Практические аспекты внедрения стандартов управления активами

Особенности стандарта PRINCE 2

Еще одним национальным стандартом, который получил международное признание и активно применяется многими компаниями, является Британский стандарт PRINCE 2 (Торговая марка Офиса правительственной коммерции, OGC). Этот стандарт не может конкурировать на уровне PMBOK, поскольку является частной методикой для специфических видов проектов. PRINCE 2 предлагает вполне надежный, глубоко проработанный метод с пошаговыми инструкциями, строго выполняя которые, можно существенно повысить качество проектной реализации. С учетом имеющихся ограничений сфера применения английского стандарта достаточно обширна.


  1. IT-проекты по разработке и внедрению новых информационных технологий и продуктов.
  2. Разработка и вывод на рынок новых продуктов.
  3. Жилищная сфера.
  4. Инженерные нововведения.
  5. Общественный сектор проектной деятельности.

Обоснование, план управления проектом, организация, качество, риски и т.д. выделяются в методологии PRINCE 2 в отдельные процедурные сектора. Процессная доктрина управления и структурированный подход выгодно характеризуют метод стандарта среди других подобных решений. Также выделяются и другие особенности PRINCE 2 за счет системного представления процессной модели управления, эшелонированной декомпозиции процессов с пошаговыми инструкциями

Большое внимание уделяется идентификации владельцев процессов и системе проектного документооборота. Структурная модель стандарта показана далее в форме разбитого на секторы цилиндра

Структура методологической системы PRINCE 2

Менеджер проекта, применяющий PRINCE 2, должен соблюдать ряд принципов, держать в фокусе внимания определенный набор тем и следовать процессной технологии, детально описанной в методологии. Принципы стандарта выработаны из Best practice мирового опыта. Темы как специально сформулированные аспекты проекта, требуют того, чтобы постоянно и параллельно быть отслеженными на всем протяжении проектной реализации. При выполнении процессов команда регулярно настраивается на проектную среду, генерирует управленческие продукты, сопровождаемые документацией.

Состав принципов, тем и процессов метода PRINCE 2

Выше показаны основные элементы структуры PRINCE 2, они составляют 7 принципов, 7 тем и 7 процессов. Предметно структурированный подход метода позволяет добиваться лучших результатов при решении проектных задач, и в этом основное достоинство настоящего стандарта. К его недостаткам можно отнести отсутствие проработки управления контрактных поставок, управления заинтересованными сторонами и ряда других процессов, подробно описанных в PMBOK. Предполагается, что при решении данных вопросов менеджер проекта должен ориентироваться на собственный опыт и знания.

Классическая форма тройственной ограниченности

Тройственная ограниченность описывает баланс между объемом работы, стоимостью, временем и качеством. Качество было добавлено позже, поэтому изначально именована как «тройственная ограниченность».

The Project Management Triangle

Как того требует любое начинание проект должен протекать и достигать финала с учетом определенных ограничений. Классически эти ограничения определены как объем работы, время и стоимость. Они также относятся к Треугольнику Управления проектами, где каждая его сторона представляет ограничение. Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны. Дальнейшее уточнение ограничений выделило из содержания качество и действие, превратив качество в четвёртое ограничение.

Ограниченность времени определяется количеством доступного времени для завершения проекта. Ограниченность стоимости определяется бюджетом, выделенным для осуществления проекта. Ограниченность содержания определяется набором действий, необходимых для достижения конечного результата проекта. Эти три ограниченности часто соперничают между собой. Изменение содержания проекта обычно приводит к изменению сроков (времени) и стоимости. Сжатые сроки (время) могут вызвать увеличение стоимости и уменьшение содержания. Небольшой бюджет (стоимость) может вызвать увеличение сроков (времени) и уменьшение содержания.

Иной подход к управлению проектами рассматривает следующие три ограниченности: финансы, время и человеческие ресурсы. При необходимости сократить сроки (время) можно увеличить количество занятых людей для решения проблемы, что непременно приведет к увеличению бюджета (стоимость). За счет того, что эта задача будет решаться быстрее, можно избежать роста бюджета, уменьшая затраты на равную величину в любом другом сегменте проекта.

Нормативно-техническое обеспечение

Для результативного выполнения процессов необходимо их регламентировать, т.е. выпустить обязательные к использованию методики или стандарты предприятия, документированные процедуры по процессам. Только в этом случае можно избежать хаоса и обеспечить измеримость показателей процессов.

С учетом изложенного в организации необходимо иметь как минимум следующие нормативные документы:

  • Методику выбора стратегии технического обслуживания на основе оценки рисков, связанных с активами;
  • Методику проведения анализа стоимости жизненного цикла активов и его применения в процессах управления активами;
  • Методику определения индекса критичности оборудования;
  • Методику управления отказами и повреждениями;
  • Методику расчета целевых показателей эффективности процессов ТОиР;
  • Методику расчета индекса технического состояния оборудования;
  • Регламент сбора, анализа и использования данных по надежности и ТОиР;
  • Методику проведения RCM-анализа и применения его результатов;
  • Структуру компетенций и матрицу соответствия компетенций должностной структуре.

Применимость стандартов на практике

В рамках модели современного PM можно с достаточной точностью определить области применимости разного вида стандартов . Так, для различных компонентов содержания современного PM можно использовать стандарты, приведенные в табл. 4.

Таблица 4.

Вместе с тем, границы применимости тех или иных стандартов достаточно условны и зависят от конкретных проектов и их команд. Часто строгое выполнение всех стандартов лишь “утяжеляет” проект, требуя значительно большего времени и трудозатрат и, соответственно, увеличивая стоимость проекта, но при этом не оказывает должного положительного влияния на конечные результаты. Однако, если команда хорошо подготовлена и интегрирована в контекст проекта, то использование интерфейсов в проекте и инструментов, определяемых посредством стандартов, норм и регламентов, становится просто одним из проявлений ее высокого профессионализма.

С другой стороны, если проект достаточно большой и в нем заинтересовано большое число разнородных участников, то стандарты служат защитой от “самодеятельности”, конфликта интересов, необоснованных решений и неквалифицированной работы. В конечном счете, дополнительные затраты на разработку, внедрение и использование корпоративных стандартов по PM компенсируются экономией времени, снижением рисков, лучшей координацией деятельности участников и т. п.

В настоящее время глобализация стандартизации в области PM ведет к унификации требований к компетентности менеджеров и специалистов, а также к выработке стандартов на унифицированную терминологию и практику. Это способствует формированию единого профессионального языка и пониманию взаимосвязанных работ в организационно распределенных проектных командах .

Практика выбора и совместного применения стандартов

В нашем повествовании мы практически не коснулись российских национальных стандартов в области проектного управления. Стоит заметить, что Российской ассоциации управления проектами (СОВНЕТ) и национальным требованиям к компетентности специалистов (НТК) на нашем сайте уже был посвящен небольшой материал. В целом в России многие компании, инициируя инвестиции, создавая план управления проектом и реализуя уникальные задачи развития, часто используют те же PMBOK, IBC IPMA, PRINCE 2. Это связано с тем, что в международных стандартах (а PRINCE 2 также используется в международной практике) присутствует системность первоисточника, и доверие к ним выше.

В качестве адаптированных реплик международных стандартов в России принят ряд ГОСТов, касающихся вопросов управления проектами и их качества:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326–2002;
  • ГОСТ Р ИСО 10006–2005;
  • ГОСТ Р 52806–2007;
  • ГОСТ Р 52807–2007;
  • ГОСТ Р 53892-2010;
  • ГОСТ Р 54 869-2011;
  • ГОСТ Р 54 870-2011;
  • ГОСТ Р 54 871-2011;
  • ГОСТ Р ИСО 21500-2014.

Стандарты управления проектами разрабатываются также и на уровне компании. В отдельной статье мы намерены рассмотреть пример такого стандарта. Зададимся вопросом, каким вспомогательным ресурсом в форме международного стандарта можно воспользоваться при проектировании стандарта управления проектами на уровне предприятия? Среди распространенных методик выделяются PMBOK, ISO 21500, ICB IPMA, PRINCE 2. IPMA исключим из этой обоймы, поскольку он нацелен в большей степени на квалификационные требования к PM. Для ответа на данный вопрос неплохо подходят рекомендации компании AXELOS, управляющей Британским «Портфелем Best practice» (включая ITIL и PRINCE 2).

К каким выводам пришли исследователи, при анализе самых популярных стандартов?

  1. Организация, руководители проектов которой используют PRINCE 2, так или иначе нуждаются дополнительно в более обширной методологии, такой, как, например, PMBOK Guide.
  2. В то же время применение Руководства PMBOK требует локализованного метода под национальную и отраслевую специфику, тот же PRINCE 2 или иной специализированный стандарт.
  3. ISO 21500:2012 или аналогичный ему ГОСТ Р ИСО 21500-2014 устанавливает более лаконичные требования, в соответствии с которыми проще разработать адаптированный корпоративный стандарт. При этом ни PMBOK, ни PRINCE 2 ИСО не противоречат.
  4. Для применения PRINCE 2 и PMBOK Guide на корпоративном уровне эти стандарты нуждаются в процедуре адаптации к реальным условиям и сложившейся культуре управления.

В настоящей статье мы разобрали общую совокупность стандартов, присутствующих на современной рыночной площадке как на международном уровне, так и на национальном. Естественно, что тон задает американский PMI, европейский PM ICB IPMA и активно действующая организация ISO. К сожалению, ГОСТ Р пока развивается в «фарватере» копирования западных образцов с несущественной адаптацией под особенности отечественной школы управления. Остается надеяться, что и в России со временем возникнут сильные решения, но для этого требуется практический прецедент непревзойденной проектной практики, инвестиции в науку и мощное методологическое обобщение.

Сильная матрица

В сильной матричной структуре присутствует позиция менеджера проекта, наделенного полномочиями напрямую отдавать распоряжения и требовать отчетности от сотрудников функциональных подразделений, входящих в состав команды управления проектом. Менеджеры проектов в такой структуре не входят в функциональные подразделения, если не считать таковым проектный офис (отдел управления проектами, службу управления проектами, аналитический центр — названия могут быть разными). Члены команды управления проектом не выводятся из состава своих функциональных подразделений, но «откомандировываются» в команду проекта. С этого момента эти сотрудники обязаны своевременно и качественно выполнять задания менеджера проекта, причем качество их работы контролируется и руководителем соответствующего функционального подразделения (рис. 6).

Сам процесс выделения сотрудников функционального подразделения в команду управления проектом подразумевает проведение переговоров между менеджером проекта и функциональным руководителем, а не является безусловным

Такое выделение может быть полным и частичным (когда сотрудник лишь частично загружен работами проекта), причем очень важно, чтобы функциональный руководитель был лично заинтересован в выделении в команду управления проектом достаточно квалифицированных сотрудников. Одним из способов создания такой заинтересованности является применение системы мотивации, по которой за успешную работу в команде управления проектами премируются не только непосредственные участники команды, но и те функциональные руководители, которые этих участников выделили


Достоинства сильной матричной структуры — четкое видение целей, возможность оперативного управления ресурсами менеджерами проектов, быстрое реагирование на изменения. При этом ресурсы используются лучше, чем в проектной структуре, поскольку сотрудники остаются в своей профессиональной среде, не простаивают при неполной загрузке в проекте, не испытывают трудностей с трудоустройством при окончании (или прекращении) исполнения проекта. В сильной матричной структуре достигается хорошая координация работы подразделений, можно организовать прямое распределение информации по проекту к непосредственным исполнителям и от них — к менеджеру проекта. В такой структуре обеспечивается преемственность и обучение персонала, создается хорошая поддержка проектов в организации (в том числе, базы, нормативы и т. п.).

Рис.6 — Сильная матрица

Однако имеются и недостатки — дополнительные затраты из-за увеличенного управленческого персонала (кроме функциональных и проектные руководители), из-за двойного подчинения персонал труднее контролировать, возникает конкуренция за ресурсы между проектами, а значит, и между их менеджерами, что может приводить к дополнительным конфликтам. Процедуры управления и потоки информации усложняются.

Матричная структура приспособлена к устойчивой работе, но может пойти вразнос при перегрузках — когда согласованные сроки выделения сотрудников под проекты нарушаются, возникают конфликты авторитетов и т. д.

Как правило, в одной и той же организации могут сосуществовать разные виды структур управления проектами

Так для уникального и важного проекта может быть создан виртуальный проектный офис и полностью выделены необходимые сотрудники, для нескольких других достаточно серьезных проектов может быть использована матричная структура, а для малых и рутинных проектов выбрана форма координатора или экспедитора проекта

для чего нужны корпоративные стандарты?

Для того, чтобы предприятие было конкурентоспособным, его необходимо постоянно совершенствовать. Однако трудно улучшить то, что не стандартизировано. Этого и помогает добиться система документов, в которую входят корпоративные стандарты общения, правила, положения, инструкции и шаблоны действий служащих компании между собой и клиентами.

Большой выбор позволяет сегодня потребителю отдавать предпочтение компаниям с более высоким уровнем сервиса. И больше всего на имидж предприятия влияет человеческий фактор. Поэтому качество работы персонала напрямую влияет на преданность потребителей. В условиях борьбы за покупателей, разрабатываются различные правила общения с клиентами. Однако если сотрудники компании не подготовлены к взаимодействию с потребителями, эти инструменты неэффективны. Если клиент сталкивается с низким уровнем сервиса, он резко меняет своё мнение о компании. Имидж начинает хромать. Поэтому нужно проводить постоянное обучение своих сотрудников коммуникации и общению. А грамотно выстроить этот процесс помогают корпоративные стандарты управления персоналом.

Характеристические черты ERP-систем

  • универсальность с точки зрения типов производств;
  • поддержка многозвенного производственного планирования;
  • более широкая (по сравнению с MRP II) сфера интегрированного планирования ресурсов;
  • включение в систему мощного блока планирования и учета корпоративных финансов;
  • внедрение в систему средств поддержки принятия решений.

В классических MRP II-системах интегрированное планирование ресурсов охватывало лишь производственные, складские, снабженческие и сбытовые подразделения предприятия. ERP-системы позволяют вовлечь в сферу интегрированного планирования ресурсов все подразделения предприятия, так или иначе эти ресурсы использующие. Это позволяет достичь оптимизации бизнес-операций предприятия, а также координации действий всех служб и подразделений для обеспечения их эффективной работы.

  • высокая стоимость приобретения и установки ПО;
  • длительность и трудоемкость внедрения.

Стандарты MRP (система управления материальными ресурсами предприятия — material resource planning), — это, взяв за основу прогноз динамики спроса на товар, сказать производителю этого товара, сколько исходных материалов и когда ему следует закупать.

При кажущейся простоте выполнение этой задачи может существенно улучшить работу предприятия

Важно добиться, чтобы в момент запуска производства все необходимые компоненты имелись в наличии. С другой стороны, было бы неплохо одновременно позаботиться о минимизации складских запасов

Наиболее важным компонентом MRP является концепция планирования. В основе всякой компьютерной системы MRP находится база данных, в которой каждому товару ставятся в соответствие его компоненты, материалы, из которых они изготавливаются, а также информация о том, сколько времени необходимо для изготовления или заказа этих компонентов и материалов. В более развитые системы может включаться себестоимость компонентов и информация о процессах, посредством которых они изготовлены. MRP (Material Requirements Planning) представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства.

Главной задачей MRP является обеспечивание гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов-комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а следовательно разгрузкой склада.

MRP оптимизирует время поставки комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность

MRPII (Manufactory Resource Planning) — для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. Система класса MRPII способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации и эмулировать ответ на вопрос «Что если». MRPII представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д.

Функциональные контуры ERP системы и схема решения задач управления на примере Системы “Галактика»

«Галактика» — многопользовательская сетевая система управления деятельностью предприятия (корпорации) решает задачи оперативного управления, бухгалтерского учета, планирования, контроля и анализа.

Система «Галактика» обеспечивает функционирование всех подразделений территориально-рассредоточенных компании в едином информационном пространстве.

Сертификация IPMA

Другое широко известное направление в управлении проектами – это компетентностная школа.

Основное внимание здесь уделяется компетенциям менеджеров проектов. Соответствующие стандарты описывают качества, знания и навыки людей, работающих в управлении проектами

Главной организацией, представляющей компетентностную школу в мире, является Международная ассоциация управления проектами IPMA (International Project Management Association).

IPMA широко представлена по всему миру через сеть национальных ассоциаций – на сегодняшний день их насчитывается более 60.

Представители этой школы считают, что стандартизировать нужно не процессы, а человека. Если специалист обладает определенным набором элементов компетентности, то, независимо оттого, выстроены или нет процессы в организации, его можно бросать на любой проект – наличие ключевых компетенций позволит ему сориентироваться, собрать команду, выбрать инструменты и успешно завершить проект.

Такой подход нашел отражение в разработанном IPMA стандарте PM ICB – Project Management International Competence Baseline. ICB содержит требования к компетентности специалистов в области управления проектами.


В настоящее время каждая из национальных ассоциаций разрабатывает свой адаптированный к местным условиям, но основанный на ICB национальный стандарт. В России IPMA представляет некоммерческая организация СОВНЕТ, которая разработала и поддерживает НТК – Национальные требования к компетентности в области управления проектами.

Сертификация IPMA включает четыре уровня:

  • Уровень A. Сертифицированный директор проектов. Уровень топ-менеджера организации, который держит под контролем весь портфель проектов компании. На сегодняшний день в России насчитывается всего 150 специалистов этого уровня.
  • Уровень B. Сертифицированный старший руководитель проектов. Уровень куратора проекта – руководителя, одновременно контролирующего ряд проектов. Это специалист, который ставит контрольные точки, запрашивает информацию, организует работу на проектах.
  • Уровень C. Сертифицированный руководитель проектов. Наличие сертификата уровня C подтверждает, что специалисту можно доверить самостоятельное управление проектом. Для того, чтобы получить сертификат уровня C, кандидат должен подтвердить практический опыт работы на проектах.
  • Уровень D. Сертифицированный специалист. Это сертификат базового уровня, наличие которого подтверждает, что специалист обладает всеми необходимыми компетенциями для работы в качестве участника команды проекта. При прохождении сертификации на уровень D не требуется подтверждать наличие практического опыта работы на проектах.

На рисунке ниже представлена структура и стоимость прохождения экзамена для разных уровней сертификации IPMA.

Экзаменационная сессия длится три дня:

  • В первый день проводится письменное тестирование. Тест включает закрытые и открытые вопросы: отвечая на закрытые вопросы, кандидат выбирает один из предложенных вариантов; отвечая на открытый вопрос, пишет эссе объемом в одну страницу. Причем, даже отвечая на закрытые вопросы, кандидат может оставлять комментарии к ответу. Ответы оценивает не компьютер, а асессор, и в спорных ситуациях он может учитывать то, что написано в комментариях, и снимать с кандидата штрафные баллы.
  • Во второй день сертификационной сессии проводится деловая игра (для уровней C, B и A). Из кандидатов формируются команды, каждая из команд получает кейс и разрабатывает ключевые управленческие документы для этого кейса. Во время игры асессоры наблюдают за кандидатами: кто как общается, как команда распределила работы, как команда определила лидера, и т.д., и делают соответствующие выводы. По завершении игры команда делает презентацию, выполняется формальная оценка выполненной работы и асессоры выносят свой вердикт.
  • В третий день оценочной сессии проводятся личные собеседования: сначала кандидат представляет свой опыт на примере одного из своих проектов, асессоры задают вопросы, и выносят окончательное решение.

Пример закрытого вопроса из сертификации IPMA

Разработка концепции управления предметной̆ областью проекта не включает в себя:

  1. Анализ проблемы и потребности в проекте;
  2. Анализ причин вызывающих отклонения в предметной̆ области проекта;
  3. Уточнение основных характеристик проекта;
  4. Все вышеперечисленное;
  5. A и B;
  6. A и C;
  7. B и C;
  8. Ни один из вариантов.

Пример открытого вопроса из сертификации IPMA

Как связаны объем работы, её скорость и количество ресурса?

Сертификат IPMA действует в течение 5 лет, для его продления необходимо сдавать экзамен. Всего в мире насчитывается около 500 000 обладателей таких сертификатов.

Виды стандартов управления проектами

Исторически под стандартами принято понимать образцы, эталоны объектов для сопоставления их с другими подобными явлениями. Стандарт также понимается как документ, позволяющий установить в отношении объекта стандартизации комплекс специальных правил, норм и требований. Он отличается от эталона тем, что последний является пределом близости к идеальному образцу рассматриваемого объекта, а стандарт предписывает выполнение норм, которые обеспечивают приближение к заданному эталонному состоянию.

Проектная практика в мире насчитывает уже более пяти десятилетий. Такого рода процедур выполнены миллионы, многие, в том числе уникальные решения, были воспроизведены тысячи тысяч раз. И, естественно, по чисто человеческой природе возникла потребность накопленный опыт выполнения разнообразных проектов каким-то образом обобщить, систематизировать и сделать его менее уникальным. Так начались процессы унификации опыта и знаний. Стали появляться методологии управления проектами как специализированные формальные описания отдельной области менеджмента.

Первоначальными задачами систематизации и стандартизации было как-то определиться с общей терминологией и понятиями, затем возникла необходимость получить и обобщить требования к содержанию работ, к качеству выполняемых процессов. Потребовалось сформировать функциональные блоки технологии управления проектами. Параллельно была осознана необходимость выяснить, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать проектный руководитель для успеха в своей деятельности.

Исходя из этого, стали возникать институты сначала национального масштаба, затем и международного, которые занялись сбором, аккумулированием и структурированием опыта результативной реализации проектов. Лучшие практики были подвергнуты анализу и синтезу, ориентируясь на два управленческих компонента: объектного типа (отдельные проекты, компании в целом) и субъектного (с позиции квалификационных требований к проект-менеджерам). Стандарты управления проектами по мере развития стали представлять собою методологические решения, которые позволяют в современных версиях:

  • четко понимать терминологический базис управления проектами, предмет этой деятельности, роли участников;
  • обеспечить развитие специалистов и руководителей, практикующих проектный вид деятельности, но самое главное, повышать результативность и эффективность новых проектов;
  • в ходе сертификации не только присваивать и подтверждать квалификацию профессионалов, но и оценивать практики проектного управления.

Ниже представлена классификационная таблица видов стандартов в области проектного управления, применяемых в мире. Они делятся на четыре группы по уровням охвата.

  1. Международные стандарты.
  2. Национальные стандарты.
  3. Отраслевые решения.
  4. Корпоративные стандарты.

Сертификация PRINCE2®

Существует еще одна популярная международная система сертификации менеджеров проектов, которая не относится ни к одной из вышеперечисленных школ – PRINCE2.

Это метод, который был разработан в конце1980-х гг. в правительстве Великобритании как способ управления проектами информатизации. Со временем этот метод перешел на новый качественный уровень и стал универсальным, применимым для проектов любого типа. Метод используется на правительственном уровне практически во всех странах Евросоюза для реализации важных масштабных проектов.

В качестве примера можно привести недавно реализованный проект реконструкции морского порта в г. Роттердам (Нидерланды). PRINCE2 – это официальный метод реализации всех проектов ООН, очень похожий метод используется в Еврокомиссии.

Руководство Managing successful projects with PRINCE2 – это инструкция к действию, которая описывает три вещи:

  • Принципы управления проектами
  • Инструменты управления проектами
  • Последовательность действий при управлении проектами

На сегодняшний день этот метод является наиболее популярным в сфере управления проектами благодаря своей практичности и возможности адаптации для крупных и небольших проектов.

Всего в мире насчитывается более 1 500 000 сертифицированных специалистов по PRINCE2.

Система сертификации включает три уровня:

  • PRINCE2 Foundation. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства по PRINCE2 и правильно понимает все профессиональные термины. Экзамен длится 1 час, включает 75 вопросов, для получения сертификата необходимо правильно ответить на 50% вопросов. Стоимость сертификации составляет 12 000 рублей.
  • PRINCE2 Practitioner. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства и умеет адаптировать метод к своему проекту. Данный экзамен сложнее, поскольку проверяет не знание книги, а умение применить знания в конкретной ситуации. Кандидат получает кейс и отвечает на 80 вопросов по этому кейсу. Чтобы получить сертификат, он должен правильно ответить на 55% вопросов за 2,5 часа. Стоимость сертификации составляет 16 000 рублей.
  • PRINCE2 Professional. Самый «продвинутый» уровень сертификации, пока недоступный в России. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист не только знает и умеет применять метод на практике, но и способен внедрить метод в той или иной организации. Чтобы получить сертификат, кандидат должен пройти трехдневную экзаменационную сессию в асессмент-центре, в том числе личное собеседование с асессорами.

Пример вопроса из сертификации PRINCE2 Practitioner

В конце стадии инициации менеджер проекта обновил план проекта, чтобы показать, как и когда будут измерены и зафиксированы все ожидаемые выгоды от рекламного календаря.


Является ли это надлежащим применением PRINCE2 в этом проекте?

Нет, потому что все изменения в плане проекта должны быть утверждены управляющим советом проекта. Нет, потому что большая часть ожидаемых выгод будет достигнута после того, как проект будет закрыт

Да, поскольку очень важно определить способ измерения каждой выгоды, чтобы можно было внести измеримые улучшения. Да, поскольку ожидаемые выгоды от рекламного календаря можно измерить на протяжении жизненного цикла проекта

Базовые понятия

Известное изречение Вернера Карла фон Гейзенберга, лауреата Нобелевской премии по физике, гласит: “Мы имеем дело не с законами природы, а с нашим представлением о них”. Так и понятие Project Management в мировой практике трактуется неоднозначно в зависимости от выбранной модели, подхода к структуре знаний, типа и вида проектов и других факторов. Весьма разнообразны переводы самого термина Project Management на русский язык: управление проектом (проектами), проектный менеджмент, менеджмент проекта (проектов), проджект-менеджмент. Неоднозначен и смысл, вкладываемый в понятия “менеджмент проектов” и “управление проектами”.

Дело в том, что менеджмент проектов, сложившийся в рыночной экономике, является управленческой культурой и профессиональной деятельностью в условиях рынка и в системах, имеющих социальный характер. В командной экономике, безусловно, проекты выполнялись, проектами управляли; однако менеджмента проектов как культуры и профессиональной деятельности в их современном понимании не было и по определению быть не могло.

Исторически сложившиеся в СССР теория и практика управления проектами рассматривали проект как реализацию процессов, не предполагая наличия рыночной среды и соответствующей ей управленческой культуры. В последние годы в профессиональной среде произошли существенные сдвиги в понимании и использовании менеджмента проектов как новой для России управленческой культуры рыночного типа.

В силу указанных причин и с учетом особых требований к корректности используемой терминологии в рамках рассматриваемой темы (стандарты!), а также во избежание споров о трактовке переводов и значении терминов, авторы в данной статье пользуются англоязычным термином Project Management (PM).

Понятие “проект” в разных моделях и стандартах также трактуется с разных позиций. Скажем, в процессной модели (ISO 9000, 10006) проект рассматривается как процесс, а в рамках “менеджерской”, или организационно-деятельностной, модели (ICB IPMA) – определяется через “предприятие”, “усилие” и “деятельность”.

В таблице 1 приведены некоторые определения, используемые в документах, носящих нормативный характер или имеющих статус международной или национальной системы требований (стандартов) в области менеджмента проектов, процессов управления в проекте или менеджмента качества .

Таблица 1

Некоторые определения термина “проект”

Проект:

  • это предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики, отличающееся от других подобных предприятий специфической проектной организацией;
  • это предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации, с ограничениями на затраты и время, с тем, чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач;
  • это уникальный набор скоординированных действий, с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения.

IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee. Bremen: Eigenverlag, 1999. – p. 23.

Проект

это уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.

ISO/TR 10006: 1997 (E). Quality Management – Guidelines to quality in project management – p. 1.

Проект

это временное предприятие (усилие), осуществляемое (предпринятое) для создания уникального продукта или услуги.

A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standards Committee. 2000 Edition, 2000. – p. 4.

Проект

это уникальная совокупность взаимосвязанных действий (работ), с определенными датами начала и окончания, предназначенных для успешного достижения общей цели.

Australian Institute for Project Management. National Competence Standard for Project Management – Guidelines 1996. – p. 18.

Проект

это уникальная совокупность скоординированных действий (работ) с определенными точками начала и окончания, предпринятая индивидуумом или организацией для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами выполнения.

British Standard BS 6079-1:2000. Project management – Part 1: Guide to Project management – p. 2.

Структура

Структура ICB изображена на диаграмме, за характерную форму именуемая «Глаз ICB». Диаграмма символизирует взгляд менеджера на текущую ситуацию через призму, устанавливаемых ICB элементов управления проектами.

ICB содержит элементы компетентности, разделенные на три группы компетенций (всего 46):

  • Техническая,

  • Поведенческая,

  • Контекстуальная.

Техническая определяет круг основополагающих компетенций, необходимых менеджеру проекта.

Поведенческая определяет необходимые личные качества и особенности психики, необходимые для решения сложных, нестандартных и срочных задач.

Контекстуальная определяет способность менеджера проекта к анализу ситуации во внешнем окружении проекта, способность использование внешних ситуаций и влияния на них.


С этим читают