Зил-49061 «синяя птица»: технические характеристики

Современная пресса о «Синих птицах»

В ноябре 2019 года в российских СМИ прошла информация о том, что в 2020 году остающиеся на службе автомобили ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 пройдут модернизацию. В поисково-спасательной и парашютно-десантной службе 14-й армии ВВС и ПВО, базирующейся в Сибири, пояснили, что в процессе модернизации будет в очередной раз частично обновлено оборудование радиосвязи и навигации, а также системы кондиционирования и отопления. Будет проведена проверка и, при необходимости, ремонт корпусов машин. Вот и всё: сами автомобили как-либо переделывать не будут.


Описание конструкции

Внешняя конструкция ЗИЛ-157 мало чем напоминает ЗИС-151. Позаимствована лишь кабина, однако и она, и большинство других аспектов машины подверглось переработке. С учетом военного заказа на данные грузовики все изменения делались на повышение простоты, надежности и проходимости автомобиля. При этом он получил чуть более удлиненную носовую часть и широкие плоские крылья с круглыми фарами, защищенными металлической решеткой.

Кабина

При разработке кабины учитывались недоработки предыдущих моделей — жесткие сиденья, отсутствие отопления, плохая вентиляция. В итоге кресла стали мягче, появилась регулировка их положения. Укороченные сошки позволили снизить силу ударов по рукам, а телескопические амортизаторы сделали ход машины более плавным. Добавилась и система водяного отопления с обдувом ветрового стекла.

Кузов

Кузов ЗИЛ 157 представлял собой деревянную платформу с продольным металлическим каркасом, защищающим от стирания. Неподвижно крепился лишь передний борт, остальные три открывались.

Ходовая часть и колёса

Управление грузовиком ЗИЛ-137 основывалось на пяти карданных валах:

  • промежуточный между раздаткой и КПП;
  • на передний мост;
  • на средний мост;
  • два вала на задний мост.

Карданные валы на задние мосты крепились на средний промежуточным подшипниковым узлом. Для ведущих мостов предусматривались кожухи с высокой прочностью. Между второй и третьей, а также четвертой и пятой ступенями ставились синхронизаторы.

Колеса грузовика односкатные, с дутыми шинами 12,00-18, крепились восемью шпильками. Была задействована централизованная система регулировки давления шин, всех сразу или по-отдельности. Компрессор позволял продолжать движение даже при небольших повреждения шин, однако в этом случае скорость не должна была превышать 10 км/ч.

Трансмиссия

С учетом наличия пяти карданных валов трансмиссия ЗИЛ-157 довольно сложная. Механическая коробка передач имела пять передних скоростей и одну заднюю. Пятая считалась повышающей, но уже в 1961 конструкторы от нее отказались. Раздаточная коробка заимствована от ЗИС-151, однако получила улучшение в виде прочных шестерней, улучшенных сальников и принудительного включения по необходимости.

Мотор

Силовая установка на ЗИЛ-157 делалась с учетом недостатков предыдущих поколений данных грузовиков. Используемые двигатели потребляли много топлива, имели невысокий ресурс прочности и часто перегревались при длительной работе.

В контексте данных аспектов грузовой автомобиль получил новый шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Процесс производства головок был изменен, применение алюминиевого сплава снизило степень сжатия на 0,2 единицы. Мощность в 104 л.с. достигалась при 2600 оборотах.

Для предотвращения перегрева двигателя задействован новый радиатор с шестилопастным вентилятором. Схема вентиляции полностью пересмотрена и выполнена по типу картера закрытого действия. Сальники также получили новую схему, за счет которой улучшилась работа масляного насоса и всей системы смазки.

Тюнинг

Простота и надежность ЗИЛ-157 привлекали немало конструкторов, пытающихся улучшить или модернизировать данный автомобиль. Речь шла не только о внешних изменениях, но и о технических аспектах.

Одним из ключевых недостатков машины считается отсутствие гидравлического усилителя руля. Чаще всего технический тюнинг грузовика подразумевал именно данное улучшение. Оно обеспечивало автомобилю лучшую управляемость.

В ЗИЛ 157 тюнинг технического характера — это обычно изменения в карбюраторе, ходовой части, трансмиссии. По желанию владельцы могли заменить и двигатель на Д245-12С, работающий на дизеле. Такой вариант допускался из-за сходства габаритов и нетребовательности к серьезным изменениям в конструкции. Однако в этом случае появлялась тряска во время движения, из-за чего ЗИЛ 157 с дизельным двигателем никогда не выпускался серийно.

Другое направление тюнинга — повышение комфортабельности кабины. Обивка сидений, шумо- и теплоизоляция, переоборудование приборной панели, иные моменты — все это позволяет улучшить машину для удобства водителя и пассажиров.

Характеристики

Для «Синей птицы» был выбран восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Все комплектующие подбирались методом выборки из самых лучших заготовок. Многие детали были выпущены в единственном экземпляре. Коробка-автомат, которая использовалась ранее на ПЭУ, была заменена на упрощённую, механическую 5-ступенчатую коробку. Правое и левое колесо имело возможность вращения с разной скоростью, что было необходимо на труднопроходимой местности. Раздаточная коробка приводила винты, что обеспечивало лёгкое движение транспорта по воде. После винты заменили водомёты.

Три оси оснащались торсионной подвеской, тормозные механизмы стали дисковыми. Управляемые передние и задние колёса обеспечивают лучшую маневренность. Основу вездеходов «Синяя птица» составляет рама из алюминия, на которую крепится корпус из стеклопластика. На твердой поверхности поворот транспорта осуществляется с помощью колёс, а на водной – колёсами и водяными рулями.


В таблице представлены все основные технические характеристики

Количество мест в салоне 4 и 3 на носилках
Трансмиссия десятиступенчатая
Подвеска рычажно-торсионная
Тормоза дисковые
Кузов стеклопластиковый
Дополнительное снаряжение приборы радионавигации
Полная масса, т 9,6 – 11,7
Скорость движения, км/ч по прямой дороге – 80

по воде – 7-9

Двигатель

рабочий объём, cм³

максимальны крутящий момент, Нм

ЗИЛ-508, V-8, карбюраторный

5969

401,8

Вместимость топливных баков, л 2 х 250
Авиатранспортабельность Ми-26, Ан-12, Ил-76
Коробка передач ЗИЛ-131, механическая

Размеры вездехода способны поразить даже самого искушённого зрителя, ведь чего стоит длина данного транспорта – 9 220 мм. Высота «космической машины» составляет почти 3000 мм, а ширина вместе с поплавками 3 900 мм. Грузовой отсек в длину составляет 4900 мм, а клиренс – 590 мм. Используемые шины — 16.00-20 мод. И-159.

Если говорить о грузовых характеристиках, то они также поражают своим величием. Грузоподъёмность машины составляет 3 535 кг, а вес при полной загруженности – 11 810 кг. Снаряжённая масса – 8 650 кг.

По осям масса распределяется следующим образом:

  • передняя ось – 3 850 кг;
  • средняя ось – 3850 кг;
  • задняя ось – 5 010 кг

Управление «Синей птицей» осуществляется без особых сложностей: машина с весом более девяти тонн с лёгкостью набирает скорость от 75 до 80 км/ч по прямой дороге, хорошо реагирует на педаль газа и тормоза, отлично слушается руля. Обзор осуществляется через передние и боковые стёкла, а также в зеркала.

Оснащение

В крановом исполнении амфибия ЗИЛ-49061, фото которой представлено ниже, получила манипулятор с двухблочной стрелой. Боковая нагрузка идентична аналогичному показателю у ПЭУ-2. Особенности конструкции дали возможность сделать длиннее задний свес кузова, а в пассажирском исполнении — увеличить полезную площадь салона.

Хорошо продуманная форма кузова и множество штатных осветительных элементов сделали экстерьер машины привлекательнее, чем у предшественника. Грамотное сочетание параметров узлов и конфигурации нижней части корпуса способствовали развитию скоростных показателей на воде, больше чем у прежних модификаций.

Немало времени и сил разработчики потратили на оснащение транспортного средства современными навигационными и связными средствами. Новейшие комплексы, используемые на «Синей птице» с 1984 года, дают возможность точно определить сектор высадки разыскиваемых аппаратов, а также поддерживать обоюдную радиосвязь с экипажами летательных аппаратов.

У модификации «Салон» модернизировали климатическое оборудование. Рассматриваемая машина поступила на вооружение поисково-спасательной службы ЕГАСПАС в 1981 году. До 1991-го комбинат выпустил 12 моделей «Кран», 14 «Салонов» и пять шнековых мини-вездеходов. В дальнейшем указанные амфибии использовались службой МЧС, а также компаниями «Транснефть» и «Центроспас».

Общие сведения

Многофункциональный вездеход ЗИЛ-49061 представляет собой одну из последних разработок, проведенных СКБ завода под руководством В. Грачева. Машина стала результатом многолетних исследование и испытаний. Основное предназначение транспортного средства — спасение экипажей космических кораблей и проведение поисковых операций в сложных климатических условиях.

Аварийно-спасательную амфибию создавали не на пустом месте. За плечами конструкторов было существенное накопление опыта по разработке и эксплуатации аналогов типа ПЭУ и ЗИЛ-4909/49092, а также плавающих моделей под индексом 135. С учетом всех негативных и позитивных результатов, разработчики приняли основной вариант, который начали выпускать мелкими сериями. Главным конструктором выступил Ю. Балашов, ведущим испытателем — В. Воронин.

Технические характеристики ЗИЛ-4331

Хотя изначально ЗИЛ-4331 задумывался как именно дизельный грузовой автомобиль нового поколения, «в историю» он вошёл с тремя серийными типами моторов, два из которых – бензиновые карбюраторные. Минские и катерпилларовские двигатели – не в счёт, они, конечно, пробовались на «ЗИЛах», но это – раритет и экзотика.

Дизель собственной разработки завода «ЗИЛ-645», так сказать, «запоздал на премьеру» машины и внедрялся в серийное производство позже. Да так и остался, по мнению многих имеющих опыт работы на ЗИЛ-4331, довольно сырым и не до конца доработанным двигателем. Но об этом позже, в разделе «Отзывы владельцев», а сейчас – кратко о технических характеристиках каждого из серийных моторов данной модели.

Двигатель ЗИЛ-508.10

Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный карбюраторный бензиновый двигатель собственного производства Завода имени Лихачёва.

  • Конфигурация цилиндров – V-образная.
  • Рабочий объём камеры сгорания 6 литров.
  • Диаметр цилиндра 100 мм.
  • Ход поршня – 95 мм.
  • Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
  • Степень сжатия: 7,1.
  • Максимальный крутящий момент: 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин.
  • Расход топлива при смешанном цикле: 36 литров бензина А-76 на 100 км.

Двигатель ЗИЛ-508300

  • Также 8 цилиндров, 16 клапанов, 6-ти литровый,
  • V-образная компоновка.
  • Отличие – в установке на этот мотор карбюратора К-96 с электронным управлением и соответствие двигателя экологическому стандарту «Евро3».
  • Есть также отличия в максимальной мощности: при 3 200 об/мин она составляла 134 л.с.
  • Максимальный крутящий момент: 377 Н·м, при 2000 об/мин.
  • Расход бензина меньший, но незначительно, по сравнению с ЗИЛ-508.10, также превышающий 30 л. на 100 км пути.

Двигатель ЗИЛ-645

  • Восьмицилиндровый, 16-ти клапанный 4-х тактный дизельный силовой агрегат рабочим объёмом 8 745 кубических сантиметров. (8,745 литров).
  • Максимальная мощность, при 2800 об/мин: 185 л. с.
  • Диаметр цилиндра: 110,0 мм;
  • ход поршня: 115,0 мм.
  • Степень сжатия: 18,5.
  • Максимальный крутящий момент: 510 Н·м, при 1400-1600 об/мин.

Коробка передач ЗИЛ-4331

Большинство ЗИЛ-4331 комплектовались механической 9-ти ступенчатой коробкой передач, оснащённой планетарным демультипликатором, синхронизированной (кроме 1й передачи и «задней скорости»). В отдельных модификациях использовались пяти- и восьми ступенчатые МКПП.

Механизм сцепления – однодисковый, с периферийными пружинами и пневмо-гидроусилителем в приводе.

Подвеска, ходовая часть

На ЗИЛ-4331 устанавливались колёса размером R20, с обычным или вездеходным рисунком протектора. Рекомендованное производителем давление в колёсах составляет 6 кгс. на квадратный сантиметр. Тормозная система построена по двухконтурной системе с пневмо-приводом, оснащена тормозами барабанного типа.

Радиус тормозных барабанов – 210 мм, ширина передних тормозных накладок – 100 мм, задних – 140 мм. Дополнительный тормозной контур является совмещённым с контуром стояночного тормоза, который воздействует на задний мост посредством механических энерго-аккумуляторов.

Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-4331:

  • Длина х Ширина х Высота: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
  • Стандартная колёсная база – 4,5 м;
  • Дорожный просвет: 330 мм;
  • Расстояние между передними колесами – 1,93 м; между задними – 1,85 м;
  • Масса автомобиля «безо всего» – 4,82 тонны; снаряжённой машины – 5,3 тонны.
  • Суммарная масса с полной загрузкой – 11,7 тонн.
  • В качестве седельного тягача или в составе автопоезда дизельный ЗИЛ-4331 может тянуть груз до 25-ти тонн.
  • На ЗИЛ-4331 установлен 170-литровый топливный бак;
  • ёмкость для охлаждающей жидкости на 27 литров.
  • Ёмкость системы смазки двигателя – 18 л; гидроусилителя – 3 л.; системы смазки МКПП – 10,5 литров.

ТТХ ЗИЛ-49061

Ниже приведены основные характеристики рассматриваемого автомобиля:

  • количество мест в салоне/кабине/на носилках — 4/4/3;
  • вес полный (т) — 9,6/11,8;
  • габариты (м) — 9,25/2,48/2,53;
  • база колес (м) — 2,4/2,4;
  • дорожная колея (м) — 2,0;
  • клиренс (см) — 54,4;
  • тип мотора — карбюраторный бензиновый двигатель, с восемью верхнеклапанными цилиндрами, размещен V-образно;
  • объем рабочий (л) — 6,0;
  • показатель мощности — 150 л. с. при 3200 оборотах в минуту;
  • расход топлива ЗИЛ 49061 (л/100 км) — 50;
  • масса снаряженная (т) — 8,31;
  • скоростной предел по трассе/воде (км/ч) — 75/8,0;
  • добавочное оборудование — средства спасения, радионавигационные устройства.

Ходовые параметры и кузов


Все три оси амфибии ЗИЛ-49061 «Синяя птица» оборудовались торсионной подвеской независимого типа. Увеличенный клиренс обеспечивался при помощи колесных редукторов, а тормозной механизм оснастили дисками. Привод у машины осуществляется на передние и задние колеса. Рулевое управление — с гидрообъемным запозданием поворота колес задней оси. Кроме того, осуществляется автоматическая коррекция относительно переднего аналога. Вместо водометов появилась пара гребных винтов, в отличие от предшественника серии ПЭУ.

Рамная основа и кузов у рассматриваемой амфибии построены из алюминиевых профилей и стеклопластиковой корпусной части. Форму и размеры машины конструкторы готовили особо взвешенно и внимательно. Все манипуляции проводились с учетом того, что транспортное средство не только должно обладать хорошими показателями плавучести, но и подходить для быстрой и частой переброски по воздуху.

Основная техническая задача заключалась в том, чтобы вездеход свободно помещался в транспортные отсеки вертолетов МИ-6/26 и самолетов Ан-12, Ил-76.Для этого высокий остекленный колпак машины сделали съемного типа, а высоту салона пассажирской версии уменьшили до необходимых параметров.

Варианты вездехода

В начале 80-х годов была построена армейская многоцелевая машина по принципу ПЭУ-1.Она отличалась упрощённой коробкой передач, но была создана в единственном экземпляре. Далее была попытка создать нечто более компактное и легкоуправляемое – так появилась ПЭУ-2, которая вызывает восторг до сих пор. Имея такую лёгкость при внушительных габаритах, эта машина, которая была создана весной 1970 года, имела два задних двигателя ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. Такие характеристики позволяли транспорту перевозить до десяти человек в кабине, а также развивать скорость до 73 км/ч по твердой дороге и до 10 км/ч по воде.

Ещё одна конструкторская идея в виде дисков колёс из стеклопластика, позволяла вездеходу преодолевать занесённые снегом поля с невероятной лёгкостью. На колёсах располагалась кабина для экипажа. Однако вместе с увеличением проходимости и мощности аппарата, увеличились и его весовые показатели, которые препятствовали транспортировке вездехода воздушным транспортом. В кабине ЗИЛа ПЭУ-2 была установлена пара отопителей с ЗИЛ-130. Салон также был оснащён четырьмя отопителями от автобуса ЗИЛ-158. В салоне даже был кондиционер от лимузина ЗИЛ-114. Вместе с этим конструкторы установили в салон и печь, которая отапливалась с помощью дров. В случае чрезвычайной ситуации, пассажиры могли несколько дней пребывать в комфортных условиях. Например, при затянувшейся поездке или при поломке.

Все испытания, проведённые с ПЭУ-2, показали её высокую эффективность, но были и другие стороны медали – машина не помещалась в грузовой отсек самолётов и была очень большой по своим параметрам. Однако эта модель не подходила для поисково-спасательных операций.

В итоге, было несколько разновидностей ЗИЛ-4906:

  1. ЗИЛ-4906 «Кран». Основное его предназначение заключалось в перевозке шнекороторных снегоочистителей (мини-шнекороторы);
  2. ЗИЛ-49061 «Салон». Данный вездеход был предназначен для перевозки пассажиров.

Таким образом, появился «Комплекс-490», включавший в себя три транспортных средства: два маневренных колёсных вездехода и шнек. Данные «птицы» неоднократно принимали участие в операциях по спасению. Основной их целью служил поиск спускаемых космических аппаратов с членами экипажа на борту. Известно, что машины «Комплекса-490» участвовали в экспедициях к местам крушений самолётов.

В 1983 году первоначальные варианты моделей 4906/49061 были усовершенствованы. Так, увидел свет новый вездеход ЗИЛ-49062. Изменению подверглась рулевая система, которая была усилена. Модернизировалась охладительная система двигателя, и был установлен новый гребной винт. Через несколько месяцев испытаний, машина получила двигатель ЗИЛ-550, который развивал мощность до 150 л.с. На нём также проходил испытания подъёмный кран с одной стрелой.

В 90-х годах вездеход типа«Салон» был оснащён более современной техникой, а также были обновлены все средства связи. Была произведена замена климатического оборудования. Новый автомобиль получил название ЗИЛ-49065. Усовершенствованная модель имела возможность намного быстрее отыскивать места приземления космонавтов. Кабины стали намного удобнее и обеспечивали больший комфорт пассажирам.

Экспериментальные образцы ЗИЛ-49062 и 49065 прошли множественные проверки и испытания. Они не были рекомендованы к серийному выпуску, однако главные конструкторские идеи не прошли даром. В 1986 году некоторые изменения в модернизации внедрялись в устройство исходных вездеходов ЗИЛ-4906/49061. Новые «Синие птицы» представляли собой гибрида военной и пассажирской техники.

В 1981 году был создан уникальный вездеход ПЭУ-1Р. Испытания нового транспорта проводились на болотах. Он разгонялся до 13,5 км/ч по воде, а по снегу с помощью опорных лыж до 70 км/ч.

В период перестройки завод им. Лихачёва был переделан из СКБ ЗИЛ в автономное предприятие, которое получило название «Вездеход ГВА» (в честь Грачёва Виталия Андреевича). В качестве автономной организации, бывший СКБ продолжило заниматься технической промышленностью.

Благодаря вспыхнувшему интересу к «космической технике», удалось создать более 40 единиц «Синих птиц». Большинство таких машин эксплуатируются до сих пор. Некоторые же виды, напротив, выставлены в музеи в качестве экспонатов. ОАО «Вездеход ГВА» продолжает выпускать «Синих птиц» по индивидуальным заказам. Заказы поступают от физических лиц и выполняются силами Механосборочного Цеха №6 завода им. Лихачёва. Выпускаемая техника не оснащается военным и специальным оборудованием.

Особенности конструкции

Вездеход ЗИЛ-49061 оснастили силовым агрегатом с 8-ю цилиндрами ЗИЛ-130. Комплектация этого мотора отличалась от стандартной грузовой версии. Все элементы двигателя подобраны путем селекции из высококачественных заготовок и лучших отливок. Многие детали изготавливались в условиях штучного производства. Это обусловлено малой серией выпуска рассматриваемых амфибий, что давало возможность поэкспериментировать с комплектующими частями и узлами.

В качестве коробки переключение скоростей на вездеходе выступает надежный и простой механический блок с пятью режимами. Раздаточная коробка передач ЗИЛ-49061 «Синяя птица» оборудовалась межбортовым дифференциалом, обеспечивающим разную скорость вращения правых и левых колес, что часто выручает при передвижении по бездорожью. С «раздаткой» агрегирует демультипликатор планетарной конфигурации, служащий для контроля пониженных передач. Кроме того, от указанного узла приводились в движение гребные винты, при необходимости перемещения вплавь.

Об истории модели

К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.

На основе опыта их использования, было принято решение: поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух отдельных автомобилей – грузового и пассажирского. Также решено было применить маленький шнекороторный вездеход для «крайних случаев», который мог бы перевозиться грузовым модулем (ЗИЛом-4906).

Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни выдающегося автоконструктора ЗИЛовского СКБ Виталия Андреевича Грачёва.

Первый прототип данного автомобиля был построен на ЗИЛе в 1971 году. В серийном производстве «Синие птицы» находились с 1975-го по 1991-й гг. Официально поисково-спасательные комплексы «Синяя птица» поступили на службу в ПСС ВВС СССР в 1981 году годов, заменив собой семейство ПЭУ-1.

В состав данного комплекса вошли: грузовой автомобиль (с крановой установкой) ЗИЛ-4906; грузопассажирский ЗИЛ-49061 и «запасной» малогабаритный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, оборудованный двигателем от легкового автомобиля. В общей сложности, за годы выпуска было сделано 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин.


Кроме работ по эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, «Синие птицы» привлекались к спасательным операциям в местах крушения авиационной техники и при других чрезвычайных ситуациях.

Уже в процессе эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 подвергся модернизации, с заменой части оборудования. В частности, был создан новый транспортёр ЗИЛ-49062 – с усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшили систему охлаждения двигателя, разработали новый гребной винт. Одна из машин получила, в порядке эксперимента, новый двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом.

На ней же установили подъёмный кран-манипулятор с одной стрелой, который по своим характеристикам не уступал серийному. Опорно-поворотное устройство этого крана разместили в корме корпуса. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.

После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.

Один из серийных ЗИЛ-49061 стал экспонатом Государственного военно-технического музея и был выставлен в селе Ивановское Московской области. Он окрашен в «фирменные» цвета МЧС России – белый с трёхцветными полосами. Нет уже ни Завода имени Лихачёва, ни страны, а эти вездеходы продолжают оставаться на ходу. Что наглядно демонстрирует, какой внушительный запас прочности заложен в данные машины.

Замены данной технике в контексте специальных поисково-спасательных операций для эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов разработано не было и по сей день.

Предназначение

В шестидесятые годы поисково-спасательная группа ВВС СССР активно пользовалась вездеходами комплекса ПЭУ-1, назначение которых заключалось в транспортировке космонавтов после приземления на любой местности. Для этого требовалась более современная техника. Однако полученные результаты в разработках не были успешными до 1975 года. Необходимость в разработке новой техники ещё больше усугубилась в 1965 году, когда советские космонавты экипажа «Восход 2» столкнулись с большими трудностями как во время выхода на орбиту, так и после приземления. В результате отказа автоматизированного оборудования, участникам экипажа пришлось отстраивать его вручную, вследствие чего космический аппарат приземлился далеко от предполагаемой области, а если точнее, в тайге.

Доставить космонавтов из таёжных лесов было нечем и, уставшим и обессиленным, им удалось добраться до ближайшей поляны на лыжах, где их ждал вертолёт. Тогда, по инициативе С. П. Королёва, было принято решение создать уникальный вездеход, способный преодолевать любые препятствия.

Разработки велись достаточно долго. Требовалось продумать каждый шаг: от деталей до максимальной производительности машины. В то время завод им. Лихачева уже выпускал вездеход ЗИЛ-4904, однако подобный транспорт имел проблемы при нахождении на твёрдой поверхности, что могло доставить массу трудностей при перевозке космонавтов.

Изначально машины имели неофициальное название «Салон», «Кран» и «Шнек». Для пересечения болотистой местности, снеговых заносов и труднопроходимой лесной зоны эксплуатировался шнекоход ЗИЛ-2906. Его дальность составляет до 100 км. Транспортируется вездеход с помощью трёхосного ЗИЛ-4906. Испытания проводились на самых разных местностях, при любых погодных условиях. Создавалась максимальная атмосфера реальности, чтобы в будущем это транспортное средство смогло с лёгкостью добраться до места приземления космонавтов. Однако многие аспекты новой техники имели ряд недоработок. Требовалось больше испытаний. К сожалению, в 1978 году ушёл из жизни главный разработчик «Синей птицы» В. А. Грачёв, конструкторское сообщество было вынуждено продолжать проект уже без него.

Трансмиссия

От автоматической коробки переключения передач, которая применялась на экспериментальных спасательных вездеходах ЗИЛ предыдущих поколений, несмотря на её прогрессивность, решили всё же отказаться, в пользу более привычной и простой в обслуживании пятиступенчатой МКПП.

Поэтому не только двигатель, но и коробка передач тут стоит практически такая же, как и у обыкновенного народного грузовика ЗИЛ-130. Отличия состоят в удлинённом вале под двухдисковое сцепление (как у автопоезда ЗИЛ-137).

Однако всё, что идёт после коробки передач, здесь уникальное, выполненное специально для поисково-спасательных машин. Тут имеется бортовой блокированный привод всех колёс. Таким образом, все три колеса одного борта всегда вращаются вместе, приводимые в движение карданами.

Соответственно, блокировка в данном случае может быть только одна – блокировка межбортового дифференциала. Единственный планетарный дифференциал в раздаточной коробке используется для блокировки, обеспечивающей одинаковую скорость вращения всех шести колёс при работе в сложных дорожных условиях. Разумеется, присутствуют у ЗИЛ-49061 и колёсные редукторы.

С коробки переключения передач крутящий момент поступает на раздаточную коробку, при помощи которой реализуется так называемое бортовое распределение мощности. Межбортовой дифференциал раздаточной коробки распределяет крутящий момент на колёса правого и левого бортов. При помощи системы карданных валов и бортовых передач обеспечивается привод всех шести колёс машины. Также от раздаточной коробки отходят специальные валы для кормовых гребных винтов.

История создания

Первые единицы спасательного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-49061 появились в начале лета 1975 года. Они предназначались для переброски в места дислокации посредством транспортировки в грузовых отсеках военно-транспортных самолетов. Изначально разрабатывалось две модификации: «Кран» (унифицированная версия с манипулятором) и «Салон» (грузопассажирский вариант).

Дополнительно в комплектацию входил облегченный шнекоход серии 29061 с силовым агрегатом от легкового авто, перевозился на «Кране». Бригада спасательного отряда указанной машины могла взять с собой данный агрегат, при необходимости, что облегчало перемещение по труднопроходимой местности. Все транспортные средства указанной линейки окрашивались в специальный ярко-синий окрас, чтобы не затеряться на снегу или в пустынных песках. За это техника получила прозвище «Синяя птица».

Конструкция автомобиля

Одновременно развивалась тема вездехода на колёсах, как универсального средства передвижения.

Проект ЗИЛ-49061 было принято решение покрасить в ярко-синий цвет – так их можно было с лёгкостью заметить на снегу в поле.

Вездеходам ЗИЛ-49061 «Синяя птица» необходимо было иметь многообразную структуру: они должны были стать не только проходящими везде машинами, но еще и плавающими, одновременно вместительными и лёгкими. Большие колёса были оснащены системой централизованной подкачки, способствующей положительной плавучести. Так как машину приходилось постоянно перевозить воздушным способом, габариты должны были позволять транспортному средству помещаться отсеки самолетов Ил-76 и Ан-12. Именно поэтому верхнюю часть грузовика решено было сделать съёмной.

Оснащение корпуса комплекса ЗИЛ-49061 многое позаимствовало от предыдущих «космических вездеходов» СССР. В передней части машины находился отсек для экипажа и приборный отсек, который был изготовлен из стеклопластика. За ним располагалось силовое отделение. Почти целый корпус (середина и кормовая часть) был отведён под оборудование машины.

В кабине было четыре пассажирских места, а также три пары носилок, потому что экипажи космических кораблей состояли из трёх человек. Внутри кабины было необходимое медицинское оборудование, запасы продовольствия, а также климатические установки. Всё это могло обеспечить самостоятельное пребывание людей в течение пары тройки суток. Для удобной транспортировки внутрь кабины в крыше были установлены два люка.

Сидение водителя было оснащено системой регулирования роста, имело полужёсткую анатомическую конструкцию. Сидение для космонавтов имело возможность откидывания вперёд. Внутренняя часть спинки кресла удобно трансформировалась в раскладной столик. Сзади был салон, рассчитанный на трёх пассажиров и трёх медицинских работников. Для связи с кормой в салоне для пассажиров было установлено радиопереговорное устройство (РПУ). ЗИЛ-49061 оснащён средствами связи, которые по своим функциям были ничем не хуже авиационных средств навигации, а с конца 80-х годов вездеходы модернизировались.


С этим читают