Автокраны: виды и особенности

Кабина управления автокраном

Стационарная

Стационарная кабина управления автокраном должна быть расположена в пределах габарита как по ширине, так и по высоте. Как правило, снабжена защитной решеткой для защиты от падения предметов со стройки, сдвижной дверью для удобства её открытия, панорамным остеклением для максимального обзора крановщика.

Нефиксированная башенная кабина

Нефиксированная кабина делится на 2 типа, которые могут быть совмещены друг с другом. Первый тип такой кабины имеет гидравлический механизм подъема для изменения угла наклона, чтобы улучшить обзор крановщика вверх. Второй тип является вынужденной мерой для того, чтобы кабину можно было уложить в габарит в ездовом режиме. Эта кабина иногда зовется «поворотной». При переходе из рабочего в ездовой режим при помощи гидравлики кабина поворачивается на 180* и оказывается сзади за противовесом.

Описание и устройство

Виды рабочего оборудования автокранов


Автокран с телескопической стрелой

Автокран К-4561 на шасси КрАЗ-257 с решётчатой стрелой

Автокран в башенно-стреловом исполнении

Автокран со стрелой с гуськом

Автокраны — наиболее распространённые из всей группы стреловых самоходных кранов.

Автомобильные краны собираются на шасси серийно выпускаемых грузовых автомобилей с установкой на раме передних и задних выносных опор для обеспечения устойчивости при работе крана с грузом и повышения грузоподъёмности. Они могут самостоятельно передвигаться по грунтовым дорогам и преодолевать подъёмы до 20 °.

Основным достоинством автомобильных кранов является их высокая мобильность, что даёт возможность оперативно перемещать их на удалённые друг от друга объекты. При перевозке по железным дорогам не требуется их разбирать, так как они вписываются в габарит железнодорожного транспорта.

Рабочее оборудование

К основному стреловому оборудованию автомобильных кранов относятся:

  1. Телескопические стрелы с жёстким подвесом.
  2. Решётчатые стрелы с гибким подвесом.
  3. Башенно-стреловое исполнение (сокр. БСИ).
  4. Стрелы с гуськом.

К сменному оборудованию относятся удлинительные секции (вставки) или выдвижные секции при телескопических стрелах, а также удлинённые гуськами стрелы.

В состав стрелового оборудования также входит стреловой полиспаст — для подъёма или опускания стрелы.

В качестве грузозахватного органа используются:

  1. Для работы со штучными грузами — крюковая обойма.
  2. Для работы с сыпучими грузами — грейфер.

Привод

Автомобильные краны различают:

  1. Краны с одномоторным приводом, где все механизмы приводятся в действие от основного двигателя внутреннего сгорания — двигателя шасси.
  2. Краны с многомоторным приводом, в котором каждый механизм приводится в действие своим индивидуальным двигателем.

В автомобильных кранах применяются следующие типы привода:

  1. Механический привод. Включает силовую установку базового шасси, коробку отбора мощности, коробку скоростей, распределительную коробку, силовые канатные барабаны.
  2. Электрический. Состоит из силовой установки базового шасси, коробки отбора мощности, генератора, питающего электрическим током электродвигатели механизмов крана.
  3. Гидравлический. Также имеет силовую установку шасси, соединённую с коробкой отбора мощности, гидронасосами, гидродвигателями и гидроцилиндрами. Гидравлический привод компактен, позволяет в широких пределах осуществлять бесступенчатое регулирование скоростей, но имеет низкий кпд.

Количество и типы приводов

По количеству приводов автомобильные краны можно разделить на две группы:

  • машины на основе одномоторного привода, в которых двигатель приводит в движение рабочие механизмы;
  • основанные на многомоторном приводе – в них для каждого узла имеется отдельный двигатель.

Автокраны отличаются и типом привода:

Автокран с механическим приводом

  • в моделях на механическом приводе энергия от двигателя передается рабочим механизмам при помощи трансмиссии;
  • при электрическом — передача энергии происходит через генератор;
  • в гидравлическом приводе используется механическая энергия от гидронасосов;
  • в комбинированном приводе используется сочетание разных принципов, например, электрического и гидравлического питания.

Из всех типов привода наиболее удобным и компактным считается гидравлический. Его единственным недостатком является низкий КПД. Электрический привод выгоден возможностью получения питания от внешней сети, что позволяет:

  • повысить моторесурс установки;
  • облегчить выполнение работ при низких температурах;
  • снизить эксплуатационные расходы.

Так стоит ли покупать отечественный кран 25т?

В случае, если Вам необходим автокран 25 тонн, то ответ может быть однозначным – да, конечно стоит купить именно российскую машину, ведь в России до сих пор нет достойной альтернативы в этом секторе грузоподъемности. Только отечественный производитель знает все особенности эксплуатации автокранов в достаточно суровых Российских условиях, как погодных, так и дорожных.

Автокраны грузоподъемностью 25 тонн «Галичанин», «Клинцы» и «Ивановец» достаточно схожи по своей конструкции и возможностям, но нельзя не отметить, что галичские и клинцовские краностроители все больше используют европейские комплектующие, в частности, гидравлику и резинотехнические изделия (уплотнения, рукава высокого давления), а так же европейские стали. Ивановцы же делают ставку на отечественных и азиатских поставщиков.

Преимущества автокранов «Галичанин»

Краны «Галичанин» на автомобильных шасси российского или зарубежного производства – это надежная производительная спецтехника, предназначенная для подъема тяжелых грузов на большую высоту.

  • У кранов «Галичанин» отличные грузовысотные характеристики и высокая точность работы.
  • Они устанавливаются на автомобильные шасси, оснащенные мощными и экономичными силовыми агрегатами.
  • Завод предлагает возможность комплектации техники дополнительными опциями для различных климатических зон и условий эксплуатации.
  • Производитель дает большую гарантию на все модели (18 месяцев, или 1000 моточасов).

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:    Выбор кранов

Публикация:    Краны на автомобильном и пневмоколесном ходу

Читать далее:

   Автомобильный кран КТС-3

Краны на автомобильном и пневмоколесном ходу

Краны на автомобильном и пневмоколесном ходу предназначены для погрузки и выгрузки штучных грузов и сыпучих материалов (при оборудовании грейфером), а также для подачи стройматериалов к рабочим местам строителей и для монтажа конструкций в гражданском, промышленном и сельском строительстве. Они имеют большую скорость передвижения, маневренность и применяются при разрозненном строительстве объектов с небольшими объемами работ. Большая мобильность дает возможность успешно применять их и при поточном строительстве.

Краны по своей конструкции разделяются на группы: 1. По типу привода: – с обычным механическим приводом (КТС-3, КТС-ЗГ, К-102, К-123 и др.); – с дизель-электрическим многомоторным приводом переменного тока (К-52, К-104, К-106 и др.) и постоянного тока (К-255идр.); 2. По принципу работы: – с выносными опорами (автомобильные, а также пневмоко-лесные краны К-123, К-252 и др.), без выносных опор (К-Ю2, К-106 и др.).

Большинство кранов имеет четыре рабочих движения; подъем или спуск груза крюком, подъем или спуск груза стрелой, поворот стрелы, передвижение с грузом. При этом автокраны могут передвигаться только с малым грузом при стреле, направленой в противоположную сторону движения.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 54. Схема монтажа крана КТС-5-10: а—подъем башни с увеличением ее высоты; б—подъем стрелы в горизонтальное положение.

Пневмоколесные краны при работе без выносных опор могут передвигаться с грузом на небольшие расстояния (желательно со стрелой, расположенной вдоль оси крана).

Применение многомоторного дизель-электрического привода обеспечивает совмещение отдельных рабочих операций, регулирования в широких диапазонах рабочих скоростей, простоту и легкость управления и более высокую производительность. Совмещение движений кранов, имеющих механическую трансмиссию, зависит от количества реверсивных механизмов в приводе.

Управление такими кранами тяжелое и требует большого напряжения, особенно при совмещении операций.

Краны, имеющие дизель-электрический привод переменного тока, могут работать и от сети. Это экономит моторесурсы главного двигателя крана. Краны, которые могут работать без выносных опор, являются более маневренными и поэтому более производительными. Автомобильные краны монтируются на шасси серийно выпускаемых автомобилей.

Краны на пневмоколесном ходу изготовляются на специальном самоходном пневмоколесном шасси. В них используются отдельные узлы автомобилей. Большинство кранов оборудуется основной стрелой и главным грузовым крюком. Стрелы удлиняются вставками. Для работы с крупногабаритными грузами на удлиненные стрелы монтируются гуськи с вспомогательными грузовыми крюками.

Автомобильные краны управляются из двух кабин: при работе крана — из кабины крановщика, при передвижении крана своим ходом — из кабины шофера. Краны на пневмоколесном ходу имеют одну кабину, из которой кран управляется во время работы и при передвижении своим ходом.

Автомобильные краны рассчитаны на дальние передвижения своим ходом со скоростью 20—30 км/час в зависимости от вида дороги; краны на пневмоколесном ходу — на перемещение внутри строительной площадки. Пневмоколесные краны на большие расстояния перемещаются на буксире за автотягачами, на железнодорожных платформах, платформах трейлеров.

Автомобильные краны управляются одним крановщиком-шофером.

Пневмоколесные краны грузоподъемностью до 25 г управляются одним машинистом, свыше 25 г — машинистом и его помощником.

Техническая характеристика автомобильных и пневмоколесных кранов приведена в табл. 16.

Таблица 16 Техническая характеристика автомобильных и пневмоколесных кранов

Читать далее: Автомобильный кран КТС-3

Категория: — Выбор кранов

Шасси и несущая конструкция автокрана

Шасси автокрана можно разделить на два основных типа:

Первым типом являются классические грузовики, как шоссейные, так и повышенной проходимости, на которых располагается несущая рама крана. Во время работы самого автокрана рама грузовика не несет никакой нагрузки. Вся масса автокрана ложится на крановую раму и гидравлические опоры, выставляемые перед работой. Среднетоннажные автокраны такого типа как, например, «Ивановец» популярны в России и СНГ, для них используются грузовики МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, Урал и другие отечественные марки, но зафиксированы случаи установки «Ивановцев» и других Российских кранов на шасси IVECO, MAN, Scania и даже Volvo. Похожей схемой пользуются и в Японии, но это больше относится к малотоннажным автокранам фирмы Tadano. В западных же странах такая схема встречается реже, хотя были случаи установки среднетоннажного крана фирмы Liebherr и Terex на шасси фирмы Kenworth. Кроме всего прочего, рядом с кабиной для стрелы устанавливается ложемент безопасности. Также среди подобных автокранов распространено неудобство, связанное с центральным крюком крана, мешающим водительскому обзору и доставляющему немало хлопот крановщику при начале и завершении работы.

Вторым типом является специально сконструированное шасси под конкретный автокран. Это популярно за рубежом как на средне-, так и на крупнотоннажных кранах. Подобные шасси, как правило, делаются повышенной проходимости, но их недостатком часто является то, что они негабаритны по ширине.

Установка и разборка кранами на автомобильном ходу грузоподъемностью до 10 т опалубки деревянной стационарной сопряжений со скальным основанием


ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 37-01-016-01

Наименование Единица измерения
Установка и разборка кранами на автомобильном ходу грузоподъемностью до 10 т опалубки деревянной стационарной сопряжений со скальным основанием 100 м2 опалубливаемой поверхности
Состав работ
01. Установка опалубки с подачей ее кранами и крепление. 02. Разборка опалубки с обрезкой тяжей и анкеров.

ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ

В расценке учтены только прямые затраты работы на период 2000 года (Федеральные цены), которые рассчитаны по нормам ГЭСН выпуска 2009 года. Для дальнейшего применения, к указанной цене применяется коэффициент перехода в текущие цены.

Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1

Для определения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат применялись ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ

Наименование Ед. Изм. Трудозатраты
1 Затраты труда рабочих-строителей Разряд 3 чел.-ч 159,14
2 Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ) чел.-ч 0,89
Итого по трудозатратам рабочих чел.-ч 159,14
Оплата труда рабочих = 159,14 x 8,53 Руб. 1 357,46
Оплата труда машинистов = 30,46 (для начисления накладных и прибыли) Руб. 30,46

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Шифр Наименование Ед. Изм. Расход Ст-сть ед.Руб. ВсегоРуб.
 1  021116 Краны на автомобильном ходу при работе на гидроэнергетическом строительстве 10 т  маш.-ч 0,89 133,69  118,98
 2  100651 Молотки бурильные средние при работе от стационарных компрессорных станций  маш.-ч 9,54 30,87  294,50
 3  400001 Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т  маш.-ч 1,11 87,17  96,76
 4  400051 Автомобиль-самосвал, грузоподъемность до 7 т  маш.-ч 0,48 111  53,28
Итого Руб.  563,52

РАСХОД МАТЕРИАЛОВ

Шифр Наименование Ед. Изм. Расход Ст-сть ед.Руб. ВсегоРуб.
 1  101-0585 Масло дизельное моторное М-10ДМ  т 0,021 3997,5  83,95
 2  101-0797 Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм  т 0,023 4455,2  102,47
 3  101-1770 Толь с крупнозернистой посыпкой марки ТВК-350  м2 10,4 6,22  64,69
 4  101-1805 Гвозди строительные  т 0,005 11978  59,89
 5  102-0025 Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта  м3 0,93 1287  1 196,91
 6  102-0053 Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, III сорта  м3 1,85 1100  2 035,00
 7  201-1001 Тяжи и анкеры  т 0,11 12783,19  1 406,15
 8  402-0004 Раствор готовый кладочный цементный марки 100  м3 0,31 519,8  161,14
 9  411-0001 Вода  м3 31,8 2,44  77,59
 10  411-0031 Сжатый воздух  100 м3 0,025 12,68  0,32
Итого Руб.  5 188,10

ИТОГО ПО РЕСУРСАМ:      5 751,63 Руб.

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ:      7 109,09 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в текущих ценах открыть страницу

Сравните значение расценки со значением ФЕР 37-01-016-01

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Смета на строительство дома, на ремонт и отделку квартир — программа DefSmeta    Аренда программыВ программе предусмотрен помощник, который превратит составление сметы в игру.

Сроки службы кранов повышенной проходимости

Сроки службы кранов зависят от того, кто и как их использует, насколько интенсивно и в каких условиях, и даже от привычек хозяина: одни любят часто менять технику, другие используют машину «до последнего».

Компании, сдающие краны в аренду, обычно эксплуатируют их 3–5 лет и затем продают. Но у многих небольших строительных компаний и владельцев кранов – частных предпринимателей краны служат по 10–15 лет и более, прежде чем их обменяют на новую машину.

При надлежащем техническом обслуживании экономически оправданный срок службы автокрана может достигать 10 000 моточасов, или 25 лет работы. Двадцать лет для автокрана еще не старость, а «зрелый возраст». Однако специалисты рекомендуют заменять автокран после десяти лет эксплуатации, чтобы воспользоваться преимуществами инноваций, появившихся за эти годы в конструкциях новых моделей.

Так, у автокрана повышенной проходимости мод. КС-65740-4 производства ООО «Камышинский крановый завод» (ООО «ККЗ») номинальный 80%-ный ресурс до капитального ремонта при условии соблюдения требований эксплуатационных документов составляет 7300 моточасов, т. е. при 1,5-сменной работе в паспортном режиме срок службы крана составит 10 лет.

КС-65740-4 г/п 40 т оснащается полноприводным шасси КАМАЗ с колесной формулой 8×8, с единым двигателем мощностью 265 кВт. Длина 4-секционной стрелы составляет 30,34 м + удлинитель 9 м. Допускается телескопирование стрелы с грузом не более 4 т. Передвижение крана с грузом на крюке запрещено. Максимальная глубина отпускания груза, равного 50% от допустимого, стрелой рабочей длины 10,16 не менее 10 м. Машина комплектуется дополнительным отдельно возимым противовесом массой 7 т. Преодолеваемый краном уклон не более 16°. Скорость движения крана не более 60 км/ч.

ООО «ККЗ» образовано в ноябре 2017 г. на базе производственных мощностей ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН». Основной деятельностью предприятия является проектирование и производство гидравлических кранов на автомобильных и специальных шасси, а также запасных частей и комплектующих. В настоящее время завод серийно выпускает крановые установки г/п от 25 до 50 т на автомобильных и специальных шасси.

Тем не менее в эксплуатации можно найти автокраны с 20–30-летним сроком службы, но большинство таких «ветеранов» трудится где-то в далеких провинциях и сельской местности, где надзорные ведомства не так придирчивы.

Часть 1 Часть 2

Модели

Каждая модель автокрана Ульяновец разрабатывалась для работы в определенных условиях, поэтому имеет свои показатели грузоподъемности, маневренности и проходимости. Автомобильные краны, установленные на шасси с характеристиками 4х2 или 6х4, удобны для работ в условиях города, для передвижений по обычным дорогам. Их использование сэкономит и топливо. Работа на труднодоступных объектах и бездорожье потребует полноприводного автокрана.

МКТ-20


Автокран МКТ-20 предназначен для выполнения подъемных работ в условиях города. Техника выпускается на двухосном шасси Камаз или МАЗ и отличается мобильностью и функциональностью.

  1. Этот автокран Ульяновец имеет грузоподъемность 20 тонн.
  2. Длина телескопической стрелы составляет 8-18 м, а рабочая зона – 360°.
  3. Полная масса крана с основной стрелой – 15,5 тонн, а скорость передвижения– 60 км/ч.

МКТ-25

Автомобильный кран Ульяновец МКТ-25 имеет грузоподъёмность 25 тонн и простую и надежную конструкцию и является одной из наиболее популярных моделей подобной техники. Вес поднимаемых краном грузов не должен превышать 25 тонн – для этого техника оснащена 22-метровой трехсекционной стрелой.

Данная серия характеризуется самым большим выбором моделей. Возможно, это объясняется высоким спросом именно на данную грузоподъемность, а также постоянной конструкторской работой по повышению надежности и качества технического устройства. Широкий ассортимент моделей серии МКТ-25 позволит каждому потребителю выбрать технику, отвечающую его требованиям. При использовании гуськов значительно увеличивается высота подъема грузов и площадь обслуживания краном. В то же время, производство данной серии ведется с использованием комплектующих из Европы или США. Они проходят тщательную проверку на износостойкость.

Немаловажно и обеспечение комфортных условий для работы оператора:

  • значительный объем остекления позволяет увеличить обзор и точность выполнения операции;
  • прекрасная звукоизоляция защищает от посторонних звуков;
  • кабина оборудована системой отопления и вентиляции;
  • удобное кресло позволяет снизить утомляемость оператора;
  • доступность всех приборов обеспечивает простоту и легкость в управлении краном.

Зона работы крана – 360°.

Есть возможность установки гуськов длиной 6 или 9 м, бура (с глубиной бурения до 3 м) или различного гидравлического инструмента.

Вылет стрелы составляет 2,3-19 м.

Кран монтируется на 3-хосные платформы. Применяется для монтажа различных конструкций, а также в строительных и погрузочно-разгрузочных работах.

Модели МКТ-25 могут быть смонтированы на дорожных или вездеходных шасси МАЗ, Камаз, Урал или КРАЗ. При производстве этой серии используются европейские и американские комплектующие.

Полная масса техники с основной стрелой – 20,4 т.

Цена на автокран этой модели начинаетя от 4,5 млн. рублей.

Управление краном достаточно простое, рабочий процесс осуществляется при помощи гидропривода.

МКТ-30

Автокраны Ульяновец МКТ-30 с грузоподъемностью 30 тонн относятся к технике среднего класса тяжести. В качестве шасси могут быть выбраны МАЗ, Камаз или Ford Cargo с 3 осями. Техника отличается высоким уровнем производительности и грузовысотными показателями. Автокраны этой серии развивают скорость до 90 км/ч, что позволяет быстро преодолевать необходимое расстояние от одного объекта до другого. Техника укомплектована мощным дизельным двигателем.

МКТ-40

Ульяновец МКТ-40 оснащен 4-хсекционной стрелой 9-30 м, лебедки управляются джойстиками. Автокран массой 30 т может передвигаться со скоростью 60 км/ч на отечественных или импортных платформах.

  1. Длина гуськов может быть 6, 9 или 13 м.
  2. Зона работы – 360°.
  3. Управление лебедкой осуществляется с помощью джойстиков.
  4. Крановая установка монтируется на шасси «Ford» или «Volvo» или Камаз.
  5. Скорость передвижения автокрана – 60 км/ч.

МКТ-50

С учетом последних достижений мирового краностроения была разработана модель МКТ-50. Высота подъема стрелы от 11 до 35 м. Доукомплектовать крановую установку можно 8- или 14-метровым гуськом.

Эта мощная техника, грузоподъемностью до 50 тонн, создана для работы в тяжелых условиях. В качестве шасси могут использоваться четырехосные, в том числе и вездеходные, шасси Камаз, Volvo или Iveco. Полная масса автокрана – 40 тонн. Стоимость этого автокрана- от 7, 8 до 9,5 млн. рублей.

Кран Ульяновец МКТ-50 отличается:

  • большим опорным контуром;
  • достаточным запасом прочности;
  • мощным опорно-поворотным устройством;
  • четырехосным или вездеходным шасси;
  • стрелой, достигающей 35 м.

Она изготавливается из высококачественной стали шведского производства, и поднимается с помощью цилиндров.

Популярные марки

На российском рынке представлены отечественные и зарубежные модели автокранов, отличающиеся высокими эксплуатационными характеристиками. Зарубежная техника известна своим качеством, высокой производительностью и новейшими технологическими особенностями. Лидируют по популярности марки:

  • Liebherr – знаменитые немецкие краны, работающие в любых климатических условиях, г/п 25-500 т;
  • китайская марка XCMG выпускается с использованием немецких технологий, г/п 8-200 т;
  • Grove – одна из лучших американо-немецких марок, г/п 14-500 т;
  • Terex-Demag – китайский бренд, известный компактностью и безопасностью, г/п 40-1000 т.

Несмотря на высокую конкуренцию, российская грузоподъемная техника пользуется не меньшей популярностью, благодаря адаптированности к местным условиям и комфортным для заказчиков ценам. Среди самых популярных можно выделить российские марки:

  • «Галичанин» с гидравлическим приводом и г/п от 15 до 30 т, выпускаются на базе КАМАЗ, ЗИЛ;
  • «Углич» на основе КАМАЗ и МАЗ, г/п 14-20 т;
  • «Юргинец» на шасси УРАЛ, с полным приводом, одна из лучших моделей в условиях бездорожья;
  • «Клинцы» на базе ЗИЛ, МАЗ, г/п 8-15 т;
  • «Ивановец» на шасси УРАЛ, КАМАЗ, БАЗ, г/п 16-100 т.

Современные автомобильные краны характеризуются не только превосходными эксплуатационными качествами, но и высокой степенью безопасности, экологичностью и прекрасным дизайном.

Заключение

Как видим, большую часть нашего рейтинга занимают детища китайского производства. В современных условиях Китай действительно выходит на лидирующие позиции в производстве строительной техники больших размеров.

Автокраны большой грузоподъёмности действительно рекордсмены в ряду строительной техники и могут выполнять сложнейшие задачи при строительстве и перемещении крупногабаритных и тяжёлых грузов.

Рассматривая технические характеристики больших автокранов, можно только представить, какие бы шедевры создали строители Древнего Египта или зодчие инков.

В завершение отметим один примечательный факт, что самый высокий автокран в четыре раза выше символа США — Статуи Свободы.

Редакция TheBiggest.ru ждёт от вас интересных комментариев. Какие самые большие автокран вы видели, и какие произвели на вас наибольшее впечатление? Любые интересные истории, связанные с автокранами.

Автор статьи: Валерий Скиба


С этим читают