Белаз-7555в: технические характеристики

Технические характеристики БЕЛАЗ-7540

Производство самосвала БЕЛАЗ-7540 грузоподъемностью 30 т началось в 1992 году. Машина выпускается до сих пор в четырех модификациях, их названия отличаются индексами «А», «В», «Е» и «К». Так, на БЕЛАЗ-7540А установлен дизельный двигатель ЯМЗ-240ПМ2 мощностью 309 кВт, его габаритные размеры — 7,11, 3,86 и 3,93 м (ДхШхВ). БЕЛАЗ-7540В оснащен чуть менее мощным мотором ЯМЗ-240М2 (265 кВт), а по размерам он такой же, как и модель с индексом «А». На самосвал БЕЛАЗ-7540Е также установлен двигатель ЯМЗ-240М2, его отличительная особенность — увеличенные показатели длины и ширины: 7,16 и 3,9 м. И, наконец, самосвал с индексом «К» обладает мощностью 298 кВт (Cummins QSM11-C). Его длина и высота составляют 7,41 и 3,93 м соответственно. Ниже в таблицах приведены подробные технические характеристики каждого из двигателей.


Технические характеристики двигателя ЯМЗ-240ПМ2

Мощность 309 кВт (420 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 491 Н*м
Удельный расход топлива 228 г/кВт*ч
Количество цилиндров 12
Рабочий объем цилиндров 22,3 л
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-240М2

Мощность 265 кВт (360 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 275 Н*м
Удельный расход топлива 230 г/кВт*ч
Количество цилиндров 12
Рабочий объем цилиндров 22,3 л
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм

Технические характеристики двигателя Cummins QSM11-C

Мощность 298 кВт (400 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 898 Н*м
Удельный расход топлива 228 г/кВт*ч
Количество цилиндров 6
Рабочий объем цилиндров 10,8 л
Диаметр цилиндра 125 мм
Ход поршня 147 мм

Все четыре версии самосвала оснащены гидромеханической трансмиссией, которая представлена вальной коробкой передач (3 либо 5 ступеней), одноступенчатым гидротрансформатором, гидродинамическим тормозом-замедлителем и согласующим редуктором.

Гидравлическая система — объединенная с масляными шестеренными насосами и телескопическими трехступенчатыми цилиндрами. Подъем и опускание кузова на всех машинах происходит за 16 и 20 секунд соответственно. Максимальное давление, создаваемое в гидросистеме, — 13,5 МПа, степень фильтрации — 10 мкм. Максимальная производительность гидравлического насоса при 2 100 об/мин достигает 168 куб.дм/мин (на моделях с индексом В и Е), 174 куб.дм/мин (на машинах А и К).

Подвеска — зависимая с пневмогидравлическими цилиндрами. Ход поршня переднего цилиндра составляет 200 мм, заднего — 265 мм. Рулевое управление соответствует требованиям стандарта ISO 5010. Радиус поворота самосвала составляет 8,7 м, габаритный диаметр поворота — 20 м, угол поворота управляемых колес — 35 градусов. Стоит отметить, что рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона.

Тормоза традиционно для всех БЕЛАЗов представлены рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной системами. Стояночный тормоз, а также тормозные механизмы передних и задних колес — колодочные. Вспомогательная система представлена гидродинамическим тормозом-замедлителем с электрическим управлением.

Максимальная скорость 50 км/ч
Передаточное число редуктора мотор-колеса 1,0
Ход поршня переднего гидравлического цилиндра 200 мм
Ход поршня заднего гидравлического цилиндра 265 мм
Время подъема кузова 16 с
Время опускания кузова 20 с
Максимальное давление в гидросистеме 13,5 МПа
Степень фильтрации 10 мкм
Грузоподъемность 30 тонн

Это интересно: Технические характеристики и устройство грузовой машины БелАЗ-7555 и ее основных модификаций (видео)

Технические характеристики Белазов 7555 — A, B, D, E

Белазы 7555 серии A, B, D, E — карьерные самосвалы грузоподъемностью 55 т предназначены для перевозки горной массы и сыпучих грузов на открытых разработках полезных ископаемых, при сооружении крупных промышленных и гидротехнических объектов по технологическим дорогам в различных климатических условиях. По заказу потребителя машины могут быть укомплектованы централизо­ванной системой смазки, кондиционером, взвешивающим устройством. Наибольшая эффективность достигается при работе в комплексе с экскаваторами и погрузчиками с вместимостью ковша 6 м3.

Технические характеристики карьерного самосвала БелАЗ-7555A

Модель 7555А
Двигатель ЯМЗ-845.10
Мощность, кВт (л.с.) 537 (730)
Трансмиссия ГМП(6+1)
Шины 24.00-35

Максимальная скорость, км/ч

55
Радиус поворота, м 9
Масса, т 40,5
Габариты, мм  
Длина 8890
Ширина 5240
Высота 4610
Объем платформы, м  
Стандартная геометрия 25
с шапкой «2:1» 34,2
Углевозная геометрия 49
с шапкой «2:1» 56

Технические характеристики карьерного самосвала БелАЗ-7555B

Модели 7555B
Грузоподъёмность, кг 55000
Двигатель KTTA 19-C
*Мощность, кВт (л.с.) 522 (710)
Крутящий момент, Н*м/об/мин 2731 / 1400
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт*ч 209
Шины 24.00-35; 24.00R35
Трансмиссия ГМП (6+1)
Задний мост механический, с одноступенчатой главной передачей, коническим дифференциалом и планетарными колесными передачами
Подвеска пневмогидравлическая, зависимая для передней оси и ведущего моста — продольные рычаги с центральным шарниром
Тормоза
с гидроприводом
передних колёс сухие однодисковые
задних колёс сухие однодисковые
стояночный колодочный
вспомогательный гидродинамический тормоз-замедлитель
Объём кузова, м3:
геометрический 22,7; 22,3; 28
с «шапкой» 2:1 33,3; 35,3; 37,3
Радиус поворота, м 9
**Габариты, мм
длина 8890
ширина 4740
высота 4560
Масса самосвала, кг
без груза 40500 (стандартная комплектация)
полная масса 95500
Максимальная скорость, км/ч 55

Технические характеристики карьерного самосвала БелАЗ-7555D

Модели 7555D
Грузоподъёмность, кг 55000
Двигатель KTTA 19-C
*Мощность, кВт (л.с.) 522 (710)
Крутящий момент, Н*м/об/мин 2731 / 1400
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт*ч 209
Шины 24.00-35; 24.00R35
Трансмиссия ГМП (6+1)
Задний мост механический, с одноступенчатой главной передачей, коническим дифференциалом и планетарными колесными передачами
Подвеска пневмогидравлическая, зависимая для передней оси и ведущего моста — продольные рычаги с центральным шарниром
Тормоза
с гидроприводом
передних колёс сухие однодисковые
задних колёс сухие однодисковые
стояночный колодочный
вспомогательный гидродинамический тормоз-замедлитель
Объём кузова, м3:
геометрический 50
с «шапкой» 2:1 57,9
Радиус поворота, м 9
**Габариты, мм
длина 9200
ширина 5080
высота 4630
Масса самосвала, кг
без груза 41500 (стандартная комплектация)
полная масса 96500
Максимальная скорость, км/ч 55

Технические характеристики карьерного самосвала БелАЗ-7555E

Модели 7555E
Грузоподъёмность, кг 60000
Двигатель QSK 19-С
*Мощность, кВт (л.с.) 559 (760)
Крутящий момент, Н*м/об/мин 3084 / 1400
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт*ч 211
Шины 24.00R35
Трансмиссия ГМП (6+1)
Задний мост механический, с одноступенчатой главной передачей, коническим дифференциалом и планетарными колесными передачами
Подвеска пневмогидравлическая, зависимая для передней оси и ведущего моста — продольные рычаги с центральным шарниром
Тормоза
с гидроприводом
передних колёс сухие однодисковые
задних колёс ММОТ / сухие однодисковые
стояночный колодочный
вспомогательный ММОТ / гидродинамический тормоз-замедлитель
Объём кузова, м3:
геометрический 28
с «шапкой» 2:1 37,3
Радиус поворота, м 9
**Габариты, мм
длина 8890
ширина 4740
высота 4560
Масса самосвала, кг
без груза 44000 (стандартная комплектация)
полная масса 104000
Максимальная скорость, км/ч 55

Оценка проекта

БелАЗ-7521 стал первым советским карьерным самосвалом достигшим грузоподъёмной ниши в 170-190 тонн. Это было, без преувеличения, достижение жодинских автомобилестроителей. В месте с тем имелись и некоторые конструктивные недостатки: огромный турбокомпрессор, включающийся в работу почти на пике крутящего момента, сложная система охлаждения, содержащая в себе охлаждение выхлопных коллекторов, требовательная к себе механическая система управления подачей топлива с индивидуальными топливными насосами на каждую форсунку, системы маслозакачки/маслооткачки, пневмостартёрная система высокого давления в 50 атмосфер. Дизель был склонен «ходить вразнос» при резкой перемене нагрузки — не успевала адекватно реагировать система подачи топлива. К тому же коломенский дизель был морально устаревшим, созданным ещё в 1950-е годы, однако, альтернативы ему в СССР не было. В целом же эти карьерные машины успешно работали на месторождениях и разработках СССР, а позже СНГ. Отдельные единичные экземпляры сейчас по прежнему эксплуатируются.

Модификации

Автозавод выпускает несколько модификаций машин на базе модели 7540, отличающихся мощностью и моделью силового агрегата:

    1. Ранняя машина БелАЗ-75405, которая поставлялась заказчикам в 90-е годы. Выпуск прекращен.

    1. Версия 7540А, оснащенная дизелем ЯМЗ-240ПМ2 и 5-ступенчатой трансмиссией. Техника предназначена для перевозки грузов весом 30 т. Допустимая масса машины — 52,6 т.

    1. Вариант 7540В, отличающийся установкой дизеля ЯМЗ-240М21 и 3-скоростной коробки. Мотор развивает мощность до 361 л.с., весовые и скоростные характеристики самосвала не изменились. Аналогичная машина с увеличенным кузовом носит обозначение 7540Е.
    2. Модель 7540С, оснащенная 425-сильным дизелем Д 280 и 5-скоростной гидромеханической трансмиссией.

    1. Самосвал 7540D укомплектован немецким дизелем Deutz BF8M1015, мощностью 395 л.с. На машинах может устанавливаться откидной кузов с увеличенным объемом, но грузоподъемность остается прежней.

    1. Модель 7540К, оснащена мотором Cummins QSM11-C с турбокомпрессором, развивающим мощность 406 л.с. Машина отличается доработанной кабиной и расширенным списком дополнительного оборудования. Поставляется только с кузовом стандартного размера, рассчитанным на 15,1 м³ груза.

Все варианты автомобиля приспособлены к эксплуатации при температуре окружающей среды от -50°С до +50°С. Силовые установки обеспечивают подвижность в условиях горных дорог, допускается движение по технологическим грунтовым маршрутам.

7540А

Машина оснащается 12-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-240ПМ2, развивающим мощность 420 л.с. при 2100 об/мин. Отвод отработавших газов осуществляется через двойное дно и борта грузовой платформы. За счет этого снижается риск примерзания грунта в зимнее время. Управление углом установки платформы гидравлическое, для подъема и опускания требуется 16 и 20 секунд соответственно.

7540В

Модификация 7540В представляет собой бюджетный вариант самосвала. Снижение стоимости достигнуто путем применения менее мощного дизеля и 3-скоростной коробки скоростей. В конструкции системы охлаждения предусмотрено место под установку автономного подогревателя, обеспечивающего запуск двигателя при низкой температуре.

История создания

История создания автомобиля начинает свой отсчет с 1948 года. Послевоенный период характеризуется большой бедностью и разрухой. На то время государство активно начало добывать полезные ископаемые, так как это считалось одним из способов развить экономику. Построен завод в городе Жодино. Долгое время завод стоял на месте и не работал. 1958 год стал переломным для БелАЗ, так как с Минского завода были переданы технологии и производство самосвалов, с грузоподъемностью в 25 тонн. В этот период производство начало расширятся, и грузоподъемность автомобиля уже составляла 40 тонн.

После отметки грузоподъемности в 40 тонн, автомобильный завод стал номинироваться на различные награды, даже на международном уровне. Это значительно повлияло на мотивации производителя и на качество выпускаемой продукции. 1969 знаменуется выпуском 75-тонного агрегата, который с абсолютной уверенностью бьет все рекорды. Через 9 лет, в 1978 году БелАЗ выпускает машину с грузоподъемностью 110 тонн. Модификация БелАЗ-75211 со временем выпустила грузовик, который берет до 170 тонн.

Модификация БелАЗ-7540 одна из самых успешных. Автомобиль однин из лучших в мире в своем классе Год выпуска – 1992. Удивительное сочетание маленького размера авто, с невероятными характеристиками поразили весь мир. Модель предназначена для того, чтобы перевозить груз исключительно в карьере от места добычи, до перерабатывающих станций, либо места хранения продукции.

Как устроен БелАЗ

Устройство грузового автомобиля БелАЗ — это сбалансированный алгоритм технологических компонентов, которые взаимодействуют друг с другом. Современные самосвалы оснащены дизельными четырехтактными двигателями. Мотор оснащен газотурбинным наддувом, прямым впрыском бензина.

Кабина грузового автомобиля БелАЗ двухместная, оснащена рулевой колонкой. Рабочее место водителя — удобное кресло, которое можно регулировать по высоте. Кабина снабжена необходимыми средствами безопасности, защищена от вибрации, пыли и шума, оснащена кондиционером и качественным отоплением.

Кузов грузовика ковшового типа, имеет защитный козырек. Объем кузова современных самосвалов 28-37 м³. Грузовые автомобили оснащены системой безопасности FOPS. Рабочая тормозная система оснащена гидроприводом, отдельно для передней и задней оси. Стояночная система тормозов снабжена пружинным приводом. Также имеется запасная и вспомогательная система тормозов.


Самосвал имеет гидрообъемное рулевое управление. Гидравлическая система грузовика соответствует стандартным требованиям. Тяговое усилие ведущих колес изменяется в зависимости от качества дорожного полотна и контролируется гидромеханической передачей, это облегчает управление тяжеловесным самосвалом.

Принцип действия электромагнитов состоит в том, что они включаются при помощи пульта, затем под действием тока толкатели двигают золотники газораспределителей.

Самосвал имеет большие габариты, но при этом отличается хорошей маневренностью. Радиус разворота составляет 45 м. Уникальность грузового автомобиля заключается в том, что дизельные двигатели предназначены не для того, чтобы вращать вал КПП. У самосвала нет коробки передач, которая двигает машину, — его двигают тяговые электромоторы, то есть самый большой самосвал является гибридом. Он такой высокий, что под машиной могут поместиться люди и рассмотреть дно грузовика.

У самосвала есть второй этаж, который называется палубой. Она находится рядом с кабиной оператора. На втором этаже оборудована панель управления, находящаяся в металлическом шкафу. На ней расположены все электросистемы, в том числе трансмиссия. Рядом установлена система охлаждения резисторов.

За кабиной находится объединенная гидросистема, которая включает рулевое управление, тормозные резисторы и механизм опрокидывания кабины. В центре палубы расположена система охлаждения двигателя. Радиатор и вентилятор находятся сзади кабины. Зеркала заднего вида имеют большие размеры. Двери кабины для удобства оператора открывают против направления хода машины.

Управление самосвала стандартное, почти не отличается от других грузовиков, за исключением того, что в кабине имеются 3 педали и селекторная коробка. Селектор задает направление движения машины. Справа от селектора установлена регулировка кузова. Третья педаль — это тормоз. В центре педаль гидравлического торможения, а вторая педаль — электродинамического торможения.

Водителем БелАЗа может быть только шофер, имеющий категорию водительского удостоверения C и удостоверение водителя БелАЗа.

Рулевое колесо автомобиля имеет стандартные размеры и функции. Справа от рулевой колонки есть кнопки управления мотором, трансмиссией, обогревом стекол и стеклоочистителя.

При движении самосвала нагрузка на каждое колесо одинаковая. Подвески имеют небольшой ход, поэтому если оператор заметит перед машиной препятствие, то убрать его. Машина имеет добавочные опции: тушения пожара и контроля давления в шинах. Есть автоматический узел смазки и устройство, которое контролирует загрузку кузова.

Электромеханическая трансмиссия позволяет быстро набирать максимальную скорость. Нет трения между деталями, поэтому деформации и выход из строя механизмов маловероятны. Такой самосвал может проехать по карьеру около 900 000 км.

Этот автомобиль может ехать по дороге с уклоном до 18º и разворачиваться на участке радиусом 20 м. Такая высокая маневренность машины объясняется тем, что у грузовика могут поворачиваться обе оси.

Современные тяжеловесы

Несмотря на то что предприятие лихорадило в 90-е годы, и, как впрочем, и многие другие крупные промышленные предприятия бывшего СССР, с трудом переходило на капиталистические рельсы, БелАЗ достаточно быстро оправился от кризиса.

Сейчас предприятие, выросшее до холдинга, продолжает выпуск тяжелых грузовиков. Также завод расширил номенклатуру производимых типов техники и выходит на производство многих видов карьерной спецтехники – погрузчиков, тягачей, тракторов. Не стоит на месте и производство тяжелых аэродромных машин.

Техника современного БелАЗа работает более чем в 50-ти странах мира. Основной экспорт приходится на государства постсоветского пространства, но Краснознаменный Белорусский завод, отмеченный пятью международными наградами за время своего существования, имеет неплохую репутацию за рубежом и продолжает выходить на новые рынки в разных частях света.

В 2013 году завод представил очередного рекордсмена – БелАЗ-75710. Это до сих пор самый крупный и тяжелый в мире самосвал, его грузоподъемность 450 тонн! А в загруженном состоянии этот желтый монстр весит 810 тонн. При этом он может разогнаться аж до 64 км/ч.

В 2018 году БелАЗ произвел 802 единицы тяжелой техники. Это рекорд с 1991 года. Мы можем только порадоваться успехам белорусских инженеров, а также тому, что большой желтый самосвал, который так любят наши мальчишки в песочницах, никуда не исчез и продолжает радовать детей и приносить пользу взрослым.

Кабина БелАЗ-7555В

Кабина водителя довольно комфортная. Она полностью соответствует актуальным европейским стандартам качества, применяемым к тяжёлой технике подобного рода. Уровень вибрации, присутствующей в кабине, не превышает восьмидесяти дециБелл. Уровень общей вибрации составляет до 115-ти дБ. Нахождение в кабине позволяет не испытывать усталости даже при условии очень продолжительной работы.

То, что посадка тут высока, очевидно и для тех, кто ни разу не имел дела «БелАЗом». Есть строгое правило: подниматься по лестнице в кабину необходимо только лицом к машине, чтобы избежать падения. Имеется специальная лампа, освещающая лестницу, – на те случаи, когда работа завершается после заката. Включается/выключается она кнопкой, что скрыта в переднем бампере.

Кабина БелАЗ-7555В двухместная и двухдверная, с пневмо-подрессоренным регулируемым сиденьем для водителя, с дополнительным, простым жёстким, сиденьем для пассажира, рулевой колонкой с набором регулировок. Кабина отвечает требованиям системы безопасности «RОPS»; требованиям стандартов «ЕН 474-1» и «СТБ ЕН 474-6», которые устанавливают допустимые уровни внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запыленности воздуха внутри кабины.

Кабина снабжена солнцезащитными шторками и современным дисплеем на основной панели приборов представляет собой современный дисплей, соседству с набором лампочек, что дублируют показания. Тут выведены шкалы рабочего давления в коробке передач, температуры в системе охлаждения, скорости, давления масла в двигателе, нагрева мотора, числа оборотов в минуту. В углу – особенный одометр: он демонстрирует, через сколько моточасов машине потребуется плановая диагностика.

Рукоятку, которая связана с педалью газа, можно назвать «круиз-контролем». Он также выполняет функции ускорения, стабилизации подъёма и опускание платформы. На самой платформе, кстати, также предусмотрено несколько датчиков. Один не даёт развивать большой скорости при незакрытом до конца кузове. Другой заставляет «крышку» опускаться в автоматическом режиме, если водитель уже начал движение и забыл про неё. Имеется и кнопка блокировки.

Водители БелАЗ-7555В первых годов выпуска жаловались на сильный удар при опускании грузовой платформы. К этому прислушались на заводе, и теперь механизм работает намного плавнее и мягче – подобно доводчику двери, не нарушая комфорта в кабине.

История

К концу 1960-х годов в мире шло бурное развитие новых видов карьерной техники, в частности создание сверхтяжёлых большегрузных карьерных самосвалов. Американская фирма Unit Rig в 1968 году представила один из самых тогда больших в мире карьерных самосвалов Lectra Haul M200 грузоподъёмностью 180 тонн. Новая машина была очень выгодна, поскольку позволяла вывозить за один раз породу, которую ранее пришлось бы вывозить как минимум пятью самосвалами грузоподъёмностью 30-40 тонн. В СССР также заинтересовались подобной техникой, которую предстояло ещё только освоить.

В начале-середине 1970-х годов СССР закупил партию из нескольких десятков самосвалов Lectra Haul M200, поскольку в СССР карьерных самосвалов подобного класса ещё не выпускали. Тогда в США начала уже действовать поправка Джексона-Вэника, запрещающая продавать Советскому Союзу американские технологии, и продажа автомобилей была осуществлена через канадский филиал компании Unit Rig. БелАЗ в это время только готовился к освоению 75-тонной модели БелАЗ-549. М200 внимательно изучили советские специалисты. По итогам изучения, было принято решение о создании советских самосвалов аналогичного типа на БелАЗе.

Американский самосвал Lectra Haul M200

Летом 1979 года, к 35-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, был построен первый опытный образец 170-тонного самосвала получившего обозначение БелАЗ-7521. Несмотря на то, что компоновочные и технические решения были схожи с американским аналогом, автомобиль имел и существенные различия. Так дизель агрегатировался с генератором переменного тока, переменный ток поступал на силовой выпрямитель, от выпрямителя постоянный ток подавался на мотор-колёса. За возбуждение тягового генератора, а следовательно, за движение автомобиля в различных дорожных условиях отвечала САР ТЭП — система автоматического регулирования тягового электропривода, разработанная в СССР и собранная на отечественных микроэлементах. Первоначально планировалось устанавливать дизели чехословацкого производства, однако, на серийных машинах ставили тепловозные дизели Коломенского завода.

В 1982 году был построен обновлённый вариант БелАЗ-75211, который со следующего года начали собирать серийно. В 1984 году БелАЗ-75211 стал одни из главных экспонатов выставки «Автопром-84» на ВДНХ СССР в Москве, посвящённой 60-летию Советской автомобильной промышленности. В дальнейшем, с 1989 года началось производство модернизированной модели БелАЗ-75213, затем, с 1991-го — модели 75214, с 1993-го — модели 75215. За это время грузоподъёмность этих автомобилей подросла со 170 до 190 тонн. В производственной программе БелАЗа 190-тонные автомобили уже финальной модификации 75216 оставались вплоть до 2003 года, когда им на замену пришла новая модель БелАЗ-75180, которая выпускается и поныне.

Модификации БелАЗ-7540

Семейство 30-тонников БелАЗ-754О включает в себя четыре модификации, которые различаются друг с другом как двигателями и вместимостью своих кузовов, так и габаритными размерами. У 754ОА и 754ОВ габариты идентичные: длина – 7,11 м, ширина по зеркалам – 4,56 м, высота по козырьку – З,9З м. Модификация 7540Е немного длиннее – 7,16 м и пониже З,9 м. Версия 754ОК является самой длинной из всех существующих в производственной программе предприятия – 7,41 м.

  • 7540A – с дизельным двигателем ЯМ3-24ОПМ2, мощностью в 309 кВт и крутящим моментом 1491 Н*м, при 16ОО об/мин. Формула трансмиссии: 5+2. Геометрический объём кузова – 15,1 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 17,8 кубометров.
  • 7540B – с дизелем ЯМ3-24ОМ2, мощностью 265 кВт и крутящим моментом 1275 Н*м, при 16ОО об/мин. Формула трансмиссии: 3+1. Геометрический объём кузова – 19,2 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 21,7 кубометр.
  • 7540E – с углевозным кузовом, автомобиль оснащён мотором ЯМ3-24ОМ2, мощностью в 265 кВт и крутящим моментом 1275 Н*м, при 16ОО об/мин. Формула трансмиссии: 3+1. Геометрический объём углевозного кузова – 24,7 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 28,2 кубометров.
  • 7540К – с дизельным двигателем Камминз QSM11-C мощностью в 298 кВт и крутящим моментом 1898 Н*м, 1ЗОО-14ОО об/мин. Формула трансмиссии: 5+2. Геометрический объём кузова – 15,1 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 19,2 м3. Также было выпущено некоторое количество самосвалов модификации 7540D, укомплектованных дизелем Deutz BF8M1015 немецкого производства, мощностью 395 л.с.

Особенности эксплуатации самого большого БелАЗа

Сказать, что купить БелАЗ также легко, как грузовик Volvo, УРАЛ или Краз, не получится. Поскольку БелАЗ предназначен для очень узкопрофильных задач, контракт на покупку, поставку, производство большого самосвала – явление не частое и не поддающееся широкой огласке.

Клиент не сможет прийти в автосалон и приобрести там БелАЗ, человек не сможет купить гиганта и уехать на нем домой или на дачу. Во-первых, для него нужны специальные дороги, так называемые карьерные автомагистрали, ширина которых превышает 20 метров. Во-вторых, заказ БелАЗа производится заранее, самосвал поставляется в разобранном виде, собирается на месте.


Цена 450-тонного монстра составляет от 9 до 10 миллионов долларов США, поставка комплекта новых покрышек может обойтись в 1 000 000$. Дорого ли это? Зависит от поставленных перед предприятием задач. Законы рынка карьерного оборудования, обилие повторных контрактов и двойных, тройных закупок, может означать только одно – БелАЗ выгоден для крупных работ на карьерах и горных равнинах.

БелАЗ – самый большой самосвал. Для его обслуживания нужно приготовить неисчерпаемый запас горючего, масла, гидравлической жидкости (1300 литров на 100 километров – расход не шуточный!). Также необходимо правильно приготовить дороги, чтобы эффективно пользоваться этой машиной, ведь самосвал способен проходить до 60 километров за час и работать 10 часов в сутки. Следует помнить о ширине карьерных дорог, о радиусе разворота, уровне подготовки персонала и безопасных условиях работы.

Как ремонтируют гигант?

Ремонт БелАЗа производится только на заводе-производителе. Металл, из которого изготовлена машина, не поддается обработке на стандартных станках. Двигатели и гидропневматические установки должны ремонтироваться только в специализированных центрах Siemens и Bosch.

Ремонт исполинского карьерного грузовика выполняется производителем. Деталь, которая выходит из строя, предварительно демонтируется и доставляется на завод. После ремонта или замены обратно доставляется на карьер до места работ.

Техническая характеристика

Габаритные размеры самосвала БелАЗ-75131 приведены на рисунке 2.1, техническая характеристика – в таблице 2.1. Более подробную техническую характеристику смотри в руководствах по эксплуатации соответствующих моделей самосвалов.

Таблица 2.1 – Техническая характеристика

Грузоподъемность, кг, не более

укомплектованного шинами 33.00-51

130000

укомплектованного шинами 33.00R51

136000

Двигатель

Модель

Cummins QSK 45

Cummins КТА50–С

MTU12V4000

Тип

Дизельный четырехтактный с V-образным расположением цилиндров, электронной системой управления, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха

Тяговый электропривод

Модель

*Силовое электрооборудование переменно-постоянного тока БелАЗ или переменного тока фирмы «General Electric» GE150ACN

Силовое электрооборудование переменно-постоянного тока БелАЗ

*Силовое электрооборудование переменно-постоянного тока БелАЗ или переменного тока фирмы «General Electric» GE150ACN

Ходовая часть

Рама


Сварная из высокопрочной стали, продольные лонжероны коробчатого сечения соединены поперечинами

Подвеска передних и задних колес

Пневмогидравлическая, зависимая

Колеса

Бездисковые, с разъемным ободом 24.00-51/5,0

Шины

Бескамерные, пневматические

Размерность диагональных шин

33.00-51 HC 58 (E3 или E4)

давление воздуха в шинах, MПa

0,62 ± 0,025

Размерность радиальных шин

33.00R51 ::

давление воздуха в шинах, MПa

0,725 ± 0,025шины “Бриджстоун”

0,7 ± 0,025шины “Белшина”

Рулевое управление

Гидропривод

Гидрообъемный с двумя независимыми контурами

Аварийный привод

От пневмогидроаккумуляторов

Тормозные системы

Рабочая тормозная система

Тормозные механизмы дисковые с автоматическим регулированием зазора между накладками и диском. Привод гидравлический, раздельный для передних и задних колес. Источник энергии – насос, накопитель энергии – пневмогидроаккумуляторы

Стояночная тормозная система

Тормозные механизмы дисковые, постоянно замкнутого типа. Привод пружинный с гидравлическим управлением

Вспомогательная тормозная система

Электрическое торможение тяговыми электродвигателями в генераторном режиме

Электрооборудование

Схема подсоединения

Однопроводная, отрицательные выводы источников и потребителей тока соединены с “массой”. Подкапотные фонари и розетка переносной лампы соединены по двухпроводной схеме

Ток

Постоянный, напряжение 24В

Аккумуляторные батареи

6СТ-190А, соединены последовательно

Кабина и платформа

Кабина

Цельнометаллическая, двухместная, герметичная с термошумоизоляцией. Отвечает требованиям системы ROPS. Оборудована двумя противосолнечными козырьками, двухщеточным электрическим стеклоочистителем, отопителем, омывателем ветрового стекла, вешалками и сиденьями. Зеркала заднего вида расположены с двух сторон самосвала

Платформа

Ковшового типа, сварная, с защитным козырьком над кабиной. Днище платформы обогревается отработавшими газами

Платформа оборудована устройством для механического стопорения в поднятом положении и камневыталкивателями

Опрокидывающий механизм

Тип механизма

Гидравлический

Цилиндры

Телескопические, трехступенчатые

Насос

Аксиально-поршневой переменной производительности

Заправочные объемы, л **

Система смазки двигателя

195

195

253

Система охлаждения двигателя

430

410

430

Топливный бак

1900

Гидравлическая система

510

Редукторы электромотор-колес, (два)

Важно

46×2=92 («БелАЗ»)Редукторы «GE» в соответствии с документацией по тяговому электроприводу

46×2=92(«БелАЗ»)

Важно

46×2=92 («БелАЗ»)Редукторы «GE» в соответствии с документацией по тяговому электроприводу

Цилиндр подвески, кг:

передний (два)

15×2=30

задний (два)

26×2=52

СОДЕРЖАНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Золото

1,2853 г

Серебро

456,292 г

Практическое применение и рабочие моменты

Главной причиной появления этого сверхтяжёлого самосвала стала не гигантомания его создателей и не их стремление к рекордам, а обыкновенный экономический расчёт. Потому как, в конечном итоге, один такой 450-тонник даёт ощутимую экономию в эксплуатации, по сравнению с двумя-тремя карьерными самосвалами меньшей грузоподъёмности. Несмотря на свою практически «ручную» сборку и дорогостоящее техобслуживание. БелАЗ-75710 обеспечивает не только рекордную грузоподъёмность, но и самую низкую себестоимость перевозки одной тонны породы в мире.

Каким бы ни был коммерческий автомобиль: малым, большим или сверхбольшим, самыми важными вопросами для его потенциальных покупателей были и остаются сроки эксплуатации данной техники и расход топлива, который она демонстрирует. Рабочий ресурс карьерных самосвалов невелик: в среднем они работают в полном режиме примерно 5-6 лет. И сверхмощный 450-тонник БелАЗ-75710 не является исключением из этого правила.

Но: рабочая смена БелАЗа в карьере продолжается 23 часа в сутки! (Один час, в среднем, тратится на дозаправку и смену водителя). Пробег за указанный 5/6-летний срок эксплуатации накапливается более чем в 500 тысяч километров. После списания выработавшие свой ресурс БелАЗы используются для ремонта тех самосвалов, что находятся «в строю», что также способствует снижению их себестоимости.

Что касается расхода горючего, то он составляет, по максимуму, около 470 литров дизтоплива в час (для полностью гружёного автомобиля БелАЗ-75710). Для самосвала, едущего «порожняком», данный показатель в несколько раз меньше. Расход огромный. Но всё же гораздо более выгодный, по сравнению с одновременным использованием 2-3 грузовиков меньшей грузоподъёмности.

БелАЗ‑75710 на испытательном полигоне.

Дизельных двигателей у БелАЗ-75710 два; каждый из них работает в паре со своим генератором; все системы, отвечающие за обеспечение работы моторов, у каждого из них независимые. В связи с этим некоторые утверждают, что без нагрузки БелАЗ-75710 движется, задействуя только один мотор, для экономии горючего, а оба мотора вместе включаются в работу только при перевозке груза.

На самом деле это не так. Конечно, такая схема работы двигателей гиганта теоретически возможна, но практически она ещё не реализована. Пока. Потому что такие планы у конструкторского бюро Белорусского автозавода есть. Ведь это действительно поможет сэкономить большое количество дизтоплива, ещё более повысив экономическую отдачу от эксплуатации сверхтяжёлого самосвала.

Планы эти уже близки к осуществлению, и скоро порожний БелАЗ-75710 будет передвигаться на одном дизеле, а у загруженного будет подключаться второй. Причём для равномерности износа левый и правый двигатели на холостом пробеге будут включаться поочередно. Пока же экономию топлива обеспечивает другое новое инженерное решение – применение одновременно двух дифференциалов – меж-осевого и меж-бортового.

Все условия для продажи, дальнейшей модернизации и развития у модели БелАЗ-75710 есть. Циклично повторяющиеся кризисы в мировой экономике способствовали появлению у производственников настойчивого стремления снижать расходы на добычу и транспортировку полезных ископаемых. Гигантский самосвал из Белоруссии как раз подходит для удовлетворения этих стремлений, когда речь идёт о промышленных разработках угля и руды в открытых карьерах. Поэтому современным экономическим реалиям БелАЗ-75710 соответствует.


С этим читают