Зависимость от импорта продукции машиностроения в странах мира

Ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения

ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности

размещения. Страны, выделяющиеся по уровню


развития машиностроения

Почему машиностроение является ведущей отраслью современной промышленности?

Машиностроение – одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль машиностроение возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Оно имеет огромное значение в хозяйстве.

Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы бытового и культурного назначения (часы, весы, холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику).

В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности 1-е место как по числу занятых (более 80 млн человек), так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей.

Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемко приборостроение.

Какие основные отрасли машиностроения выделяют?

Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения: – станкостроение; – приборостроение; – электротехническая и электронная промышленность; – вычислительная техника; – железнодорожное машиностроение; – автомобилестроение; – судостроение; – авиационная и ракетная промышленность; – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д.

Какие факторы влияют на размещение предприятий машиностроения?

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоемких) отраслей – и сырьевой.

В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т. д.

Какие машиностроительные регионы мира выделены?

Крупнейшие корпорации: – автомобильные (США): «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Крайслер»; – вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»; – электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т. д.

2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ) производит, главным образом, массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях. Крупнейшие корпорации: – автомобильная (ФРГ): «Даймлер-Бенц»; «Фольксвагенверк»; – электроника: ФРГ – «Сименс», Нидерланды – «Филипс» и т. д.

3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония. Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии – центров науки. Крупные корпорации: – автомобили (Япония): «Тойота Мотор», «Нисан Мотор»; – электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т. д.

Развивающиеся страны производят не менее 1/10 мировой машиностроительной продукции.

В большинстве этих государств существует не машиностроение, а, правильнее назвать, металлообработка, кроме этого, немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии. Но в последнее время в некоторых из них – Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике – машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

Структура сферы машиностроения


Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение. 2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере. 4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением. 6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Перспективы развития

Развитие отрасли во многом связано с объемами и мощностями нефтедобывающей промышленности. В этой связи оценивать их долгосрочные перспективы следует комплексно.

Так, существуют различные оценки того, какое количество нефти содержат недра России. Считается, что полезное ископаемое иссякнет в стране через 30-35 лет. Это означает, что в будущем возникнет определенный дефицит «черного золота» и продуктов нефтепереработки.

На сегодняшний день крупнейшие игроки в отрасли совершенствует методы геологоразведки и технологии добычи, поскольку очевидно, что в будущем основные нефтяные месторождения станут более труднодоступными. К примеру, большие надежды у российских компаний связываются с разработкой месторождений на арктическом морском шельфе.

11.12.2019

Вопросы и задания для текущего контроля

1 уровень

1.Какое значение имеет машиностроительный комплекс в хозяйстве России? Какие отрасли и сферы являются потребителями машин? Продукциюкаких отраслей использует машиностроение?

2.В чём особенности отраслевого состава машиностроительного комплекса? По каким признакам и на какие группы можно подразделить входящие в него отрасли?

3.Какие факторы влияют на размещение машиностроительного комплекса по территории России? Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей?

2 уровень

4.Как должны соотносится темпы развития машиностроительного комплекса и всего народного хозяйства? Какие отрасли внутри машиностроения должны развиваться наиболее динамично?

5.Что называется специализацией и кооперированием? Какие преимущества и недостатки связаны с этими формами организации производства? Докажите, что специализация и кооперирование невозможны друг без друга.

6.Заполните таблицу «Размещение машиностроения» для отраслей: 1) тяжёлое и энергетическое машиностроение; 2) автомобилестроение; 3) точное машиностроение и приборостроение; 4) сельскохозяйственное машиностроение.

ОтрасльФакторыПримеры районов

машиностроенияразмещенияи центров

7.В чём особенности размещения машиностроительного комплекса по территории России? Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах?

8.В какой части России машиностроение достигло наивысшего развития?

Задания на проверку сформированности умений

9.Используя карты и статистические материалы, охарактеризуйте одну из отраслей машиностроительного комплекса по плану: значение, темпы развития, факторы размещения, примеры районов и центров.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.


Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Развитие машиностроения России по отраслям

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.

Приборостроение

Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • текстильной;
  • швейной;
  • обувной;
  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.

Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Сельскохозяйственная и тракторная промышленность

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.


Энергетика

Важнейшая отрасль экономики, обеспечивающая электроэнергией население и предприятия страны, а также осуществляющая экспорт в приграничные государства.

Основную часть электроэнергии в России получают на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях. Свыше 60% выработки обеспечивают тепловые электростанции, около 17% – гидроэлектростанции, а 16% приходится на АЭС. Еще около 5% электроэнергии вырабатывается на мощностях промышленных комплексов. По состоянию на текущее время Россия входит в число десяти наиболее обеспеченных электроэнергией стран мира.

Выработку энергии на гидравлических мощностях в России обеспечивают 15 крупных и свыше ста средних и малых гидроэлектростанций.

В сегменте атомной энергетики в РФ в настоящее время действует 36 энергоблоков суммарной мощностью 30 ГвТ, еще четыре энергоблока находятся в стадии сооружения. Согласно программе развития ядерной энергетики до 2030 года в стране планируется построить еще 14 новых энергоблоков. В целом, в ближайшей перспективе предусмотрен заметный рост доли атомной энергии в структуре энергообеспечения страны.

Важной составляющей энергетического сектора России является экспорт ядерного топлива и строительство ядерных энергоблоков за рубежом. Доля РФ на мировом рынке сооружения и обслуживания АЭС составляет около 20%

Среди наиболее перспективных проектов российской ядерной энергетики следует отметить разработку и создание плавучих АЭС малой мощности, предназначенных для энергообеспечения регионов Крайнего Севера. Первая плавучая ядерная установка была введена в эксплуатацию в текущем году.

Крупнейшими производителями являются:

  • Саяно-Шушенская ГЭС;
  • Красноярская ГЭС;
  • Братская ГЭС;
  • Усть-Илимская ГЭС;
  • Волжская ГЭС;
  • Балаковская АЭС;
  • Ростовская АЭС;
  • Нововоронежская АЭС;
  • Курская АЭС;
  • Смоленская АЭС.

15.01.2020

Сильные стороны

Заводы сферы энергетического машиностроения, таким образом, являются очень перспективными предприятиями. Наиболее сильные позиции они на настоящий момент имеют в атомном и гидроэнергетическом секторе. Конкурировать с мировыми лидерами этой сферы отечественным предприятиям сегодня еще довольно сложно. Однако и в этой области имеются подвижки в сторону улучшения. Российские компании энергетического машиностроения, к примеру, уже сейчас часто побеждают в тендерах на монтаж и поставку оборудования в страны Латинской Америки, Африки и Азии.

Способствует довольно-таки успешному развитию предприятий этой отрасли и оказываемая им всесторонняя государственная поддержка. Касается это как экономической, так и политической стороны вопроса. Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии отрасли под контролем именно отечественного капитала.

Особенности размещения машиностроительных предприятий России

Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.

Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.

Развитие машиностроения в мире

В мировом народном хозяйстве ведущие позиции по выпуску продукции машиностроения занимает Европейский союз, Китай, Соединённые Штаты Америки и Япония. Первый из них является лидером по валовому выпуску оборудования. При этом в последние годы Китай является мировым лидером по производству условно-чистой продукции.

На протяжении последнего десятилетия в Европейском Союзе наблюдают прирост производства на 1,1%. В то же время в США и Японии происходит некоторое падение машиностроения на 1,1% и 3,1% соответственно.

Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира

В период с 2000 по 2002 год общая занятость населения в отрасли в развитых странах постепенно сокращается. При этом в Китае число рабочих ежегодно растет на 5,8%. В этой стране на машиностроительных предприятиях занято больше 6 млн. человек, что в несколько раз превышает показатели Европейского Союза. Такая особенность связана с тем, что оплата труда в Китае на порядок ниже, чем в других развитых странах мира.

Конкурентные позиции Евросоюза значительно ниже Японии и США. Это вызвано разным развитием экономик стран, находящихся в ЕС. Даже экономически стабильная Германия характеризуется производительностью труда в машиностроительной сфере в 70000 долларов.

Усиление позиций Китая в мире вызвано увеличением числа импортируемой продукции, которая составляет большую часть от мирового рынка торговли. Данный показатель за последние несколько лет вырос с 3% до 13%. Таких темпов развития не наблюдается ни в одной стране мира. В это же время доля США снизилась с 25% до 17%, Японии – с 21% до 16%.


С этим читают