Как расшифровывается ваз, газ и другие автомобили ссср. полный перечень

ЗИЛ «Раиса»

Особо охраняемый цех, о котором знали даже не все сотрудники завода, в 2014 году арендовали энтузиасты, решившие возродить производство. Они взяли некомплектные машины, остававшиеся на конвейере, начали искать запчасти и целые авто на стороне, в том числе у коллекционеров. Сейчас в цехе, где раньше трудились сотни рабочих, занято около 20 человек, которые готовятся к переезду, — в течение года здание снесут и на его месте будут строить дорогу к возводимому здесь жилому району.


Lunaz задорого превращает классику автопрома в электрокары

Тем не менее работа продолжается — в цехе корреспонденты «РГ» увидели несколько представительских ЗИЛов в разной степени готовности. От одного есть только корпус, но директор цеха Юлия Куклина говорит, что к маю машина будет выглядеть как новая. «История именно этого лимузина нам неизвестна, поскольку у каждого члена Политбюро могло быть несколько машин, и на одной из них он мог ездить лишь несколько раз, — рассказала она «РГ». — Но эти машины интересны не столько именами владельцев, сколько сами по себе. Даже в советское время они практически целиком собирались вручную, и с тех пор ничего не изменилось — каждую деталь мы вытачиваем и примеряем своими руками. После реставрации автомобили не только внешне выглядят как новые, они и на дороге себя ведут отлично».

Один из раритетов, который хоть сегодня можно выпускать на трассу, — ЗИЛ-4102 «Раиса». Таких машин выпустили в 1988 году всего две. Считается, что один, черного цвета, предназначался для генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, а второй — золотистый — для первой леди Раисы Горбачевой. Машину уже практически закончили реставрировать и скоро она вернется в Музей ЗИЛа в парке «Сокольники», где квартирует последние годы. Самое, пожалуй, удивительное, что на тахометре этого ЗИЛа, внешне больше похожего на Volvo или Cadillac, — всего 10 тысяч км пробега. Раиса Максимовна, как и ее муж, на этих машинах не поездили — в конце 1980-х им оказалось уже не до новых авто.

Центр синхронного плавания

Инициатором создания центра выступила пятикратная олимпийская чемпионка, кавалер трех государственных орденов Анастасия Давыдова. Именно здесь теперь готовят спортсменок-синхронисток. Центр может принимать различные соревнования, в том числе чемпионат России.

Для тренировок и показательных выступлений обустроено две полноценные водные чаши размером 30 на 25 метров каждая, зрительские трибуны на 450 мест и два зала хореографии.

Отличное дополнение к Центру синхронного плавания – комплекс водных развлечений, открытый для всех желающих. Он включает большой крытый бассейн размером 50 на 25 метров и открытый бассейн с зоной водных развлечений, в том числе для детей.

Король дорог

Главный проект, над которым после переезда с территории ЗИЛа собирается работать механосборочный цех, — ЗИС-127, выпущенный в 50-х годах прошлого века. Это первый советский междугородный автобус, который так и не вышел в большую серию. Сделано было всего 850 машин. До наших дней сохранились единицы, увидеть их можно только на выставках ретротранспорта. Среди прозвищ этой прорывной для своего времени машины — «Реактив» и «Король дорог».

Минпромторг продлит поддержку автопрома на 2020 год

На ЗИЛе автобус стоит в виде нескольких частей распиленного корпуса, узнать в которых легендарную машину непросто. Куски корпуса можно оторвать рукой, металл сильно прогнил. Рабочие говорят, что работа по реставрации займет около трех лет — массу деталей придется выточить вручную, причем от многих из них не осталось даже чертежей. Но сотрудникам к этому не привыкать. Электрогазосварщик Валерий Гутин в качестве примера демонстрирует заготовку подголовника одного из лимузинов ЗИЛ — алюминиевая болванка довольно сложной формы согнута вручную на станке. «Так работали 30 лет назад, так работают сейчас, — говорит он. — Именно поэтому деталь с одной машины зачастую нельзя переставить на другую такую же — они подгоняются на каждом экземпляре отдельно. Взять, к примеру, крыло лимузина — это не серийная штамповка, а работа конкретного жестянщика».

Касается это и бронированных лимузинов — их было выпущено всего 24. Бронекапсулы для них делали на Курганском танковом заводе, выпускающем танки, а потом уже вокруг капсулы собиралась машина. В ту часть цеха, где шла эта работа, попадали только по спецпропуску.

Впервые в России прошли соревнования беспилотных автомобилей

— Когда мы реставрировали один из таких броневиков, то даже лобовое стекло устанавливать приходилось впятером, поскольку иначе его было не поднять, — вспоминает арматурщик Михаил Чвалун. — По сути, это несколько особо прочных стекол, склеенных между собой. Такое изделие способно выдержать автоматическую стрельбу из автомата Калашникова в упор — именно так их испытывали. Чвалун рассказывает, что на одном из броневиков ему довелось прокатиться, и ощущения остались двоякие.

«С одной стороны, машина едет плавно и в ней стоит абсолютная тишина, а с другой — толстое бронестекло создает эффект лупы, от которого быстро устают глаза, — отмечает он. — К тому же места водителя и переднего пассажира тесные, несмотря на внушительные габариты машины. Отодвинуть кресла назад мешает перегородка. Из нее при необходимости выезжало стекло, которое разделяло машину на переднюю и заднюю зоны».

Кстати

Попасть на «Остров мечты»

В 2019 году через проспект Андропова перекинут 200-метровый стеклянный надземный пешеходный переход с лифтами и траволаторами, который свяжет между собой «Nagatino i-Land», станцию метро «Технопарк» и крупнейший в Европе крытый детский тематический развлекательный парк.

«Остров Мечты» откроется осенью на берегу Нагатинской поймы на площади 100 гектаров и на ряду с Парком Горького, «Зарядьем» и ВДНХ станет для москвичей и туристов еще одним любимым местом семейного отдыха. Кроме аттракционов, «Панда-парка», кинотеатра и концертного зала, здесь также появится живописный ландшафтный парк с аллеями и озерами, городской променад с миниатюрами мировых достопримечательностей, а на берегу поймы откроются детская яхтенная школа и отель.

«ЗИЛ» после ЗИЛа

На новоуральском предприятии, кроме штатного 150-сильного бензинового двигателя ЗИЛ-508.10 (он же АМУР-456.10), на ЗИЛ-431410 (он же АМУР-53131) устанавливали ряд других силовых агрегатов. В частности, 108-сильный дизель Д-245.12 Минского моторного завода; V-образные 8-цилиндровые силовые агрегаты АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) собственной разработки, мощностью соответственно в 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245.9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro-2.


Шасси ЗИЛ-431410 в сборочном цехе завода «АМУР» (за ним – индийские грузовики «Тата», также собираемые новоуральцами).

Все указанные двигатели работают в связке с механической 5-ступенчатой коробкой передач. В модельный ряд ЗИЛов новоуральского завода «АМУР» входил, кроме бортового автомобиля, также промышленный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и прочая спецтехника.

Впрочем, ЗИЛ-431410 нового времени не только переименовали в АМУР-53131, но и даже перестали наносить на его кабину (капот) издавна знакомые всем в нашей стране стилизованные буквы «ЗИЛ».

Как расшифровывается ЗИЛ

Завод ЗИЛ основали в 1916 году в Москве, расшифровывается как Завод имени Лихачева. Он прошел нелегкий путь, прежде чем стать одним из крупнейших в СССР. Уже через год после основания прогремела революция, и его изъяли в собственность государства. Несколько лет завод занимался починкой грузовых транспортных средств, а также выполнял задания для танковой промышленности. Во время руководства страной Сталиным завод переименовали в честь Сталина, и продукция выпускалась под маркой ЗИС. Наиболее широко производство развернулось с 1957 года после коренной реконструкции.

Теперь вы знаете не только о том, как расшифровывается ВАЗ и ГАЗ, но и немного об истории советского автопрома. Далее вы найдете полный список всех заводов СССР, а их целых 20, и это не считая заводов по производству мотоциклов, троллейбусов, трамваев, тракторов!

  • КАЗ — Кутаисский автомоб. завод.
  • КамАЗ — Камский автомоб. завод.
  • МАЗ — Минский автомоб. завод.
  • БелАЗ — Белорусский автомоб. завод.
  • ГАЗ — Горьковский автомоб. завод.
  • ЗиЛ — Завод имени Ивана Лихачева.
  • УралАЗ – Уральский автомоб. завод (во времена Сталина – УралЗИС Уральский завод им. И. Сталина).
  • ВАЗ — Волжский автомоб. завод.
  • ИжМаш — Ижевский машиностроительный завод.
  • АЗЛК — Автомоб. завод им. Ленинского Комсомола (Московский).
  • СеАЗ — Серпуховский автомоб. завод.
  • РАФ — Рижская автобусная фабрика.
  • ЕрАЗ — Ереванский автомоб. завод.
  • ЛуАЗ — Луцкий автомоб. завод.
  • ЗАЗ — Запорожский автомоб. завод.
  • УАЗ — Ульяновский автомоб. завод.
  • ЛиАЗ — Ликинский автомоб. завод.
  • ПАЗ — Павловский автомоб. завод.
  • КАвЗ — Курганский автомоб. завод.
  • ЛАЗ — Львовский автомоб. завод.

Легендарные спортобъекты

На севере полуострова ЗИЛ расположился спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». В 2015 году здесь открылся Ледовый дворец, а уже в следующем году его большая арена на 12 100 зрителей принимала матчи чемпионата мира по хоккею. 

Полное обновление ждет и стадион «Торпедо» на Автозаводской: после капитальной реконструкции по европейским стандартам арена сможет вместить 15 тыс. зрителей. Также здесь появятся новые помещения для занятий боксом и борьбой, тренировочные поля с современным покрытием, раздевалки, легкоатлетическое ядро и всесезонный футбольный манеж.

Музей моторов

Хотите сами увидеть продукцию легендарного автозавода? Приходите в Музей ЗИЛа в парке «Сокольники» — там можно взглянуть на многие авто, сначала собранные, а потом восстановленные в шестом механосборочном цехе. Среди экспонатов есть броневик маршала Устинова, а также созданный для поиска космонавтов ЗИЛ 49065 «Синяя птица» и уникальный микроавтобус ЗИЛ 118 «Юность». У каждого экспоната своя история — броневик Устинова, например, после списания развозил зарплату по цехам родного завода.

Адрес музея: улица Сокольнический Вал, 1А. Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 19 часов. Вход бесплатный. По выходным в 13 часов проходят групповые экскурсии, тоже бесплатные.

Место ЗИЛ-4331 в модельном ряду завода: его предшественник и преемник

«Предком» ЗИЛ-4331 был самый массовый грузовик предприятия – ЗИЛ-130, растиражированный за годы своего производства в количестве около 3,5 млн единиц. Уже к середине 70-х годов стало очевидно, что эта модель разработки конца 50-х значительно устарела как в моральном плане, так и в экономическом. Прежде всего, это касалось большого (более 30-ти литров на 100 км) расхода бензина, при относительно небольшой (до 6-ти тонн) грузоподъёмности.

Начало 90-х: тогда ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130 сходили с конвейера вместе.

ЗИЛ-4331 был призван, взяв всё лучшее от ЗИЛ-130, стать гораздо более мощным и при этом экономичным в использовании автомобилем. Так как уже в те годы была признана несостоятельность бензиновых двигателей в их применении на средних и тяжёлых грузовиках, ЗИЛ-4331 задумывался также как родоначальник нового большого семейства отечественных грузовых автомашин с дизельными двигателями.


Разработка и внедрение в серийное производство данной модели заняла неоправданно долгие годы. Во-первых, потому, что немало времени и сил ушло у конструкторов ЗИЛа на разработку совершенно новых для СССР бескапотных дизельных грузовиков (будущих КАЗ-«Колхид» и КамАЗов). Во-вторых, потому что автомобиль предполагалось оснащать созданным «с нуля», совершенно новым дизельным двигателем собственной разработки и производства.

Опытные образцы машины создавались в больших количествах с 1977 по 1985 годы. Но в целом работа над новыми автомобилем и двигателем проходила очень долго и мучительно.

ЗИЛ-4331 на территории завода. Фото 90-х гг. ХХ века.

Как бы то ни было, ЗИЛ-4331 был запущен в серийное производство лишь в 1987 году. И то, первое время с конвейера сходили грузовики с бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10 (позже – ЗИЛ-508300), вскоре всё же заменённые на собственный дизель ЗИЛ-645. Последний в истории «предок» 4331-го – легендарный ЗИЛ-130 сошёл с конвейера завода 30 декабря 1994 года.

А история производства самого ЗИЛ-4331 закончилась уже в годах двухтысячных. В 2003 году его производство было остановлено и, несмотря на регулярно вбрасываемые в прессу заявления о запуске производства совместно с DAF, Renault, Foton, МАЗ… и т.д., так и не было возобновлено в сколько-нибудь существенном объёме.

Самосвал «ЗИЛ-432940», «последний из могикан».

Кстати, преемником ЗИЛ-4331 предполагалось сделать новую прогрессивную разработку – ЗИЛ-432940, с дизелями минского производства ММЗ Д-245.9Е4-4014 (Евро-4) и ярославского (обновлённые ЯМЗ-236). Этой, во всех отношениях, более современной и возможно, конкурентоспособной модели, разработанной в 2011 году, так и не суждено было добраться до конвейера. Завод успел выпустить всего пару сотен таких новых машин до своего окончательного закрытия. Таким образом, преемник ЗИЛ-4331 – ЗИЛ-432940 является последним в истории представителем славного семейства грузовых автомобилей АМО-ЗИЛ.

Новое качество жизни

Бывшую территорию завода разделили на девять частей, и в каждой будет свой центр притяжения. В жилом комплексе таким местом, по аналогии с Арбатом, станет 1,2-километровый пешеходный бульвар Братьев Весниных. Здесь появятся концертный зал, драматический и кукольный театры, отель и торговые центры. И даже музей «Эрмитаж-Москва» – столичный филиал петербургского музея со своей библиотекой и культурно-исследовательским центром. 

Своего часа ждет и огромная скульптура весом в 11,5 тонн и высотой с пятиэтажный дом, которую установят на бульваре. К арт-объекту «Рост Камней» подведут воду и электричество, чтобы зимой зеркальная поверхность из нержавеющей стали не покрывалась льдом.

Северная территория промзоны ЗИЛ: город в городе

Площадь северной части промзоны занимает 146,7 га. Она протянулась от Третьего транспортного кольца и Симоновской набережной до Московского центрального кольца (МЦК). Здесь появится жилье, досуговая, деловая, образовательная зона и места для отдыха.

Реорганизованная территория станет новым центром притяжения, где будет интересно проводить время не только местным жителям, но и другим горожанам и туристам. Например, здесь построят филиал музея Эрмитаж, создадут парки площадью 14 га, сделают пешеходный бульвар и благоустроенная набережная. Также появятся театры, концертные залы, картинные галереи, арт-центры для выставок и инсталляций.


Все это привлечет в район большой поток москвичей и туристов. Более 25 тыс. человек будут жить здесь, еще около 20 тыс. – работать в коммерческих объектах и десятки тысяч – ежедневно приезжать сюда для отдыха, покупок и посещения общественных объектов.

Филиал Эрмитажа

В апреле 2019 года Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) столицы выделила участок на пересечении бульвара Братьев Весниных и ул. Родченко под строительство музейного центра ЭрмитажПлощадь здания составит порядка 15,3 тыс. кв. метров. Он может быть введен в 2024 году.

Эрмитаж станет частью комплексной застройки промзоны «ЗИЛ», которую полностью планируется завершить в течение 10 лет. Сейчас проект проходит экспертизу.

Разработана концепция центра. Здание будет уникальным по многим параметрам. Фасадную конструкцию подвесят на металлический каркас из пустотелых профилей, который станет защитой от солнечного света и позволит выставлять предметы искусства в открытых галереях без опаски подвергнуть их разрушению.

В московском «Эрмитаже» планируется выставлять коллекции произведений искусства разных авторов и направлений, но основу составят предметы современного искусства.

Каждый предмет будет располагаться в помещении с наиболее подходящим именно для него освещением. В закрытых галереях с окнами разместятся предметы искусства, при создании которых использовались масляные краски, кожа или дерево. В закрытых галереях без окон – фотографии, ткани и бумагу. В открытых – камень, керамика и металл.Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/razrabotana-kontsieptsiia-muzieinogho-tsientra-ermitazh-na-zilie?from=cl

Какие промзоны будут реконструированы?

Промышленные территории, которые войдут в программу реконструкции, будут отвечать следующим требованиям:

  • Близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы. Запуск пассажирского движения по МЦК значительно разгрузил метрополитен, улично- дорожную сеть и скоро станет катализатором развития примыкающих к новому кольцу территорий, большей частью представляющих собой заброшенные промзоны. Это позволит обеспечить их гармоничное экономическое и социальное развитие в соответствии с целями и задачами комплексного экономического и социального развития города.
  • Близость к перспективным транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) на станциях метро, МЦК и радиальных ж/д направлениях.
  • Близость к Москве-реке. К 2035 году именно Москва-река станет линейным центром города. Концепция реновации прибрежных территорий охватывает огромную зону (почти 11 тыс. га) и учитывает тенденции последних лет по более активному включению этих территорий в структуру города.

Основные зоны реорганизации — Рублёво-Архангельское, Тушино, Нижние Мневники, Большой Сити, ЗИЛ, Симоновская набережная, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод).

Конкретные мероприятия включают:

  • формирование новых площадей;
  • организацию дополнительных пешеходных пространств на транспортных набережных;
  • создание благоустроенных пешеходных набережных и благоустройство природных  набережных в естественных берегах;
  • благоустройство набережных в зонах комплексной реорганизации территории;
  •  развитие системы внутреннего водного транспорта, включая создание новых
  •  туристических маршрутов и организацию пассажирских перевозок (от Долгопрудного и Рублёво-Архангельского до Сити, от Лыткарино до Таганской, от станции метро Спартак до станции метро Алма-Атинская);
  • строительство велосипедных дорожек;
  • создание новых причалов.

Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.

Промзону спасет красота

Некоторые заводские корпуса сохранят и наладят в них автосборочное производство ЗИЛа, которое от жилых домов уже отделяет зеленая зона – в 2018 году открылся парк «Тюфелева роща».

На площади в 10 гектаров высадили сотни деревьев и кустарников, устроили искусственный пруд с чистейшей водой площадью 3 тыс. кв. метров, оборудовали спортивные и детские игровые зоны. Доминантой этой зоны отдыха стала пергола: этот навес из кортеновской стали – одновременно и беседка, и смотровая площадка, и прогулочная зона длиной 1,3 км (читайте подробнее: «Гусеница из голубой лагуны, или Чем удивит парк «Тюфелева роща»»). 

Кроме этого, в 2019 году от Третьего транспортного кольца до старого русла Москвы протянется почти 4-километровая набережная Марка Шагала, которая станет одной из самых протяженных в столице. Для парка с «секретными садами» на берегу Москвы-реки отведут почти половину бывшей промзоны. Здесь проложат четыре тематических маршрута – «Отдых», «Променад», «Магниты» и «Спорт», а также построят амфитеатр и стоянку для яхт.


С этим читают