское бюро» (г. Омск)
    • ЗАО «Новые инструментальные решения» (г. Рыбинск)
    • PowerJet S.A. (г. Париж)
    • АО «Сатурн-инструментальный завод» (г. Рыбинск)
    • ООО «Клининговая компания «Блеск»» (г. Рыбинск)
    • ЗАО «Ремонт, модернизация, обслуживание» (г. Рыбинск)
    • ЗАО «Полуева-Инвест» (г. Рыбинск)
    • АО «Испытательный стенд Ивановской ГРЭС» (г. Комсомольск)
  • АО «Климов» (г. Санкт-Петербург)
  • АО «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва» (г. Москва)
    • ООО «Красный октябрь» (г. Москва)
    • ЗАО «ИНТЕХМАШ» (г. Москва)
  • ПАО «Кузнецов» (г. Самара)
    • ЗАО «ДЭМ (г. Самара)
    • ЗАО «ОРТОПЕД (г. Самара)
    • ООО «Моторостроитель-Финанс» (г. Самара)
    • ООО «Санаторий «Фрунзенец»» (г. Самара)
    • ООО «Многопрофильное производственное предприятие «Агрегат» (г. Самара)
    • ООО «Торговый дом-НК» (г. Москва)
    • ЗАО «Экономическая фирма «АВИА-ЭКУС» (г. Москва)
  • АО «ОДК-СТАР» (г. Пермь)
    • ООО «Комбинат питания ОАО «СТАР» (г. Пермь)
    • ООО «Автоматика» (г. Пермь)
    • ООО «Завод электропилы «Инкар-Парма»» (г. Пермь)
  • ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь)
  • ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (г. Уфа)
    • АО «Уфа-АвиаГаз» (г. Уфа)
    • ООО Компания «Уфа Мотор Инвест» (г. Уфа)
    • ООО «Пансионат «Головинка»» (г. Сочи)
    • ОАО «УК «Уфимские моторы»» (г. Уфа)
    • ООО «Флайвингс (г. Москва)
    • ЗАО «Мотор-АВИА» (г. Уфа)
    • АО «Инвест Альянс» (г. Уфа)
    • ООО «ДБА-Инжиниринг» (г. Уфа)
    • ООО «НПК «Штурмовики «Сухого» (г. Москва)
    • ООО «Борисфен-АВИА» (г. Москва)
  • Компания с ограниченной ответственностью «Пи. Джи. Джи. Уммелс Бехир. Би.Ви.» (г. Амстердам)
  • Филиалы ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (г. Уфа)
    • «ОКБ им.А.Люльки» (г. Москва)
    • «Лыткаринский машиностроительный завод» (г. Лыткарино)
  • АО Металлист-Самара» (г. Самара)
  • ЗАО «Волжский дизель имени Маминых» (г. Балаково)
  • ЗАО «МАГ-РТ» (г. Москва)
  • ЗАО «Моторсервис-ПМ» (г. Москва)
  • АО «ОДК-Пермские моторы» (г. Пермь)
    • ООО «Ведомственные пожарная охрана Пермского моторостроительное комплекса» (г. Пермь)
    • ЗАО «УК «Пермский моторостроительное комплекс»» (г. Пермь)
    • ЗАО «Металлист-ПМ» (г. Пермь)
  • АО «Железнодорожник-ПМ» (г. Пермь)
  • АО «Уральский завод гражданской авиации» (г. Екатеринбург)
  • АО «Энергетик-ПМ» (г. Пермь

    ООО «Современные технологии» (г. Пермь)

    )
  • АО «Металлист-ПМ» (г. Пермь

    ЗАО «Литейный завод» (г. Пермь)

    )
  • ООО «Международный инженерный центр Объединённой двигателестроительной корпорации» (г. Москва)
  • ОДК Газ Турбинз Би. Ви. (г. Амстердам)
  • ОАО «218 Авиационный ремонтный завод» (г. Гатчина)
  • АО «570 Авиационный ремонтный завод» (г. Ейск)
  • ОАО «712 Авиационный ремонтный завод» (г. Челябинск)
  • АО «Арамильский авиационный ремонтный завод (г. Арамиль)

[править] Техника

Авиационный двигатель ПД-14

Изделие 30


По состоянию на сентябрь 2016 года первый опытный образец двигателя «Изделие 30» находится в стадии изготовления.

В рамках реализации этого проекта «ОДК» реализует масштабную программу технического перевооружения предприятий, принимающих участие в создании двигателя, прежде всего, «УМПО».

ПД-14

В ближайшее время начнётся второй этап испытаний двигателя ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Сертификацию изделия планируется завершить в 2018—2019 годах.

ВК-2500

Двигатель ВК-2500 производится уже полностью из российских комплектующих. Поставка этих изделий осуществляется как в интересах государственной авиации, так и на экспорт.

ТВ7-117В

[править] Структура


Дочерние компании ОДК:

  • АО «НПО „Сатурн“»
  • АО «Климов» (Санкт-Петербург)
  • АО «Стар» (Пермь)
  • АО «Пермский моторный завод»
  • ОДК — газовые турбины
  • АО «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва»
  • АО «Кузнецов»
  • АО «НПП Мотор» (Уфа)
  • АО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»
  • АО «Авиадвигатель» (Пермь)

Наиболее крупным по объемам производства и размеру выручки среди предприятий ОДК остается ПАО «УМПО», заработавшее в 2015 г. более 67,5 млрд руб. (рост на 38 % к предыдущему году) и получившее чистую прибыль свыше 3,5 млрд руб. (10-кратный рост). На втором месте — интегрируемое в состав корпорации акционировавшееся в прошлом году АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“» с выручкой 43,4 млрд руб. (рост за год на 24 %) и чистой прибылью более 3 млрд руб. (рост почти в 18 раз). Занимающее третью строчку ПАО «НПО „Сатурн“» получило в 2015 г. доходы на сумму более 24 млрд руб. (рост на 33 %), но по-прежнему еще демонстрирует чистый убыток (около 2,3 млрд руб., годом раньше он был вдвое больше) и имеет высокую долговую нагрузку (суммарный объем обязательств — более 41 млрд руб., что почти на 75 % больше годовой выручки).

Именовавшееся долгие годы Пермским моторным заводом нынешнее АО «ОДК — Пермские моторы» сохранило в 2015 году выручку на уровне 20 млрд руб. (чистая прибыль — 63 млн руб.). АО «Климов» увеличило за год свои доходы в полтора раза — до 15,2 млрд руб. при чистой прибыли в 484 млн руб. Головной разработчик ПД-14 — пермское ОАО «Авиадвигатель» продемонстрировало рост выручки на 38 % (10,4 млрд руб.), сохранив чистую прибыль на уровне 150 млн руб.

В тяжелой ситуации находится ПАО «Кузнецов», заработавшее в 2015 году, как и годом ранее, чуть больше 10 млрд руб. при чистом убытке более 1 млрд руб. и долговых обязательствах почти вдвое больше выручки. Вероятно, положение «Кузнецова» начнет выправляться в ближайшие годы с возобновлением поставок двигателей НК-32. Самым же проблемным предприятием ОДК в 2015 году оставалось АО «ММП им. В. В. Чернышева» с чистым убытком почти 11 млрд руб. при выручке около 10 млрд руб. (возросла на 40 %) и суммарным объемом обязательств более 67 млрд руб., то есть почти в 7 раз больше годового дохода.


С этим читают