Гост 7242-81 (ст сэв 3793-82) подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными шайбами. технические условия (с изменением n 1)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шарики должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.


2.2. Шарики должны быть изготовлены из стали по ГОСТ 801-78 и ГОСТ 4727-83. По заказу потребителя допускается изготовление шариков из других марок сталей.

2.3. Шарики должны быть термически обработаны:до твердости — при диаметре до 45 мм;до твердости — при диаметре более 45 мм.

2.4. Устанавливается 10 степеней точности шариков, обозначаемых в порядке снижения точности цифрами: 3; 5; 10; 16; 20; 28; 40; 60; 100; 200.

2.5. Отклонение среднего диаметра, разноразмерность шариков по диаметру в партии, непостоянство единичного диаметра, отклонение от сферической формы (без учета волнистости) и шероховатость поверхности не должны превышать значений, указанных в табл.2.

Таблица 2

Степень точности

Номинальный диаметр шарика , мм

Отклонение среднего диаметра шариков, применяемых в виде отдельных деталей

Разно- размер- ность шариков по диаметру в партии

Непостоянство единичного диаметра

Отклонение от сферической формы

Шероховатость поверхности

мкм, не более

3

От 0,25 до 12

±5

0,13

0,08

0,08

0,100

5

0,25 » 12

±5

0,25

0,13

0,13

0,020

0,100

10

0,25 » 25

±9

0,50

0,25

0,25

0,020

0,100

16

0,25 » 25

±10

0,80

0,40

0,40

0,032

0,160

20

0,25 » 38

±10

1,00

0,50

0,50

0,040

0,200

28

0,25 » 38

±12

1,40

0,70

0,70

0,050

0,250

40

0,25 » 50

±16

2,00

1,00

1,00

0,080

0,400

60

0,25 » 80

±30

3,00

1,50

1,50

0,100

0,500

100

0,25 » 120

±40

5,00

2,50


2,50

0,125

0,600

200

0,25 » 150

±60

10,00

5,00

5,00

0,200

0,800

Примечания

1. Значения шероховатости установлены для шариков 3-й степени точности всех диаметров; для шариков остальных степеней точности при мм.

2. По заказу потребителя допускается изготавливать шарики, применяемые в виде отдельных деталей, с предельными отклонениями, отличающимися от указанных в табл.2.

2.6. Отклонения среднего диаметра шариков всех степеней точности, применяемых в подшипниках качения, приведены в табл.3.

Таблица 3

Номинальной диаметр шариков , мм

Отклонения среднего диаметра шариков , мм, не более

От 0,25 до 1,5

±0,010

1,5 » 3

+0,010

-0,020

3 » 6

±0,025

6 » 10

±0,050

10 » 18

±0,100

18 » 30

±0,150

30 » 150

±0,200

2.7. Шарики не должны иметь трещин, коррозии, а также шлифовочных отжигов в виде пятен вторичной закалки и вторичного отпуска.Не допускаются забоины, раковины, вмятины и риски, видимые невооруженным глазом с нормальным уровнем зрения при освещении 300 лк с расстояния 0,5 м, а также следы обезуглероживания, выявленные методом холодного травления или дефектоскопии.

2.8. Шарики должны быть размагничены.

2.9. Шарики диаметром от 3 до 45 мм должны выдерживать испытание на разрушающую нагрузку.Разрушающие нагрузки при испытании шариков должны быть не менее указанных в табл.4 для приведенных в ней диаметров; для шариков с другими номинальными диаметрами разрушающие нагрузки должны быть не менее устанавливаемых в приложении 2.

Таблица 4

Номинальный диаметр шарика , мм

Разрушающая нагрузка, Н (кгс), не менее

3,175

5394 (550)

3,969

8434 (860)

4,763

12062 (1230)

5,556

16279 (1660)

5,953

18142 (1850)

6,350

21280 (2170)

7,144

26968 (2750)

7,938

32852 (3350)

8,731

39717 (4050)

9,128

43149 (4400)

9,525

47071 (4800)

9,922

51975 (5300)

10,319

54917 (5600)

10,716

59820 (6100)

11,112

63743 (6500)

11,509

68646 (7000)

11,906

73549 (7500)

12,303

78453 (8000)

12,700

83356 (8500)

13,494

94143 (9600)

14,288

104931 (10700)

15,081


116699 (11900)

15,875

128467 (13100)

16,669

142196 (14500)

17,462

154945 (15800)

18,256

168674 (17200)

19,050

183384 (18700)

19,844

199075 (20300)

20,638

214766 (21900)

21,431

220650 (22500)

22,225

247128 (25200)

23,019

257915 (26300)

23,812

281451 (28700)

25,400

318716 (32500)

26,194

333426 (34000)

26,988

357943 (36500)

27,781

374614 (38200)

28,575

397169 (40500)

30,162

441299 (45000)

31,750

487390 (49700)

33,338

534462 (54500)

34,925

582515 (59400)

35,719

603109 (61500)

36,512

632529 (64500)

38,100

686465 (70000)

39,688

735499 (75000)

41,275

799242 (81500)

42,862

853179 (87000)

44,450

912018 (93000)

2.10. Шарики диаметром более 45 мм должны выдерживать испытание на сжатие. Испытательная нагрузка при сжатии и изменение диаметра шарика под действием этой нагрузки в зависимости от размера шарика должна соответствовать значениям, указанным в табл.5.

Таблица 5

Номинальный диаметр шарика , мм

46,038

50,8

60

76,2

100

101,6

150

Нагрузка, кН (тс)

63,7(6,5)

78,45(8)

98,07(10)

147,1(15)

245,17(25)

245,17(25)

490,33(50)

Разность в размерах диаметров, измеренных до и после сжатия, мкм, не более

2,5

3

3

3

4

4

6

Способы изготовления

Существует несколько способов получения шаров. Процесс не из простых, требует наличия профессионального оборудования. Речь идет и о литье (производство чугунных моделей) и о придании формы нарубленной проволоке, используя пресс. Последнюю рубят из бухты стальной нити, дальше они обтесываются с помощью матриц с двух сторон, пока шарик не станет сферическим и не будет определенных припусков.


Прессование бывает, как горячее, так и холодное. Проволока направляется на пресс с выемкой в основании (диаметром схожей с размерами шара). Одновременно по окантовке изделия образуется обод, в дальнейшем удаляющийся при работе на обдирном станке.

Дальше шары отправляются на термическую обработку, которая и помогает им получить требуемую твердость. В независимости от способа производства, шарики требуют шлифовки до желаемых параметров (с точностью в десять микрон от требуемой). Изделия иногда дополнительно покрывают слоем нержавейки или они могут быть полностью сделаны из нержавеющей проволоки.

Важно, чтобы форма каждого шара в подшипнике была идеально круглой. Без этого плавное скольжение невозможно, даже 1 микрон на любом из шаров способен помешать функциональности всего механизма

Каждый этап контролируется: и размеры, и характеристики. Дальше шары отправляются в упаковочный отдел, а оттуда – готовятся к продаже или ждут в сборочной части, чтобы стать элементом полноценного изделия.

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Для проверки соответствия шариков требованиям настоящего стандарта следует проводить приемочный контроль.

3.2. При приемочном контроле шарики проверяют на соответствие:

п.2.2 — 0,03% от партии (для шариков диаметром до 45 мм — не менее 5 шт. и не более 10 шт.);для шариков диаметром свыше 45 мм — не менее 2 шт. и не более 5 шт.;

пп.2.4 и 2.6 — 0,1% от партии, но не менее 5 шт. и не более 50 шт.;

п.2.7 — 0,03% от партии, но не менее 5 шт. и не более 50 шт.;табл.4 — 3 шт. от партии.

3.3. При несоответствии шариков хотя бы одному требованию настоящего стандарта проводят повторный контроль удвоенного количества шариков, взятых из той же партии, по тем же параметрам.Результаты повторного контроля распространяются на всю партию.

Н hh-H hhhH l~d

I в

f — наименьший шарик в партии шариков: 2- партия шариков; 3- наибольший шарик а партии шариков;

4 — партия шариков с наименьшим О*,*., которую следует отнести к группе шарика S:

5- партия шариков с наибольшим которую следует отнести к группе шарика S; а — раэиоразмериость диаметра шариков в партии V*.; Ь — непостоянство диаметра шарика с — средний диаметр шариков в партии Ow; d — шкала подгрупп шарика: е — шкала групп шарика:

(- отклонение партии шариков от группы шарика д* д — подгруппа шарика, к которой относится партия шариков. Л — группа шарика S: » — диапазон среднего диаметра партии шариков для группы шарика S.

Рисунок Б.2

Примеры типов дефектов и методы контроля

В.1 Дефекты

У шариков из мигрида кремния, предназначенных для применения в подшипниках, могут встречаться дефекты. перечисленные в В.1.1. Методы их конгроля/обнаружения переделены в В.1_2.

В.1.1 Виды дефектов

Существуют следующие виды дефектов:

— включения:

— пористость:

— раковин;

— царапины:

• бороздки:

— потертости;

— трещины;

• изменчивость цвета.

В. 1.2 Методы контроля

Существуют следующие методы контроля:

— при бепом свете видимого спектра (с применением увеличительных приборов или без них);

— флуоресцентная проникающая дефектоскопия (FPI) (с применением увеличительных приборов или без

них);

— угътразвухобой контроль.

Примечание-В настоящее время развиваются следующие методы:

а) резонансный контроль (резонансная ультразвуковая спектроскопия);

б) поверхностные волны Рэлея;

в) акустическая микроскопия.

Перечень технических отклонений

Г.1 Перечень технических отклонений приведен в таблице Г.1. Таблица Г.1_

Структурный элемент

Модификация

Раздел 2 Нормативные ссылки

Ссылка на ISO 1132-1 «Подшипники качения. Допуски. Масть 1. Термины и определения» заменена ссылкой на ГОСТ 25256-201311 «Подшипники качения. Допуски. Термины и определения»

Ссылка на ISO 5593 «Подшипнжи качения. Словарь» заменена ссылкой на ГОСТ 24955-8111 «Подшипники качения. Термины и определения» Ссылка на ISO 4288 «Характеристики изделий геометрические (GPS). Структура поверхности. Профильный метод. Правила и методика оценки структуры поверхности» заменена ссылкой на ГОСТ 2789-73’‘ «Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики»

‘ ‘ Степень соответствия — NEQ.

Раздел 3 Термины и определения Дополнить:

«3.14 интервал группы шарика (interval of ball gauge): Разность между

соседними группами шарика.

3.15 интервал подгруппы шарика (interval of ball subgauge): Разность между соседними подгруппами шарика.»

Раздел 4 Обозначения

Дополнить.

«/s — интервал группы шарика;

— интервал подгруппы шарика:»

Примечание-В настоящем стандарте введены дополнительные термины и соответствующие определения и обозначения, поскольку зги гер^ыны и обозначения используются в тексте стандарта.

Библиография

Международный стандарт ИСО 26602-2009

Керамика тонкая (высококачественная керамика, высококачественная техническая керамика).

Нитрид кремниевые материалы для шариков подшипников качения (Fine ceramics (advanced ceramics, advanced technical ceramics) — Silicon nitride materials for rolling bearing balls)

Международный стандарт ИСО 12181-1:2011

Характеристики изделий геометрические (GPS). Крутость. Часть 1. Словарь и параметры крутости (Geometrical Product Specifications (GPS) — Roundness — Pari 1: Vocabulary and parameters of round ness)

Международный стандарт ИСО 4291:1985

Методы оиенки крутости. Измерение изменений радиуса (Methods for the assessment of departure from noundness — Measurement of variations in radius)

УДК 621.822.6:006.354

МКС 21.100.20 ОКП 461000, MOD

465000,

467000,

468000,

469000

Ключевые слова: подшипник качения, керамический шарик, размер, степень точности, сортировка

Подписано в печать 16.03.2015. Формат 60x84V*

Уел. печ. л. 1.86. Тираж 31 экз. Зак. 539

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

123995 Москва. Гранатный пер., 4.

Сфера наименьших квадратов — идеальная сфера, среднеквадратическое отклонение точек действи

тельной поверхности шарика от которой минимально.

Перевод документа имеется в .

Сферы применения

Большая часть готовых шаров отправляется на сборку подшипников разного назначения, но нередко изделия нужны в качестве самостоятельного товара: в них нуждаются стержни обычных шариковых ручек, а еще – дезодоранты.

Шары из стали незаменимы, когда изготавливаются подшипники качения и линейной работы, в дробеструйной технологии, шаровых мельницах, производстве станков, для прочих направлений сельскохозяйственной, автомобильной, военной и прочих промышленностей.

Шарики из подшипников, для изготовления которых идет качественная хромистая сталь, применяются во всех машиностроительных разновидностях и в получении товаров народного потребления. Например, изделия из нержавейки – машиностроение, производство электроники, медицина (клапаны дозирующего оборудования), из молибденово-кремниевой стали – долота для бурения и турбобуры.

Элементы из стали с малым количеством углерода чаще задействуют, создавая боеприпасы с экологически безопасной дробью, пневматические 4.5-калиберные пули шарного типа. Полимеры и керамика – как элементы клапанов высокого давления, способных выдержать сложные условия работы, в разных автомобильных узлах.

отдельно приведена таблица размеров шариковых подшипников


С этим читают